Глареан Г.

153

Глареанус (Glareanus. Наст. Имя и фам. - Генрих Лорис, Loris, Loritus, Loriti) (июнь 1488, Моллис, кантон Гларус - 28 III 1563, Фрейбург в Брейсгау, Юж. Германия) - швейц. Поэт, филолог, муз. Теоретик и педагог. Учился в лат. Школе в Берне, в 1501-06 - в Ротвейле (Германия) у М. Рубеллуса, изучал музыку под руководством И. Кохлеуса, а также богословие в ун-те в Кёльне (с 1506). С 1510 магистр иск-в, в 1512 получил звание поэта-"лауреата". Г. Был основателем ряда уч. Заведений-интернатов (в Базеле, 1514. Париже, 1517. Фрейбурге, 1527), преподавал в университетах Франции, Германии, Швейцарии разл. Науки и иск-ва - математику, музыку, философию, историю, литературу и поэтику. Учёный-гуманист, обладавший широкими познаниями в разных областях науки, Г.

Общался с выдающимися учёными своего времени, в том числе Эразмом Роттердамским. Наибольшее значение имеют труды Г. В области теории музыки, в к-рых он опирался на музыкальную практику (признание реальных ладов), занимал прогрессивную позицию в оценке прошлого и современности. Его первая работа "Введение в музыкознание...." ("Isagoge in musicen...", Базель, 1516) содержит главы о сольмизации, интервалах, ладах и их применении. Гл. Труд Г. - муз. Трактат "Додекахордон" ("Dodekachordon" - "Двенадцатиструнник", 1519-39, изд. 1547) - исследование о средневек. Церк. Ладах. Опираясь на труды древнегреч. Теоретиков и изучив особенности диатоники, он устанавливает существование 12 диатонич. Ладов (а не 8, узаконенных средневек.

Муз. Теорией). Им были впервые обоснованы ионийский (мажор) и эолийский (минор) лады. 3-я часть трактата содержит многочисл. Примеры из сочинений предшественников и современников Г. - Й. Окегема, Я. Обрехта, Жоскена Депре и др. Композиторов 15-16 вв., подтверждающие широкое применение описанных Г. Ладов в муз. Практике эпохи Возрождения. Этот трактат известен также под назв. "О музыке - её деление и определение" ("De musices - divisione ас definitione", Basel, 1549). В 1888-90 "Додекахордон" издан с добавл. Примеров из совр. Партитур и выдержками из биографии Г., составленной Г. Шрайбером ("Dodekachordon", Publikationen der Gesellschaft fьr Musikforschung). Среди совр. Изд. - "Dodecachordon" (Faks., "Monuments of Music and music Literature in Faksimile", II, 65, N.

Y., 1967, Hildesheim, 1969). Г. Был редактором сочинений Боэция (изданы посмертно М. Ротой с комментариями И. Мурмеллия и М. Агриколы, 1570). Идеи Г. Имели важное значение для развития гармонич. Мышления в европ. Музыке и оказали влияние на Дж. Царлино и др. Муз. Теоретиков.Литература. История европейского искусствознания от античности до конца 18 в., М., 1963, с. 120, 121. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, М., 1966, с. 387-413. Schreiber H., H. Loriti Glareanus, gekrцnter Dichter, Philolog und Mathematiker..., Freiburg, 1837. Fritzsсhe О. Fr., H. L. Glarean. Sein Leben und seine Schriften, Frauenfeld, 1890. Schering A., Die Notenbeispiele in Glarean's Dodecachordon (1547), в кн. Sammelbдnde der Internationalen Musikgesellschaft, Lpz., 1911/12.

Kirsch E., Studie zum Problem des Heinrich Loriti Glarean, в кн. Festschrift A. Schering zum 60. Geburtstag, В., 1937.К. К. Розеншильд..

Значения в других словарях
Глазунов А. К.

Александр Константинович (29 VII (10 VIII) 1865, Петербург - 21 III 1936, Париж) - рус. Композитор, дирижёр, муз.-обществ. Деятель. Нар. Арт. Республики (1922). Изучал теорию музыки и композицию под рук. Н. А. Римского-Корсакова и после полутора лет занятий с ним, в 16-летнем возрасте, написал 1-ю симфонию, поразившую ясностью, законченностью формы и свободой изложения. В рецензии на первое исп. Симфонии (под упр. М. А. Балакирева) Ц. А. Кюи отмечал, что её юный автор "является композитором во в..

Глазуп Р. П.

Рихард Петрович (р. 20 V 1920, Рига) - сов. Дирижёр. Засл. Деят. Иск-в Латв. ССР (1956). Окончил Латв. Консерваторию по классам органа (1944), дирижирования (1950), композиции (1952). С 1944 дирижёр, с 1967 главный дирижёр Театра оперы и балета Латв. ССР. Участвовал в постановке опер "Сказание о граде Китеже..." (1955), "Лоэнгрин" (1958), "Иван Сусанин" (1967), "Пиковая дама". "Манон Леско" Пуччини (1969), "Банюта" Калниня (1969), балета "Спартак" Хачатуряна (1960) и др. В 1966 Г. Поставил оперу..

Глас

(старослав., равнозначно рус. Слову голос) - в древнерус. Церк. Пении сумма диатонич. Попевок типа трихордов и тетрахордов, связанных с определёнными областями церк. Звукоряда. Восемь Г. Составляли систему осмогласия, охватывавшую весь осн. Попевочный фонд церк. Пения. Каждое песнопение, как правило, принадлежало к одному из восьми Г. И строилось на попевках данного Г. Однако существуют образцы, в к-рых осуществлялась своеобразная мелодич. Модуляция, т. Е. Переход из одного Г. В другой. Иногда н..

Глебов Е. А.

Евгений Александрович (р. 10 IX 1929, Рославль Смоленской обл.) - сов. Композитор. Засл. Деят. Иск-в БССР (1966). В 1950 как участник худож. Самодеятельности был принят на подготовит. Отделение Белорус. Консерватории, к-рую окончил в 1956 по классу композиции А. В. Богатырёва. Был дирижёром оркестра Белорус. Т-ра юного зрителя, муз. Ред. Киностудии "Беларусьфильм". С 1966 зам. Пред. Правления CK БССР. В 1953-63 вёл педагогич. Работу в Минском муз. Уч-ще. С 1971 преподаёт композицию в Белорус. Ко..

Дополнительный поиск Глареан Г. Глареан Г.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Глареан Г." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Глареан Г., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 10 символа