Ганслик Э.

100

Xанслик (Hanslick) Эдуард (11 IX 1825, Прага - 6 VIII 1904, Баден, близ Вены) - австр. Музыковед. Занимался теорией музыки и игрой на фп. У В. Я. Томашека. Учился на юридическом ф-те Пражского, а затем Венского ун-тов. С 1846 выступал как муз. Критик, сотрудничал в различных органах венской периодической печати. С 1861 профессор Венского ун-та по теории и истории музыки. Читал публичные лекции о музыке во мн. Городах Австрии, Чехии, Германии. Широко известен эстетич. Труд Г. "О музыкально-прекрасном" (1-е изд. 1854, Лейпциг), носящий остро полемич. Характер и направленный гл. Обр. Против романтич. Эстетики. Одновременно Г. Критиковал положение теории аффектов и взгляды франц. Просветителей, считавших определяющим началом муз. Выразительности интонации человеческой речи.

Эта критика велась Г. С реакционных формалистич. Позиций. В осн. Положениях своего труда Г. Опирался на взгляды И. Ф. Гербарта, исходившего из философии И. Канта. Г. Противопоставлял музыку как особую форму духовной деятельности др. Видам иск-ва. Отсюда проистекало его отрицательное отношение к программной музыке и опере. Г. Приходил к определению музыки как игры. Книга Г. Вызвала множество полемич. Откликов. К наиболее последовательным противникам Г. На Западе принадлежал А. В. Амброс, в России - А. Н. Серов. Вместе с тем эстетич. Воззрения Г. Оказали значит влияние на развитие зап.-европ. Муз. Науки. В частности, они послужили исходным пунктом для теории муз. Стилей X. Римана и Г. Адлера.Своей деятельностью Г.-критик часто опровергал Г.-теоретика и в конкретных суждениях не всегда последовательно придерживался собственных эстетич.

Принципов. Г. Энергично пропагандировал наследие И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и особенно Л. Бетховена, к-рого он сравнивал с У. Шекспиром как художника, в совершенстве выразившего дух времени. Крупнейшим композитором послебетховенской эпохи Г. Признавал Р. Шумана, хотя и оспаривал некоторые его эстетич. Взгляды. Среди музыкантов 2-й пол. 19 в. Г. Высоко оценивал И. Брамса, восторженно отзывался о "Кармен" Бизе. В то же время он был непримиримым противником Ф. Листа и Р. Вагнера и в течение всей своей жизни вел упорную борьбу с возглавлявшимися ими направлениями. Г. - один из первых зап. Критиков, серьезно оценивший ряд произв. П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова. Но при этом он проявлял явное непонимание нац.-своеобразных черт рус. Музыки. Несмотря на противоречия, муз.-критич.

Наследие Г. Представляет интерес как отражение идейно-эстетич. Борьбы в европ. Музыке 19 в. И как богатый источник муз.-историч. Сведений. Блестящий стилист, разносторонне образованный, он немало способствовал поднятию авторитета муз. Критики.Сочинения. О музыкально-прекрасном. Пер. И предисл. Г. А. Лароша, М., 1910. Geschichte des Konzertwesens in Wien. 1848-1866, Bd 1-2, W., 1869-70. Die moderne Oper. Kritiken und Studien, Bd 1-9, В., 1875-1900, 1911. Aus meinem Leben, Bd 1-2, В., 1894, 1912.Литература. Серов А. Н., Опера и её новейшие направления, в его кн. Критические статьи, т. 2, СПБ, 1892, с. 1195-96. Его же, Гектор Берлиоз, там же, т. 4, СПБ, 1895, с. 1939-1940. Вагнер В. A., О прекрасном в музыке. Критика на сочинение Ганслика, "Вопросы философии и психологии", 1895, кн.

29. Линицкий A., Эстетическая теория Э. Ганслика (Критический этюд), "РМГ", 1914, NoNo 20-21, 22-23. Ганслик как музыкальный критик и воинствующий теоретик музыкального формализма, в кн. Маркус С., История музыкальной эстетики, т. 2, М., 1968. Hirschfeld R., Das kritische Verfahren Е., Hanslicks, W., 1895.Ю. В. Келдыш..

Значения в других словарях
Ганон Ш. Л.

Правильнее Анон (Напоп) Шарль Луи (2 VII 1819, Ран-сюр-л'Эр - 19 III 1900, Булонь-сюр-Мер) - франц. Пианист, органист, педагог. Учился в Парижской консерватории у III. В. Берио (сына Ш. О. Берио). Преподавал игру на фп. В Булонь-сюр-Мер. Автор этюдов и инструктивных пособий для фп., в т.ч. Известного сб. "Пианист-виртуоз..." ("Pianiste-virtuose. En 60 exercices". Последнее издание - Будапешт, 1964), элементарной фп. Методики ("Mйthode йlйmentaire de piano"), руководства по аккомпанементу ("Systи..

Ганская музыка

При наличии общенац. Традиций музыка многочисл. Народностей Ганы, говорящих на языках фанти, аким, аквапим, дагомба, мампруси и др., имеет свою специфику и выполняет разл. Функции в быту. Напр., у народов конкомба, дагбани, адангме одним из осн. Элементов свадебной церемонии является музыка, у акан и ряда др. Народов этой традиции нет. В сев. Р-нах страны коллективный труд, как правило, сопровождается музыкой, у народов ашанти нет такого обычая. У конкомба есть песни косьбы и гребли, но нет песе..

Гануш Я.

(Hanus) Ян (р. 2 V 1915, Прага) - чеш. Композитор. Учился у О. Еремиаша в Праге (1932-40). Руководитель муз. Изд-ва Ф. А. Урбанека (до 1949), чл. Совета лит. Об-ва "Пршитомност", муз. Об-в З. Фибиха, Й. Б. Фёрстера и О. Острчила, сотрудник неск. Пражских изд-в. В кон. 40-х гг. Организовал симф. Оркестр при Армейском ансамбле им. В. Неедлы. Участвовал в подготовке полн. Собр. Соч. А. Дворжака (до 1955), традиции к-рого (наряду с традициями нем. Поздних романтиков) продолжал в своём творчестве. Со..

Ганьебен А.

(Gagnebin) Анри (13 III 1886, Льеж - 2 VI 1977, Женева) - швейц. Композитор и органист. По национальности бельгиец. Почётный доктор Женевского ун-та (1947) и почётный чл. Корол. Академии музыки в Лондоне. Учился в Лозанне, Берлине, Женеве (у О. Барблана и Ж. Лаубера) и Париже (в "Схола канторум" у В. Д'Энди, Л. Вьерна, А. Гастуэ, Б. Сельвы). В 1910-16 органист протестантской церкви Искупления в Париже. В 1916-25 - церкви св. Иоанна в Лозанне, одновременно преподавал в консерваториях Лозанны и Не..

Дополнительный поиск Ганслик Э. Ганслик Э.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ганслик Э." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ганслик Э., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 10 символа