Греческая музыка
Греч. Муз. Культура одна из древнейших в мире (см. Древнегреческая музыка). В средние века греч. Проф. Музыка развивалась в русле византийской музыки. Начиная с сер. 15 в. Многовековое турецкое иго затормозило её развитие. Нац. Муз. Традиции сохранились только в нар. Творчестве и церк. Музыке. Греч. Нар. Музыка отличается богатством жанров и форм. Песни можно разделить на эпические, исторические, бытовые, баллады. Среди бытовых - трудовые, колыбельные, любовные, свадебные, застольные, шуточные, календарные, посв. Массовым нар. Празднествам. Подавляющее большинство историч. Песен создано в годы борьбы греков против турецкого ига (песни клефтов) и в период становления греч. Нац. Гос-ва, их осн. Содержанием стало воспевание свободы и независимости.
Исполнение греч. Нар. Песен часто сопровождается хороводом. Названия нар. Танцев ведут своё происхождение от местности, где они бытуют (критский танец и др.), от историч. События (танец Залонго и др.), от названия профессии (хасапикос - танец мясников и др.) либо берут своё назв. От ритма и движения (сиртос, сиртаки и др.). Среди нар. Муз. Инструментов - разл. Виды лютни, свирель, лира, продольная флейта, волынка. Особой популярностью пользуются бузуки, мандолина, скрипка. Все они, как правило, входят в состав нар. Оркестров, в к-рые с 30-х гг. 19 в. Входят также кларнет и гитара.Нац. Проф. Музыка в континент. Греции стала складываться в 30-е гг. 19 в., после провозглашения независимости страны. До этого лишь на Ионических островах (на к-рые не распространялось турецкое владычество) развивалась проф.
Нац. Муз. Культура. Среди известных представителей Ионической школы - Н. Мандзарос, С. Ксиндас, П. Карер, С. Самарас, Д. Лаврангас, Г. Ламбелет. Мандзарос - автор музыки греч. Нац. Гимна (1865). Он же основал Филармоническое общество Керкиры (1840), в к-ром получили муз. Образование мн. Греч. Музыканты. В их числе С. Ксиндас, автор первой подлинно нац. Оперы "Кандидат в депутаты" (1888, Афины). Более ранние оперы П. Карера создавались под воздействием идей греч. Революции 1821 ("Маркое Боцарис", 1861, Патры. "Госпожа Фросини", 1869, Закинф. "Деспо, героиня Сули", 1882, Патры). Одна из его многочисл. Песен - "Старый Димос" (сл. А. Валаоритиса) - стала народной. Самарас - первый греч. Композитор, творчество к-рого стало известно за пределами Греции. Он автор мн.
Опер ("Флора Мирабилис", 1886, Милан. "Лионелла", 1891, Милан. "Мученица", 1894, Неаполь. "Укрощение колдуньи", 1895, Милан. "Мадмуазель де Белль-Иль", 1905, Генуя. "Рея", 1908, Флоренция) и Олимпийского гимна (1896). Формирование греч. Проф. Муз. Культуры связано с большим влиянием итал. И франц. Музыки. Преодоление этого влияния происходит в последней четв. 19 и в нач. 20 вв., Возникает большой интерес к нар. Песне. На её основе создаётся новый для Греции жанр муз. Спектаклей-водевилей (комидиллион), музыку к к-рым писали Д. Коромилас, Д. Кокинос, Д. Родиос, Н. Ламбелет, С. Бекаторос и др. Нац. Тенденции ярко выявились в творчестве Д. Лаврангаса и Г. Ламбелета. Лаврангас - автор 9 опер (среди к-рых "Дидона", 1909. "Два брата", 1900. "Чародейка", 1902.
"Факанапас", 1950. Все поставлены в Афинах), 5 оперетт, симф., камерных, вок. И хор. Произв., теоретич. Работ по муз. Иск-ву и критич. Статей. На основе созданной Лаврангасом оперной труппы (1900) в 1940 был организован в Афинах первый греч. Нац. Оперный т-р ("Этники лирики скини"). Лаврангас стал руководителем нар. Хора с острова Кефалиния (1889), Афинского филармонич. Общества, вёл большую педагогич. Работу в Афинской консерватории (осн. 1871). Он же был одним из основателей первого в Греции муз. Изд-ва (1897). Большой вклад в популяризацию и исследование греческой нар. Музыки внесли Г. Ламбелет (автор многочисленных песен и книги "Греческая народная музыка", 1934) и его брат Н. Ламбелет.Основоположники совр. Греч. Нац. Муз. Школы - М. Каломирис, Д.
Лаврангас, Г. Ламбелет, М. Варвоглис и Э. Риадис стремились к созданию проф. Нац. Музыки на основе соединения греч. Фольклора с достижениями мировой муз. Культуры. Каломирис - автор опер ("Старший мастер", 1916. "Кольцо матери", 1917. "Восход", 1945. "Мутные воды", 1951. "Константин Палеолог", 1962. Все поставлены в Афинах), симф. И камерно-инстр. Произв., был основателем Эллинской (1919) и Национальной (1926) консерваторий в Афинах, директором Нац. Оперного т-ра, пред. Союза греч. Композиторов, действительным чл. Афинской АН (1945). М. Варвоглис, создавший оперу "После полудня любовь" и многочисл. Произв. Для симф. Оркестра, музыку к древнегреч. Трагедиям, был также крупным муз.-обществ. Деятелем. Э. Риадиса - автора ок. 200 песен и обработок ок. 100 нар.
Песен - называют греч. Шубертом. Вклад в создание греч. Муз. Школы внесли Л. Маргаритис (основатель Салоникской консерватории, 1914), Д. Левидис, Т. Спатис, Н. Лавдас, действительный чл. Афинской АН П. Петридис, Г. Пониридис, Г. Склавос, К. Сфакьянакис, дирижёр и композитор Д. Митропулос. Большое значение для развития совр. Муз. Культуры имела деятельность музыковеда и педагога А. Теодоропулу, дирижёра Ф. Икономидиса (основателя Афинского государственного симфонического оркестра, 1943) и др. В 20-х и 30-х гг. 20 в. В Греции выдвигаются композиторы, окончившие отечественные музыкальные учебные заведения. Многие композиторы этого поколения проявили себя как муз.-обществ. Деятели и педагоги. В их числе. С. Михаилидис (директор Салоникской гос. Консерватории и дирижёр симф.
Оркестра Сев. Греции, исследователь греч. И кипрской нар. Музыки), А. Евангелатос (директор Эллинской консерватории, пред. Союза греч. Композиторов), Г. Георгиадис (директор "Салоникского хора", Студенческого хора и оркестра Салоникского ун-та, автор книги "Греческие хоровые песни"). Композиторы Л. Зорас, М. Вурцис, Б. Коласис и К. Кидоньятис выступают также как дирижёры. Известность получило творчество Н. Скалкотаса, Г. Казасоглу, Г. Платона, М. Паландиоса.События 2-й мировой войны и борьба греч. Народа против фаш. Оккупантов нашли отражение в симф. Творчестве М. Каломириса (симф. Поэма "Смерть отважной"), М. Варвоглиса (симф. Поэма "За колючей проволокой"), участника греч. Сопротивления А. Ксеноса (песни - "Вперёд", "Орлята", "Гимн молодёжи" и др.).
Борьба греч. Народа за свободу и нац. Независимость - основная тема творчества Ксеноса (симф. Поэмы - "Новые сульоты", 1941. "Дзавелас", 1942. "Сопротивление", 1948. "Дигенис не умер", 1952. "Прометей", 1962. "Спартак", 1963, и др.). В 40-х и нач. 50-х гг. Выдвинулась многочисленная группа композиторов, стремившаяся писать произведения, основанные на греч. Фольклоре и визант. Муз. Наследии. Наряду с симф. И муз.-сценич. Произв. Она создала греч. Массовую песню. Среди них выделяется М. Хадзидакис, значение к-рого определяется тем, что он придал своей музыке глубоко нац. Характер. Им написаны музыка к более чем 50 театр, пост., а также ко многим древнегреч. Трагедиям, к десяткам кинофильмов, фп., симф. И балетная музыка. По пути М. Хадзидакиса пошли мн.
Др. Композиторы - Г. Бификоцис, Г. Замбетас, К. Капнис, Г. Кацарос, Т. Моракис, Г. Музакис, М. Плесас, М. Теодоракис, а с сер. 60-х гг. - Я. Глезос, С. Ксархакос, X. Леонидис, М. Лоизос, Я. Маркопулос и др. Их песни получили известность в самой Греции и за рубежом. Деятельность этих композиторов, а также творчество самодеятельных композиторов (М. Вамвакариса, Я. Папаиоанну, В. Цицаниса и др.) в значит. Степени нейтрализовала влияние зап. И псевдогреч. Лёгкой музыки, оказала большое влияние на исполнительское иск-во. Были созданы оркестры, включающие греческие народные инструменты, хор. Коллективы, с к-рыми композиторы выступают в качестве дирижёров и певцов.Среди др. Группы композиторов, творчество к-рых не вышло за пределы академизма или же протекает под влиянием модернизма,- Н.
Астранидис, Я. Ксенакис, А. Кунадис, Г. Сисильянос и др. А. Кунадис и Н. Астранидис зарекомендовали себя также как видные пианисты и дирижёры.Военный переворот в Греции (1967) отрицательно сказался на развитии муз. Культуры страны. Вместе с тем мн. Греч. Композиторы остались верны демократическим идеалам, продолжают создавать произв., проникнутые духом свободолюбия.Среди греч. Исполнителей. Певцы - Н. Мосхонас, М. Каллас, К. Дамасиоти, А. Захарату, А. Франгиан-Спилиопулу, З. Влахопулу, Г. Пасхалис, Л. Хева, Т. Цахуриду, А. Делендас, С. Калогерас. Пианисты - Г. Темелис, К. Кидоньятис, В. Девеци, Р. Вурци. Скрипачи - Б. Коласис и Н. Дикеос. Виолончелист - Э. Папаставрос. Дирижёры - Ф. Ваваянис, А. Паридис, Л. Зорас, Д. Хорафас, С. Михаилидис, М. Хадзидакис, А. Евангелатос, А.
Кунадис, Ф. Византиу и др. Бузукисты - М. Хьотис, К. Папандопулос, Н. Карнезис и др. Среди эстрадных греч. Певцов - Г. Бификоцис, С. Казандзидис, Маринелла, Иованна, Н. Мусхури, М. Фарандури.В Греции функционируют. Нац. Оперный театр ("Этники лирики скини"). 5 симф. Оркестров, в их числе - Афинский гос. Оркестр, гос. Оркестр Сев. Греции, оркестр Афинского радио и Нац. Оперного т-ра. Ансамбль песни и танца Доры Страту, хор города Трикалы, хор девушек под упр. Фалин Византиу и др. Единственная гос. Консерватория работает в Салониках (1914), остальные содержатся частными об-ва-ми - Афинская (1871), Пирейская (1904), Эллинская в Афинах (1919), Национальная в Афинах (1926). Консерватории имеют филиалы в ряде крупных городов Греции. Имеется несколько средних музыкальных учебных заведений.Наиболее популярный фестиваль музыки - Афинский (проходит ежегодно летом в древнегреческих т-рах).
В нём наряду с греческими музыкантами и исполнителями принимают участие зарубежные оперные, хоровые и симф. Коллективы и солисты.Однако концерты этих фестивалей посещает огранич. Круг любителей музыки. Ежегодно проводится фестиваль популярной песни, главным образом в Салониках.Литература. Каломирис М., Прошлое и настоящее греческой музыки, "СМ", 1956, No 2. Аноянакис Ф., Музыка в современной Греции, там же, 1958, No 3. Колмыков С., Новогреческая музыка, там же, 1971, No 1. "Моytikn kai Poinsn", Atnnai. 1926. Lampelet Г., Etnikiomos eis tnn Texnnn xai n 'Ellnnikn Dnmodns Moysixn, Atnnai, 1928. Его же, 'H 'Ellnnikn Laikn Moysixn, AMnnai, 1934. Mixanlidns S., The Neohellemc Folk Music, Limassol - Cyprus, 1948. Его же, 'H Neoellnnikn Moyoikn, Kupros, 1952.
Motsenigos S., Neoellnnixn Moysikn, Atnnai, 1959.С. Я. Колмыков..
Дополнительный поиск Греческая музыка
На нашем сайте Вы найдете значение "Греческая музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Греческая музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 16 символа