Глас
(старослав., равнозначно рус. Слову голос) - в древнерус. Церк. Пении сумма диатонич. Попевок типа трихордов и тетрахордов, связанных с определёнными областями церк. Звукоряда. Восемь Г. Составляли систему осмогласия, охватывавшую весь осн. Попевочный фонд церк. Пения. Каждое песнопение, как правило, принадлежало к одному из восьми Г. И строилось на попевках данного Г. Однако существуют образцы, в к-рых осуществлялась своеобразная мелодич. Модуляция, т. Е. Переход из одного Г. В другой. Иногда на протяжении одного песнопения затрагивались все восемь Г. Наконец, было известно нек-рое количество песнопений, мелодич. Материал к-рых не был ограничен кругом попевок осмогласия.Исследователи рус. Церк. Пения 19 в., исходя из распространённого в их время представления об универсальном значении античной муз.
Системы (Д. В. Разумовский, Ю. К. Арнольд, И. И. Вознесенский), стремились объяснить русские Г. С помощью древнегреч. Теории музыки, но попытки отождествления их с древнегреч. Ладами оказывались научно несостоятельными. Позднее В. М. Металлов установил, что в основе рус. Осмогласия лежит не система звукорядов с разл. Господствующими и конечными тонами, а сумма попевок, из к-рых одни принадлежат отд. Г., другие же употребляются в нескольких Г., но излагаются по-разному. Позднейшие исследования музыковедов-византологов (Г. Дж. У. Тильярд, Э. Веллес) показали, что тот же принцип лежал в основе системы византийских ладов (см. Византийская музыка).Попевочный фонд рус. Осмогласия накапливался постепенно. Количество попевок в певческих уч. Пособиях 17 в.
Исчисляется сотнями, но в Г. Они распределены неравномерно. Наименьшее количество попевок - примерно по 150 - содержат 3, 5, 6 и 7-й гласы. В 1, 2 и 4-м гласах примерно по 200 попевок, а в 8-м гласе около 300. Существуют песнопения с одинаковым текстом и гласовой принадлежностью, но разл. По напеву. Их принято обозначать словами. "Ин перевод" или "Преводне".Литература. Разумовский Л., Церковное пение в России, М., 1867. Вознесенский И., О церковном пении православной Греко-Российской церкви. Большой знаменный напев, К., 1887. Металлов В., Осмогласие знаменного роспева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного роспева по гласовым попевкам, М., 1900. Бражников М., Пути развития знаменного распева XII-XVIII веков, Л.-М., 1949.
Его же, Древнерусская теория музыки, Л., 1972. Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971.Н. Л. Успенский..
Дополнительный поиск Глас
На нашем сайте Вы найдете значение "Глас" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Глас, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 4 символа