Клавесин

112

(франц. Clavecin, от позднелат. Clavicymbalum, от лат. Clavis - ключ (отсюда клавиша) и cymbalum - цимбалы) - щипковый клавишный муз. Инструмент. Известен с 16 в. (начал конструироваться ещё в 14 в.), первые сведения о К. Относятся к 1511. Старейший сохранившийся до наших дней инструмент итал. Работы датируется 1521. К. Произошёл от псалтериума (в результате реконструкции и присоединения клавишного механизма). Первоначально К. Был четырёхугольной формы и напоминал по внешнему виду "свободный" клавикорд, в отличие от к-рого имел струны разной длины (каждой клавише соответствовала особая, настроенная в определённом тоне струна) и более сложный клавишный механизм. Струны К. Приводились в колебание щипком при помощи птичьего пера, укреплённого на стерженьке - толкачике.

При нажатии клавиши толкачик, находящийся у её заднего конца, поднимался и перо зацеплялось за струну (позже вместо птичьего пера использовали кожаный плектр). Звук К. - блестящий, но мало певучий (отрывистый), не поддающийся значит. Динамич. Изменениям (он более громкий, но менее выразительный, чем у клавикорда), изменение силы и тембра звука не зависит от характера удара по клавишам. С целью усиления звучности К. Применялись удвоенные, утроенные и даже учетверённые струны (для каждого тона), к-рые настраивались в унисон, октаву, а иногда и др. Интервалы. С нач. 17 в. Вместо жильных использовались металлич. Струны, увеличивающиеся по длине (от дисканта к басу). Инструмент приобрёл треугольную крыловидную форму с продольным (параллельно клавишам) расположением струн.

В 17-18 вв. Для придания К. Динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) ручными клавиатурами (мануалами), к-рые располагались террасообразно одна над другой (обычно верхний мануал настраивался на октаву выше), а также с регистровыми переключателями для расширения дискантов, октавного удвоения басов и изменения тембровой окраски (лютневый регистр, фаготовый регистр и др.). Регистры приводились в действие рычажками, находящимися по бокам клавиатуры, или кнопками, расположенными под клавиатурой, или педалями. На нек-рых К. Для большего тембрового разнообразия устраивалась 3-я клавиатура с какой-либо характерной тембровой окраской, чаще напоминающей лютню (т.н. Лютневая клавиатура).

Внешне К. Обычно отделывались очень изящно (корпус украшался рисунками, инкрустациями, резьбой). Отделка инструмента соответствовала стильной мебели эпохи Людовика XV. В 16-17 вв. Выделялись по качеству звука и своему художеств, оформлению К. Антверпенских мастеров Руккерсов.Название "К." (во Франции. Арпсихорд - в Англии, кильфлюгель - в Германии, клавичембало или сокращённо чембало - в Италии) сохранилось за большими инструментами крыловидной формы с диапазоном до 5 октав. Существовали также меньшие по размерам инструменты, обычно прямоугольной формы, с одинарными струнами и диапазоном до 4 октав, называвшиеся. Эпинет (во Франции), спинет (в Италии), вёрджинел (в Англии). К. С вертикально расположенным корпусом - клавицитериум.

К. Применялся как сольный, камерно-ансамблевый и оркестровый инструмент.Создателем виртуозного клавесинного стиля был итал. Композитор и клавесинист Д. Скарлатти (ему принадлежат многочисл. Произв. Для К.). Основатель франц. Школы клавесинистов - Ж. Шамбоньер (популярны были его "Клавесинные пьесы", 2 кн., 1670). Среди франц. Клавесинистов кон. 17-18 вв.- Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Л. Дакен, Ф. Дандриё. Франц. Клавесинная музыка - иск-во утончённого вкуса, изысканных манер, рационалистически ясное, подчинённое аристократич. Этикету. Деликатное и холодноватое звучание К. Гармонировало с "хорошим тоном" избранного общества. У франц. Клавесинистов нашёл своё яркое воплощение галантный стиль (рококо). Излюбленными темами клавесинных миниатюр (миниатюра - характерная форма иск-ва рококо) были женские образы ("Пленительная", "Кокетливая", "Сумрачная", "Застенчивая", "Сестра Моника", "Флорентинка"Куперена), большое место занимали галантные танцы (менуэт, гавот и др.), идиллич.

Картинки крестьянского быта ("Жнецы", "Сборщицы винограда" Куперена), звукоподражательные миниатюры ("Курица", "Часы", "Щебетание" Куперена, "Кукушка" Дакена и др.). Типичная черта клавесинной музыки - обилие мелодич. Украшений. К кон. 18 в. Произв. Франц. Клавесинистов начали исчезать из репертуара исполнителей. Интерес к франц. Клавесинной музыке возродили импрессионисты, стремившиеся воскресить традиции Куперена, Рамо. Из исполнителей на К. В 20 в. Выделялась польская клавесинистка В. Ландовска. Произв. Франц. Клавесинистов пропагандировали нек-рые сов. Музыканты, в т. Ч. Е. А. Бекман-Щербина, Н. И. Голубовская, Г. М. Коган (творчеству клавесинистов посвящен ряд его статей), Н. В. Отто. В СССР изданы 3 сб. Пьес франц. Клавесинистов (под ред. А. Н. Юровского).

В сер. 20 в. Возрождается интерес к К., в т.ч. В СССР. Создаются ансамбли, исполняющие старинную музыку, где в качестве одного из ведущих инструментов используется К.Литература. Алексеев А. Д., Клавирное искусство, М.-Л., 1952. Друскин М. С., Клавирная музыка, Л., 1960. Saint-Lambert M. De, Les principes de clavecin, Amst., 1702. Lefroid de Mйreaux J. A., Les clavecinistes de 1637 а 1790, v. 1-3, P., 1867. Villanis L. A., L'arte del clavicembalo, Torino, 1901. Rirro A., Les clavecinistes, P., 1924. Neupert H., Das Cembalo, Kassel, 1933, 1956. Harich-Schneider E., Die Kunst des Cembalospiels, Kassel, 1939, 1957. Russel R., The harpsichord and Clavichord, an introductory study, L., 1959. Hofman Sh., L'oeuvre de clavecin de Franзois Couperin le grand, P., 1961..

Значения в других словарях
Кифара

Китара (греч. Kitara), - древнегреческий струнный щипковый муз. Инструмент. Типичный муз. Инструмент антич. Эпохи. Корпус деревянный, плоский, с прямыми или фигурными очертаниями. По бокам имеет 2 стойки, обычно слегка изогнутые, соединённые наверху перекладиной. Число струн первоначально 4, позднее до 7 и более. К. Играла заметную роль в иск-ве Др. Греции. Применялась как сольный и аккомпанирующий пению инструмент. Сольную игру на К. Наз. Кифаристикой, пение с сопровождением К. - кифародией (во..

Кишинёв

(молд. - Кишинэу) - столица Молд. ССР (с 1940), крупнейший промышленный и культурный центр республики. 400 тыс. Жит. (1973). Возникновение и развитие нац. Муз. Культуры в К. Стало возможным после освобождения Бессарабии от трёхвекового турецкого ига и её присоединения к России (1812). Очагами проф. Муз. Иск-ва стали церк. Хоры, возникшие в нач. 19 в. При духовной семинарии, позже при соборе и др. Церквах. Традиции молд. Нар. Музыки были продолжены лэутарами.В 1-й пол. 19 в. Муз.-конц. Жизнь К. С..

Клавиатура

(нем. Klaviatur, от лат. Clavis - ключ) у муз. Инструментов - комплект особо оформленных рычагов - клавиш, расположенных в определённом порядке. Нажимая на клавишу муз. Инструмента, извлекают звук определённой высоты.К. Появилась впервые в водяном органе - гидравлосе, изобретённом в Александрии Ктесибием. При игре на гидравлосе органист выдвигал клавиши, открывая т. О. Доступ воздуха к соответствующим трубкам. В 1 в. До н. Э. Витрувий в Риме усовершенствовал К., сделав клавиши нажимными. Устройс..

Клавикорд

(позднелат. Clavichordium, от лат. Clavis - ключ и греч. Xordn - струна. В России в 1-й пол. 19 в. Употреблялось назв. Клавикорды) - струнный клавишный ударный муз. Инструмент с тангентной механикой. В конце клавиши у К. Укреплён металлич. Штифт с плоской головкой - тангент (от лат. Tangens - касающийся, прикасающийся), к-рый при нажатии клавиши касается струны и остаётся прижатым к ней, деля струну на 2 части - 1) свободно вибрирующую и издающую звук, 2) заглушённую мягкой оплёткой. В зависимос..

Дополнительный поиск Клавесин Клавесин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Клавесин" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Клавесин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа