Кантор

110

КБНТОР (от лат. Cantor - певец. Нем. Kantor), Первоначально К. Называли церк. Певчих, принимавших участие в католич. Богослужении. Позднее стали различать К. Per usum - певчих, не имевших теоретич. Подготовки и певших "по обычаю", т. Е. На слух, и К. Per artem - "искусных" певцов, знакомых с муз. Теорией, с правилами певческого иск-ва. Последние нередко занимали должности певцов соборных и придворных капелл, были учителями пения в соборных, монастырских и гор. Школах. Новый тип К. Сложился в протестантских лат. Школах 16 в. К. Здесь должны были обучать учеников пению и всем предметам и руководить их пением в церк. Хоре. Постепенно К. Были избавлены от преподавания немуз. Предметов, зато их муз. Обязанности возросли. Помимо занятий в школе и дирижирования в церкви, к-рая стала привлекать и городских музыкантов-инструменталистов, им было вменено в обязанность создание муз.

Произведений (мотетов, кантат и т. П.) для праздничных и воскресных церк. Служб, а также к разл. Гор. Торжествам. В больших муз. Центрах на одного из К. Возлагалась ответственность за музыку во всех церквах. Т. О., К. Нередко становились руководителями всей муз. Жизни города. В то же время им приходилось вместе со своими учениками выступать на свадьбах, семейных торжествах и погребениях зажиточных горожан, поскольку оплата их офиц. Деятельности, как правило, бывала нищенской. Так вынужден был поступать и И. С. Бах, с 1723 до конца жизни (1750) состоявший К. Томаскирхе в Лейпциге.К кон. 18 в. В связи с изменением форм обществ. Музицирования значение К., как главы муз. Жизни города, сходит на нет.Во франц. Певческих школах и церквах близкие к функциям К.

Обязанности выполнял "маэстро капеллы" (Maоtre de chapelle). В рус. Церк. Пении хором руководит регент, иногда его замещает головщик. В евр. Синагоге К. - главный певец, тогда как руководитель хора называется хазаном.Литература. Vollhardt E. R., Geschichte der Cantoren und Organisten von den Stдdten im Kцnigreich Sachsen, В., 1899. Friedmann A., Lebensbilder berьhmter Kantoren, Bd 1, В., 1918. Werner A., Vier Jahrhunderte im Dienste der Kirchenmusik, Lpz., 1933. Rietzsch G., Bildung und Aufgaben der Kantoren im Mittelalter und Frьhprotestantismus, "Die Musikpflege", IV, 1933/34, S. 221-35. Luther W. M., Die gesellschaftliche und wirtschaftliche Stellung der protestantischen Kantoren, "Musik und Kirche", XIX, H. 2, 1949, S.

33-40. Kriсkeberg D., Das protestantische Kantorat im 17. Jahrhundert, В., 1965. Nuechterlein H.E., The sixteenth-century schulkantorei and its participation in the Lutheran service, Ann-Arbor, 1969 (Univ. Of Michigan diss.).И. Г. Лицвенко..

Значения в других словарях
Кантилена

(итал. Cantilena, от лат. Cantilena - пение. Франц. Cantilene. Нем. Kantilene). 1) Напевная. Мелодия, как вокальная, так и инструментальная. 2) Напевность музыки, её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии. 3) Напевные разделы григорианского хорала. 4) В 9-10 вв. Изложенные в виде органума литургич. Песнопения. 5) В 13-15 вв. В Зап. Европе обозначение небольших светских вок. Произведений - одноголосных (лирических, эпических и юмористических) и многоголосных (пре..

Кантилляция

(от лат. Cantillo - пою тихо, слабо, уныло. Англ. Cantillation) - в древнееврейском синагогальном богослужении речитативное исполнение отрывков из Библии. Для К. Характерно произнесение текста в протяжной жалобно-распевной манере. Ритмика К. Определяется грамматич. И логич. Акцентами текста. Важное выразит. Значение имеют простые мелодич. Обороты в середине и в конце фразы, иногда и в начале. Между ними господствует речитация, порой подвергающаяся орнаментальному "распеванию". В общем древнеевр...

Канционал

(позднелат. Cantional, от лат. Cantio, род. Падеж cantionis - пение, песнь) - общее название сборников многоголосных песнопений евангелич. Церкви, предназначенных для совместного исполнения церк. Хором и общиной. Первый такой сборник, опубликованный в 1586, был составлен нем. Теологом Л. Озиандером. Песнопения изложены в нём четырёхголосно, ритмика во всех голосах тождественна, ради облегчения исполнения и восприятия неподготовленной общиной хоральная мелодия, в отличие от прежних образцов церк...

Канцона

(итал. Canzone, canzona, от лат. Cantio - пение, песнь. Франц. Chanson, испан. Canciуn, нем. Kanzone) - первоначально название разновидности лирич. Стихотворений, зародившейся в Провансе и получившей широкое распространение в Италии 13-17 вв. Поэтич. К. Имела строфич. Строение и обычно состояла из 5-7 строф. С самого зарождения она была тесно связана с музыкой, к-рая подчёркивала её строфич. Структуру. К., сочинявшиеся выдающимися итал. Поэтами во главе с Петраркой, также получали муз. Воплощени..

Дополнительный поиск Кантор Кантор

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кантор" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кантор, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 6 символа