Канцона
(итал. Canzone, canzona, от лат. Cantio - пение, песнь. Франц. Chanson, испан. Canciуn, нем. Kanzone) - первоначально название разновидности лирич. Стихотворений, зародившейся в Провансе и получившей широкое распространение в Италии 13-17 вв. Поэтич. К. Имела строфич. Строение и обычно состояла из 5-7 строф. С самого зарождения она была тесно связана с музыкой, к-рая подчёркивала её строфич. Структуру. К., сочинявшиеся выдающимися итал. Поэтами во главе с Петраркой, также получали муз. Воплощение, обычно для неск. Голосов. С муз. Стороны такие К. Сближаются с фроттолой. В 16 в. Возникают и народные итальянские формы К., родственные вилланелле. К ним принадлежат разновидности canzoni alla napoletana и canzoni villanesche.В 16-17 вв. В Италии появляются и инстр.
К. - для клавишных инструментов, для инстр. Ансамбля. Вначале это были более или менее свободные обработки французских chanson, затем и оригинальные сочинения в стиле таких обработок. Обычно они представляли собой последование разделов имитац. Склада на родственные основной теме или новые темы (часто обозначались как "Allegro") с вклинивающимися между ними разделами гомофонного склада (часто обозначались как "Adagio"). Франц. Вок. К. И их обработки назывались в Италии canzon (alla) francese, в отличие от итал. Вок. К. - canzona da sonar. К. Часто издавались в табулатурах, партитурах, голосах. Последние допускали возможность исполнения ансамблем и (после соответств. Обработки) на органе. Среди итал. Авторов канцон - М. А. Каваццони, к-рому принадлежат самые ранние образцы инстр.
К. (Recerchari, motetti, canzoni, Венеция, 1523), А. Габриели, К. Меруло, А. Банкьери, Дж. Д. Ронкони, Дж. Фрескобальди. Фрескобальди часто применял в своих К. Фугированное изложение, ввёл К. Для солирующего инструмента с сопровождением генерал-баса. Через его учеников И. Я. Фробергера и И. К. Керля К. Проникла в Германию, где сочинения в этом жанре писали в числе прочих Д. Букстехуде и И. С. Бах (BWV 588). Ок. 1600 в К. Для ансамбля всё большее значение приобретает многохорность, чем создаются предпосылки для возникновения concerto grosso. К. Для клавишных инструментов в 17 в. Сблизилась с ричеркаром, фантазией и каприччо и постепенно превратилась в фугу. Развитие К. Для солирующего инструмента с сопровождением генерал-баса вело к возникновению сонаты.
С кон. 18 в. Назв. К. Выходит из употребления. В 19 в. Оно иногда применяется как обозначение вок. И инстр. Лирич. Пьес (К. "Voi che sapete" из оперы В. А. Моцарта "Свадьба Фигаро", медленная часть 4-й симфонии П. И. Чайковского (in modo di canzone)).Литература. Протопопов Вл., Ричеркар и канцона в XVI-XVII веках и их эволюция, в сб. Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972. Wilkins H., The derivation of the canzone, "Modern Philology", v. XII, 1914/15. Gennriсh Fr., GrundriЯ einer Formenlehre des mittelalterischen Liedes, Halle, 1932. Jeppesen Kn., Die italienische Orgelmusik am Anfang des Cinquecento, Bd 1-2, Kph., 1943, 1960. Einstein A., The italian madrigal, v. 1-3, Princeton, 1949..
Дополнительный поиск Канцона
На нашем сайте Вы найдете значение "Канцона" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Канцона, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 7 символа