Кайзер Р.

125

Кейзер (Keiser) Рейнхардт (крещён 12 I 1674, Тёйхерн близ г. Вейсенфельс - 12 IX 1739, Гамбург) - нем. Композитор. Сын органиста Готфрида К. С 1685 учился в школе при Томаскирхе в Лейпциге и у И. Шелле. С 1692 жил в Брауншвейге, где в 1693 была пост. Его опера "Базилиус в Аркадии". В 1695 стал ведущим композитором и муз. Рук. Гамбургского оперного т-ра, с 1703 был его антрепренёром (работал здесь в 1695-1706 и в 1709-17). В 1700-01 также капельмейстер организованных им "Зимних концертов", игравших заметную роль в муз. Жизни города. В 1717 работал в Копенгагене, в 1719-21 - при дворе в Людвигсбурге. В 1722 поставил в Копенгагене свою оперу "Улисс" и был назначен придв. Капельмейстером. В 1728 вновь поселился в Гамбурге, где заменил своего друга И.

Маттезона на посту кантора городского собора. В 1731 посетил Россию, где написал "Русские песни с вариациями" для 2 скрипок и баса.К. - виднейший нем. Мастер оперы до И. А. Хассе и К. В. Глюка. Его творч. Деятельность положила начало нем. Оперному т-ру демократич. Направления. Ранние оперы К. ("Адонис", 1697, и др.) ещё близки к операм Ж. Б. Люлли, И. З. Куссера и А. Стеффани, но уже начиная с оперы "Помона" (1705) складывается самобытный оперный стиль К. Он первым из нем. Оперных композиторов обратился к нар.-бытовым сюжетам ("Гамбургская ярмарка" и др.). Использовал нар. Мотивы, хотя большинство опер К. Написано на мифологич. И историко-легендарные сюжеты. Популярность опер К. Обусловливалась мелодич. Даром композитора (И. Маттезон называл К. "царём пения"), мастерским владением речитативом, искусной оркестровкой, тонким чувством театр.

Сцены. В комич. Опере "Смеющийся принц Иоделе" ("Der lдcherliche Prinz Jodelet", 1726) создал пародию на неаполитанскую оперу-сериа. В лучших комич. Операх К. Предвосхищены нек-рые черты оперного стиля В. А. Моцарта. К. Посвящён зингшпиль Б. Барди "Неистовый капельмейстер" ("Der tolle Kapellmeister", Берлин, 1929), в к-ром использованы мелодии из его опер.Сочинения. Св. 100 опер (сохранилось ок. 30), в т.ч. (даты пост., Гамбург) - Римские волнения, или Великодушная Октавия (Die Romische Unruhe, oder Die edelmьtige Oktavia, 1705), Альмира (1706), Высокомерный. Крез (Der hochmьthige. Croesus, 1710, 2-я ред. 1730), Бонвиван, или Лейпцигская месса (Le bon vivant, oder Die Leipziger Messe, 1710), Гамбургская ярмарка, или Счастливый обман (Der Hamburger Jahrmarkt, oder Glьckliche Betrug, 1725), Цирцея (1734) и др.

Кантаты - Нравственная забава (Gemьths-Ergцtzung), 6 светских кантат (1698), 9 кантат (1713), Музыкальное земное удовольствие, моральные кантаты (Musikalische Landlust, moralische Kantaten, 1714). Оратории, мессы, псалмы и др.Литература. Rоллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. С франц., М., 1931. Lindner E. О., Die erste stehende deutsche Oper, Bd 1-2, В., 1855. Liechtentritt H., R. Keiser in seinen Opern, В., 1901 (Diss.). Petzold R., Die Kirchenkompositionen und weltlichen Kantaten Reinchardt Keisers, Dьsseldorf, 1935 (Diss.). Schmitz E., Geschichte der weltlichen Solokantaten, Lpz., 1955. Wolff H. Chr., Die Barockoper in Hamburg (1678-1738), Bd 1-2, Wolfenbьttel, 1957.И. M. Ямпольский..

Значения в других словарях
Каир

Столица Арабской Республики Египет, крупнейший культурный центр Африки. Св. 5,1 млн. Жит. (1970). На протяжении мн. Столетий в К. (осн. 969) сосредоточивалась и развивалась араб. Муз. Культура, взаимодействовало и взаимообогащалось иск-во разл. Народов, населявших Египет. В 10-12 вв. К. - столица халифата Фатимидов, затем при Айюбидах (1171-1250) и мамлюках (1250-1517) - крупный торговый и ремесленный центр. При дворе халифов в разл. Периоды процветало классич. Араб. И турецкое муз. Иск-во, рабо..

Кайбицкая Г. М.

Галия Мутыгулловна (р. 8 (21) V 1906, Уральск) - сов. Певица (колоратурное сопрано). Нар. Арт. Тат. АССР (1939). Сценич. Деятельность начала как драм. Актриса в Уральской тат. Труппе (1921), затем работала в Тат. Гос. Академич. Т-ре (Казань, 1923-34). Училась в Казанском муз. Техникуме (1925-31), позднее в Тат. Оперной студии при Моск. Консерватории (1934-38). Участвовала в муз.-драм. Спектаклях ("Казанское полотенце", "Голубая шаль", "Родина", "Река Кандр" Тинчурина, "Наёмщик" Гиззата, "Тахир и..

Кайони И.

Кэйану, Кэйан (Caioni, Caianu, Caian) Иоан (1629, коммуна Легия, уезд Клуж - 25 IV 1687, коммуна Лэзаря, уезд Харгита, по новым данным - 1698, монастырь Эстельник, Молдова) - рум. И венг. Композитор и муз. Теоретик. В 1637-48 обучался в монастырских школах Трансильвании. В Венгрии изучал теологию и философию. Органист и преподаватель музыки в монастырях Трансильвании и Молдовы, строитель и реставратор органов. Собирал рум. И венг. Фольклор. В 1676 основал одну из первых в Трансильвании типографи..

Кайрак

(узб. Тадж. - кайрок) - каменные кастаньеты. Состоят из 4 плоских продолговатых камней дл. 120-150 мм, шириной 50-70 мм, отшлифованных естеств. Образом (в горных потоках). Во время игры держат в каждой руке по 2 камня (один несколько тоньше другого) и постукивают ими, сжимая и разжимая ладони, потряхивая руками. Искусный исполнитель может отбивать при помощи К. Сложные ритмы (усули). К. Употреблялся для сопровождения танцев, представлений канатоходцев и ходулеходцев. В прошлом был значительно ра..

Дополнительный поиск Кайзер Р. Кайзер Р.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кайзер Р." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кайзер Р., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 9 символа