Греческая музыка

103

Греч. Муз. Культура одна из древнейших в мире (см. Древнегреческая музыка). В средние века греч. Проф. Музыка развивалась в русле византийской музыки. Начиная с сер. 15 в. Многовековое турецкое иго затормозило её развитие. Нац. Муз. Традиции сохранились только в нар. Творчестве и церк. Музыке. Греч. Нар. Музыка отличается богатством жанров и форм. Песни можно разделить на эпические, исторические, бытовые, баллады. Среди бытовых - трудовые, колыбельные, любовные, свадебные, застольные, шуточные, календарные, посв. Массовым нар. Празднествам. Подавляющее большинство историч. Песен создано в годы борьбы греков против турецкого ига (песни клефтов) и в период становления греч. Нац. Гос-ва, их осн. Содержанием стало воспевание свободы и независимости.

Исполнение греч. Нар. Песен часто сопровождается хороводом. Названия нар. Танцев ведут своё происхождение от местности, где они бытуют (критский танец и др.), от историч. События (танец Залонго и др.), от названия профессии (хасапикос - танец мясников и др.) либо берут своё назв. От ритма и движения (сиртос, сиртаки и др.). Среди нар. Муз. Инструментов - разл. Виды лютни, свирель, лира, продольная флейта, волынка. Особой популярностью пользуются бузуки, мандолина, скрипка. Все они, как правило, входят в состав нар. Оркестров, в к-рые с 30-х гг. 19 в. Входят также кларнет и гитара.Нац. Проф. Музыка в континент. Греции стала складываться в 30-е гг. 19 в., после провозглашения независимости страны. До этого лишь на Ионических островах (на к-рые не распространялось турецкое владычество) развивалась проф.

Нац. Муз. Культура. Среди известных представителей Ионической школы - Н. Мандзарос, С. Ксиндас, П. Карер, С. Самарас, Д. Лаврангас, Г. Ламбелет. Мандзарос - автор музыки греч. Нац. Гимна (1865). Он же основал Филармоническое общество Керкиры (1840), в к-ром получили муз. Образование мн. Греч. Музыканты. В их числе С. Ксиндас, автор первой подлинно нац. Оперы "Кандидат в депутаты" (1888, Афины). Более ранние оперы П. Карера создавались под воздействием идей греч. Революции 1821 ("Маркое Боцарис", 1861, Патры. "Госпожа Фросини", 1869, Закинф. "Деспо, героиня Сули", 1882, Патры). Одна из его многочисл. Песен - "Старый Димос" (сл. А. Валаоритиса) - стала народной. Самарас - первый греч. Композитор, творчество к-рого стало известно за пределами Греции. Он автор мн.

Опер ("Флора Мирабилис", 1886, Милан. "Лионелла", 1891, Милан. "Мученица", 1894, Неаполь. "Укрощение колдуньи", 1895, Милан. "Мадмуазель де Белль-Иль", 1905, Генуя. "Рея", 1908, Флоренция) и Олимпийского гимна (1896). Формирование греч. Проф. Муз. Культуры связано с большим влиянием итал. И франц. Музыки. Преодоление этого влияния происходит в последней четв. 19 и в нач. 20 вв., Возникает большой интерес к нар. Песне. На её основе создаётся новый для Греции жанр муз. Спектаклей-водевилей (комидиллион), музыку к к-рым писали Д. Коромилас, Д. Кокинос, Д. Родиос, Н. Ламбелет, С. Бекаторос и др. Нац. Тенденции ярко выявились в творчестве Д. Лаврангаса и Г. Ламбелета. Лаврангас - автор 9 опер (среди к-рых "Дидона", 1909. "Два брата", 1900. "Чародейка", 1902.

"Факанапас", 1950. Все поставлены в Афинах), 5 оперетт, симф., камерных, вок. И хор. Произв., теоретич. Работ по муз. Иск-ву и критич. Статей. На основе созданной Лаврангасом оперной труппы (1900) в 1940 был организован в Афинах первый греч. Нац. Оперный т-р ("Этники лирики скини"). Лаврангас стал руководителем нар. Хора с острова Кефалиния (1889), Афинского филармонич. Общества, вёл большую педагогич. Работу в Афинской консерватории (осн. 1871). Он же был одним из основателей первого в Греции муз. Изд-ва (1897). Большой вклад в популяризацию и исследование греческой нар. Музыки внесли Г. Ламбелет (автор многочисленных песен и книги "Греческая народная музыка", 1934) и его брат Н. Ламбелет.Основоположники совр. Греч. Нац. Муз. Школы - М. Каломирис, Д.

Лаврангас, Г. Ламбелет, М. Варвоглис и Э. Риадис стремились к созданию проф. Нац. Музыки на основе соединения греч. Фольклора с достижениями мировой муз. Культуры. Каломирис - автор опер ("Старший мастер", 1916. "Кольцо матери", 1917. "Восход", 1945. "Мутные воды", 1951. "Константин Палеолог", 1962. Все поставлены в Афинах), симф. И камерно-инстр. Произв., был основателем Эллинской (1919) и Национальной (1926) консерваторий в Афинах, директором Нац. Оперного т-ра, пред. Союза греч. Композиторов, действительным чл. Афинской АН (1945). М. Варвоглис, создавший оперу "После полудня любовь" и многочисл. Произв. Для симф. Оркестра, музыку к древнегреч. Трагедиям, был также крупным муз.-обществ. Деятелем. Э. Риадиса - автора ок. 200 песен и обработок ок. 100 нар.

Песен - называют греч. Шубертом. Вклад в создание греч. Муз. Школы внесли Л. Маргаритис (основатель Салоникской консерватории, 1914), Д. Левидис, Т. Спатис, Н. Лавдас, действительный чл. Афинской АН П. Петридис, Г. Пониридис, Г. Склавос, К. Сфакьянакис, дирижёр и композитор Д. Митропулос. Большое значение для развития совр. Муз. Культуры имела деятельность музыковеда и педагога А. Теодоропулу, дирижёра Ф. Икономидиса (основателя Афинского государственного симфонического оркестра, 1943) и др. В 20-х и 30-х гг. 20 в. В Греции выдвигаются композиторы, окончившие отечественные музыкальные учебные заведения. Многие композиторы этого поколения проявили себя как муз.-обществ. Деятели и педагоги. В их числе. С. Михаилидис (директор Салоникской гос. Консерватории и дирижёр симф.

Оркестра Сев. Греции, исследователь греч. И кипрской нар. Музыки), А. Евангелатос (директор Эллинской консерватории, пред. Союза греч. Композиторов), Г. Георгиадис (директор "Салоникского хора", Студенческого хора и оркестра Салоникского ун-та, автор книги "Греческие хоровые песни"). Композиторы Л. Зорас, М. Вурцис, Б. Коласис и К. Кидоньятис выступают также как дирижёры. Известность получило творчество Н. Скалкотаса, Г. Казасоглу, Г. Платона, М. Паландиоса.События 2-й мировой войны и борьба греч. Народа против фаш. Оккупантов нашли отражение в симф. Творчестве М. Каломириса (симф. Поэма "Смерть отважной"), М. Варвоглиса (симф. Поэма "За колючей проволокой"), участника греч. Сопротивления А. Ксеноса (песни - "Вперёд", "Орлята", "Гимн молодёжи" и др.).

Борьба греч. Народа за свободу и нац. Независимость - основная тема творчества Ксеноса (симф. Поэмы - "Новые сульоты", 1941. "Дзавелас", 1942. "Сопротивление", 1948. "Дигенис не умер", 1952. "Прометей", 1962. "Спартак", 1963, и др.). В 40-х и нач. 50-х гг. Выдвинулась многочисленная группа композиторов, стремившаяся писать произведения, основанные на греч. Фольклоре и визант. Муз. Наследии. Наряду с симф. И муз.-сценич. Произв. Она создала греч. Массовую песню. Среди них выделяется М. Хадзидакис, значение к-рого определяется тем, что он придал своей музыке глубоко нац. Характер. Им написаны музыка к более чем 50 театр, пост., а также ко многим древнегреч. Трагедиям, к десяткам кинофильмов, фп., симф. И балетная музыка. По пути М. Хадзидакиса пошли мн.

Др. Композиторы - Г. Бификоцис, Г. Замбетас, К. Капнис, Г. Кацарос, Т. Моракис, Г. Музакис, М. Плесас, М. Теодоракис, а с сер. 60-х гг. - Я. Глезос, С. Ксархакос, X. Леонидис, М. Лоизос, Я. Маркопулос и др. Их песни получили известность в самой Греции и за рубежом. Деятельность этих композиторов, а также творчество самодеятельных композиторов (М. Вамвакариса, Я. Папаиоанну, В. Цицаниса и др.) в значит. Степени нейтрализовала влияние зап. И псевдогреч. Лёгкой музыки, оказала большое влияние на исполнительское иск-во. Были созданы оркестры, включающие греческие народные инструменты, хор. Коллективы, с к-рыми композиторы выступают в качестве дирижёров и певцов.Среди др. Группы композиторов, творчество к-рых не вышло за пределы академизма или же протекает под влиянием модернизма,- Н.

Астранидис, Я. Ксенакис, А. Кунадис, Г. Сисильянос и др. А. Кунадис и Н. Астранидис зарекомендовали себя также как видные пианисты и дирижёры.Военный переворот в Греции (1967) отрицательно сказался на развитии муз. Культуры страны. Вместе с тем мн. Греч. Композиторы остались верны демократическим идеалам, продолжают создавать произв., проникнутые духом свободолюбия.Среди греч. Исполнителей. Певцы - Н. Мосхонас, М. Каллас, К. Дамасиоти, А. Захарату, А. Франгиан-Спилиопулу, З. Влахопулу, Г. Пасхалис, Л. Хева, Т. Цахуриду, А. Делендас, С. Калогерас. Пианисты - Г. Темелис, К. Кидоньятис, В. Девеци, Р. Вурци. Скрипачи - Б. Коласис и Н. Дикеос. Виолончелист - Э. Папаставрос. Дирижёры - Ф. Ваваянис, А. Паридис, Л. Зорас, Д. Хорафас, С. Михаилидис, М. Хадзидакис, А. Евангелатос, А.

Кунадис, Ф. Византиу и др. Бузукисты - М. Хьотис, К. Папандопулос, Н. Карнезис и др. Среди эстрадных греч. Певцов - Г. Бификоцис, С. Казандзидис, Маринелла, Иованна, Н. Мусхури, М. Фарандури.В Греции функционируют. Нац. Оперный театр ("Этники лирики скини"). 5 симф. Оркестров, в их числе - Афинский гос. Оркестр, гос. Оркестр Сев. Греции, оркестр Афинского радио и Нац. Оперного т-ра. Ансамбль песни и танца Доры Страту, хор города Трикалы, хор девушек под упр. Фалин Византиу и др. Единственная гос. Консерватория работает в Салониках (1914), остальные содержатся частными об-ва-ми - Афинская (1871), Пирейская (1904), Эллинская в Афинах (1919), Национальная в Афинах (1926). Консерватории имеют филиалы в ряде крупных городов Греции. Имеется несколько средних музыкальных учебных заведений.Наиболее популярный фестиваль музыки - Афинский (проходит ежегодно летом в древнегреческих т-рах).

В нём наряду с греческими музыкантами и исполнителями принимают участие зарубежные оперные, хоровые и симф. Коллективы и солисты.Однако концерты этих фестивалей посещает огранич. Круг любителей музыки. Ежегодно проводится фестиваль популярной песни, главным образом в Салониках.Литература. Каломирис М., Прошлое и настоящее греческой музыки, "СМ", 1956, No 2. Аноянакис Ф., Музыка в современной Греции, там же, 1958, No 3. Колмыков С., Новогреческая музыка, там же, 1971, No 1. "Моytikn kai Poinsn", Atnnai. 1926. Lampelet Г., Etnikiomos eis tnn Texnnn xai n 'Ellnnikn Dnmodns Moysixn, Atnnai, 1928. Его же, 'H 'Ellnnikn Laikn Moysixn, AMnnai, 1934. Mixanlidns S., The Neohellemc Folk Music, Limassol - Cyprus, 1948. Его же, 'H Neoellnnikn Moyoikn, Kupros, 1952.

Motsenigos S., Neoellnnixn Moysikn, Atnnai, 1959.С. Я. Колмыков..

Значения в других словарях
Греховодов Н. М.

Николай Максимович (7(20) X 1903, Усть-Каменогорск - 22 VIII 1971, Ижевск) - сов. Композитор, дирижёр и фольклорист. Засл. Деят. Иск-в Удм. АССР (1945).Один из основоположников проф. Музыки в Удмуртии. В 1936 окончил Ленингр. Консерваторию по классу композиции П. Б. Рязанова. В 1936-1938 сотрудник фольклорной секции Ин-та этнографии АН СССР. С 1938 ст. Науч. Сотрудник по муз. Фольклору Удмуртского н.-и. Ин-та истории, экономики, языка и лит-ры. Участник экспедиций по записи удм. Нар. Песен (расш..

Гречанинов А. Т.

Александр Тихонович (13(25) X 1864, Москва - 4 I 1956, Нью-Йорк) - рус. Композитор. Происходил из купеческой семьи. В 1881-90 учился в Моск. Консерватории у Н. Д. Кашкина, В. И. Сафонова (фп.), Г. А. Лароша, Н. А. Губерта (контрапункт), А. С. Аренского (гармония и фуга), С. И. Танеева (анализ муз. Форм). В 1890-93 - в Петерб. Консерватории, к-рую окончил по классу сочинения H. A. Римского-Корсакова. Получил премию за 1-й квартет на конкурсе, объявленном М. П. Беляевым (1894). Сотрудничал с петер..

Греческий распев

Один из распевов рус. Правосл. Церкви. Произведения, обозначенные как Г. Р., появляются в рус. Певч. Книгах только во 2-й пол. 17 в. Мелодика их лаконична, ей свойственны симметрия ритма и большее сравнительно со знаменным распевом ощущение тональной устойчивости.Греческий распев. Из рукописи конца 17 в. Библиотека Ленинградской духовной академии. No 217, лист 16.Г. Р. Подчинён системе осмогласия, но фонд его попевок ограничен, и последние не столь откристаллизованы, как попевки знаменного распе..

Гржимали И. В.

Иван Войцехович (13 IV 1844, Пльзень - 11 (24) I 1915, Москва) - рус. Скрипач и педагог. По национальности чех. Род. В семье органиста. В детстве учился игре на скрипке у отца. В 1861 окончил Пражскую консерваторию по классу М. Мильднера. Концертировал в Германии, в 1862-69 работал концертмейстером симф. Оркестра в Амстердаме. С 1869 преподаватель (по приглашению Н. Г. Рубинштейна), с 1874 профессор Моск. Консерватории. В течение 40 лет руководил высшим классом скрипичной игры. Велика роль Г. В ..

Дополнительный поиск Греческая музыка Греческая музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Греческая музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Греческая музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 16 символа