Гречанинов А. Т.

109

Александр Тихонович (13(25) X 1864, Москва - 4 I 1956, Нью-Йорк) - рус. Композитор. Происходил из купеческой семьи. В 1881-90 учился в Моск. Консерватории у Н. Д. Кашкина, В. И. Сафонова (фп.), Г. А. Лароша, Н. А. Губерта (контрапункт), А. С. Аренского (гармония и фуга), С. И. Танеева (анализ муз. Форм). В 1890-93 - в Петерб. Консерватории, к-рую окончил по классу сочинения H. A. Римского-Корсакова. Получил премию за 1-й квартет на конкурсе, объявленном М. П. Беляевым (1894). Сотрудничал с петерб. Хором И. А. Мельникова и P. P. Беккера (создал ряд произв. Для этого коллектива). В 1896 вновь переехал в Москву. Под влиянием знакомства с С. В. Смоленским мн. Работал в области церк. Музыки. Писал также музыку для спектаклей Моск. Художеств. Театра. "Царь Фёдор Иоаннович" (1898), "Смерть Иоанна Грозного" (1899), "Снегурочка" (1900).

В 1903 был избран зам. Пред. Муз.-этнографич. Комиссии при Моск. Ун-те. Сделал множество обр. Песен разных народов России (белорусских, татарских, башкирских). Тогда же Г. Начал работать в муз. Школе Гнесиных. Позже руководил детским хором в школе Т. Л. Беркман. Эта работа стимулировала его творч. Деятельность в области детской музыки (песни, фп. Пьесы, детские оперы). В 1903 была пост. Опера Г. "Добрыня Никитич" (Большой т-р, Москва). Следующая его опера "Сестра Беатриса" (1910), созданная под впечатлением исполнения В. Ф. Комиссаржевской заглавной роли в одноим. Пьесе-мистерии М. Метерлинка, вскоре была снята со сцены по настоянию Синода. С 1910 Г. Выступал в качестве пианиста-аккомпаниатора (с певцами - исполнителями его романсов). В 1914 и 1915 ему были присуждены Глинк.

Премии (за 3-й и 4-й квартеты). После Великой Oкт. Социалистич. Революции Г. Концертировал как дирижёр и пианист, работал с детскими хорами, проводил лекции-концерты. В 1925 уехал за границу. Поселившись в Париже, выступал с исп. Своих произв. В 1929 совершил конц. Турне по США с певицей Н. П. Кошиц. С 1939 жил в Нью-Йорке. В 1943 напирал поэму "К победе", посв. Сов. Армии. Одно из последних его произв. - "Элегическая поэма" для фп. (1945) - посв. "памяти героев, жизнь свою положивших в борьбе за свободу".Г. Принадлежат произв. Разл. Жанров. 6 опер (в т. Ч. 3 детские), 5 симфоний, камерно-инстр. Ансамбли, сочинения для разл. Инструментов, более 100 романсов, вок. Ансамбли, хоры, обр. Нар. Песен, театр, и церк. Музыка. Однако его крупные инстр. Сочинения и оперы не обладают самостоятельностью стиля и эклектически сочетают влияние композиторов "Могучей кучки" и П.

И. Чайковского. Относит. Успехом пользовалась опера "Добрыня Никитич", в к-рой образы рус. Нар. Эпоса преломлены в лирически-романсовом плане. В опере "Сестра Беатриса" Г. Отдал дань символистским тенденциям, воспринятым, однако, чисто внешне. Наряду со стилизацией ср.-век. Григорианского хорала в музыке оперы сказывается влияние вагнеровской пышной орк. Звукописи. Особое место занимает опера "Женитьба" (на текст одноим. Комедии Н. В. Гоголя, 1945-46), выдержанная в декламац. Плане. Г. Попытался здесь независимо от аналогичного творч. Эксперимента М. П. Мусоргского решить задачу воплощения в музыке гоголевской прозы.Наиболее ярко дарование композитора раскрылось в камерно-вок. И хор. Жанрах. В его романсах использованы стихи русских поэтов - А.

С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова, Вяч. И. Иванова. Популярны романсы. "Колыбельная" (сл. Лермонтова), "Узник" и "Ночь" (сл. Пушкина), "Степью иду я унылою" и "Что ты поникла, зелёная ивушка" (сл. A. Н. Плещеева), "Острою секирою ранена берёза" и "На нивы жёлтые" (сл. А. К. Толстого), привлекающие мягкой лирич. Напевностью, чутким преломлением нар.-песенных элементов, поэтич. Пейзажностью. Характеристичностью муз. Языка отличаются "4 басни Н. А. Крылова" (1903). В вок. Сочинениях нач. 20 в. Проявляются черты большего драматизма и вместе с тем изысканности стиля. Циклы "Цветы зла" (сл. Ш. Бодлера, 1909), "Драматическая поэма" (сл. Г. Гейне, пер. B. С. Соловьёва, 1910), "В сумерки" (сл. Гейне, Блока, Бальмонта, Тютчева, 1913), "Триптих" (сл.

Вяч. Иванова, 1915) и др. Подчас в них ощущается влияние образов символистской поэзии.Неск. Циклов хоров a cappella, относящихся преим. К раннему периоду творчества Г., близки по своему содержанию и муз. Языку его камерно-вок. Лирике. Нередко композитор использует в них нар. Тексты и мелодии или, не прибегая к цитированию, самостоятельно претворяет образы нар.-песенного творчества (напр., "Лён", ошибочно принимавшийся за подлинную нар. Песню).В области церк. Музыки Г., следуя идеям Смоленского, стремился возродить стиль старинного рус. Пения, близкого к нар. Истокам. Вместе с тем он использовал в своих духовных сочинениях достижения разл. Жанров рус. Музыки 19 в., симфонизируя хор. Фактуру, внося элементы оперной выразительности.

Эти новые тенденции впервые проявились в 2 духовных хорах ор. 19 (1898) и "Литургии Иоанна Златоуста" No 2(1903). В дальнейшем Г., не ограничиваясь хор. Звучанием, включал в партитуру инструменты. Такие сочинения, нарушавшие каноны православного богослужения, не были допущены к исп. В церквах. Они звучали на конц. Эстраде, среди них - "Демественная литургия" (1917, 2-я ред. 1926), одна из частей к-рой ("Сугубая ектения") получила известность в исп. Ф. И. Шаляпина.Ценный вклад внёс Г. В детскую музыку. Его сб-ки детских песен (на тексты рус. Поэтов или на нар. Слова, иногда с использованием подлинных нар. Мелодий) широко вошли в педагогич. Практику, в репертуар детских хоров. Различные по степени трудности детские песни Г. Соединяют инструктивные задачи С разнообразием художеств.

Средств.Сочинения. Оперы - Добрыня Никитич (ор. 22, 1895-1901, пост. 1903, Большой т-р, Москва), Сестра Беатриса (ор. 50, 1908-10, пост. 1912, Оперный т-р Зимина, Москва), Женитьба (ор. 180, 1946, пост. 1948, Муз. Фестиваль в Беркшире, Англия). Детские оперы - Ёлочкин сон (ор. 55, 1911), Теремок (ор. 92, 1919), Кот, петух и лиса (ор. 103, 1924). Для орк.- 5 симфоний (h-moll, op. 6, 1894. Пасторальная, A-dur, op. 27, 1902-09. E-dur, ор. 100, 1920-23. C-dur, op. 102, 1923-24. G-moll, op. 153, 1936-37), Лесная идиллия, балет-дивертисмент (op. 117, 1925), симф. Поэма К победе (б. Op., 1943), Элегическая поэма (ор. 175, 1945), увертюра Великий праздник (ор. 178, 1946), Лирическая поэма (ор. 185, 1947-48). Камерно-инстр. Ансамбли - 2 фп. Трио (c-moll, op. 38, 1906.

G-dur, op. 128, 1931), 4 струн, квартета (G-dur, op. 2, 1892-93. D-moll, op. 70, 1914. C-moll, op. 75, 1915-16. F-dur, op. 124, 1929). Для скр. И фп. - 2 сонаты (D-dur, op. 87, 1918-19. C-moll, op. 137, 1933). Для влч. И фп. - соната (op. 113, 1927). Для фп., в т. Ч. 2 сонаты (g-moll, op. 129, 1929. Op. 174, 1944). Романсы (св. 200). Детские песни (сб-ки) - Ай-дуду (ор. 31, 1903), Петушок (ор. 39, 1906), Ручеёк (ор. 40, 1907), В деревне (ор. 45, 1908), Времена года (ор. 46, 1908), Пчёлка (ор. 66, 1914), Жаворонок (ор. 67, 1914), Тропинка (ор. 89, 1920), Ладушки (оп. 96, 1922-23), Мать-гусыня (Mather goose, текст англ., ор. 122, 1930). Обр. Нар. Песен - Татарские и башкирские песни для голоса и фп. (ор. 25, 1901), Шотландские народные песни на сл. Бёрнса (ор. 49, 1909), 3 великорусские народные песни для жен.

Квартета или хора (ор. 77, 1917), 3 украинские народные песни для жен. Квартета или хора (ор. 82, 1918), 4 белорусские народные песни для голоса и фп. (ор. 84, 1918), 2 великорусские народные песни для голоса и фп. (ор. 91, 1920), 2 великорусские народные песни для голоса и фп. (ор. 120, 1929).Литературные сочинения. Несколько слов о "духе" церковных песнопений, "Московские ведомости", 1900, 23 февр. По поводу моей статьи "О духе церковных песнопений", там же, 1900, 14 марта. Моя музыкальная жизнь, Париж, 1934 (англ. Пер., с доп. И вступит. Ст. Н. Слонимского - My life, N. Y., 1952. В обоих изд.- список муз. Соч.).Литература. Григорьев A., Урусов Г. В., О духе церковного пения. По поводу статьи А. Гречанинова, "Моск. Ведомости", 1900, 29 февр.

А. Т. Гречанинов. Биографический набросок, "Музыкальный труженик", 1908, No 7. М. Гречанинов и его вокальная музыка, "МЖ", 1910, No 7-8. Тинеев Б., А. Т. Гречанинов. Биографический очерк, "РМГ", 1911, No 11-12. Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), "Добрыня Никитич" Гречанинова в Народном доме, "Хроника журнала "Музыкальный современник"", 1916, No 2, 30 сент. Список сочинений А. Т. Гречанинова (Verzeichnis der Musikalischen Werke), M., 1924. Александров Ю., Страницы жизни, "СМ", 1964, No 10. Нелидова-Фивейская Л., Последние годы, там же.Ю. В. Келдыш..

Значения в других словарях
Гретри А. Э. М.

(Gretry) Андре Эрнест Модест (8 или 11 II 1741, Льеж - 24 IX 1813, Монморанси, близ Парижа) - франц. Композитор, муз. Писатель. По происхождению бельгиец. Чл. Института Франции (1795). Родился в семье музыканта. , С 1750 учился в церк.-певч. Школе, вскоре стал солистом хора. Брал уроки композиции у органиста Реннекена. Существ. Роль в муз. Развитии Г. Сыграли спектакли итал. Оперной труппы, часто гастролировавшей в Льеже. К 17 годам Г. Был автором ряда сочинений (мессы, мотетов, арий). Совершенс..

Греховодов Н. М.

Николай Максимович (7(20) X 1903, Усть-Каменогорск - 22 VIII 1971, Ижевск) - сов. Композитор, дирижёр и фольклорист. Засл. Деят. Иск-в Удм. АССР (1945).Один из основоположников проф. Музыки в Удмуртии. В 1936 окончил Ленингр. Консерваторию по классу композиции П. Б. Рязанова. В 1936-1938 сотрудник фольклорной секции Ин-та этнографии АН СССР. С 1938 ст. Науч. Сотрудник по муз. Фольклору Удмуртского н.-и. Ин-та истории, экономики, языка и лит-ры. Участник экспедиций по записи удм. Нар. Песен (расш..

Греческая музыка

Греч. Муз. Культура одна из древнейших в мире (см. Древнегреческая музыка). В средние века греч. Проф. Музыка развивалась в русле византийской музыки. Начиная с сер. 15 в. Многовековое турецкое иго затормозило её развитие. Нац. Муз. Традиции сохранились только в нар. Творчестве и церк. Музыке. Греч. Нар. Музыка отличается богатством жанров и форм. Песни можно разделить на эпические, исторические, бытовые, баллады. Среди бытовых - трудовые, колыбельные, любовные, свадебные, застольные, шуточные, ..

Греческий распев

Один из распевов рус. Правосл. Церкви. Произведения, обозначенные как Г. Р., появляются в рус. Певч. Книгах только во 2-й пол. 17 в. Мелодика их лаконична, ей свойственны симметрия ритма и большее сравнительно со знаменным распевом ощущение тональной устойчивости.Греческий распев. Из рукописи конца 17 в. Библиотека Ленинградской духовной академии. No 217, лист 16.Г. Р. Подчинён системе осмогласия, но фонд его попевок ограничен, и последние не столь откристаллизованы, как попевки знаменного распе..

Дополнительный поиск Гречанинов А. Т. Гречанинов А. Т.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гречанинов А. Т." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гречанинов А. Т., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 16 символа