Латвийский театр оперы и балета

135

(Ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета Латвийской ССР) - крупнейший муз. Т-р Латв. ССР. Осн. В Риге в 1919 на базе Латышской оперы (организованной в 1913 П. Юрьяном) под назв. "Опера Советской Латвии" (в кон. 1919-40 - Латв. Нац. Опера). В 1940 т-р получил совр. Наименование (с 1956 - академический). Становлению т-ра способствовали дирижёры Т. Рейтер, Ян. Мединь, Я. Калнинь, режиссёры П. И. Мельников, Я. Заринь, а также иностр. Дирижёры Э. Купер, Г. Шнеефогт, Л. Блех и др. Основы балетной труппы были заложены первым латыш. Балетм. В. Комиссарсом и рус. Балетм. Н. Г. Сергеевым, А. А. Фёдоровой, поставившей ряд классич. Балетов и создавшей балетную школу, к-рая дала т-ру мн. Видных артистов.В 20-30-е гг. Творч. Путь т-ра зависел от вкусов и политики господствовавшей буржуазии.

В нач. 30-х гг. Значит. Место в репертуаре занимали модные совр. Оперетты. В то же время уже в 1920 состоялась премьера первой латыш. Оперы - "Банюта" А. Я. Калниня, к-рая стала важным событием в жизни т-ра. Затем т-ром были пост. Латыш. Нац. Оперы "Огонь и ночь" (1921), "Боги и люди" (1922), "Спридитис" (1927), "Баловница" (1939) Ян. Мединя, "Жрица" ("Вайделоте") Яз. Мединя (1927), "Чудесная птица Лолиты" (1934), "Гамлет" (1936), "В огне" (1937) Я. Калниня и балеты - "Победа любви" Ян. Мединя (1935, первый латыш. Балет), "Илга" Ян. Витолиня (1937), одноактные балеты "Соловей и роза" и "Осень" Я. Калниня (1938). В эти годы в т-ре работали. Певцы - А. Бенефелде, Е. Берзинская, М. Брехмане-Штенгеле, Р. Берзинь, А. Ване, М. Ветра, Н. Васильев, А. Кактинь, X.

Лусе, Э. Микелсон, Я. Ниедра, А. Ребане-Либерте и др. Солисты балета - М. Грике, М. Калнинь, М. Ленце, О. Леманис, А. Озолинь, Е. Тангиева-Бирзниек, Н. Цвейберг и др.В годы Великой Отечеств. Войны 1941-45 часть артистов т-ра вошла в Гос. Художеств. Ансамбль Латв. ССР. В 1943 на сцене Моск. Муз. Т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко силами ансамбля была пост. Первая латыш. Сов. Опера "Рута" Грюнфельда. По окончании войны коллектив ансамбля составил ядро восстановленного т-ра. Наряду с латыш. Операми и балетами т-р широко ставит произв. Рус. Сов. И заруб. Композиторов. Спектакли идут на латыш. Яз. Ряд рус., итал. И нем. Опер пост. На языке оригинала. Среди лучших пост. Оперы - "Борис Годунов" (1949. Гос. Пр. СССР, 1950). "К новому берегу" (1955), "Зелёная мельница" (1958) и "Опера нищих" (1965) М.

Зариня, "Тангейзер" (1956), "Лоэнгрин" (1958), "Саломея" (1959). "Вей, ветерок" Томсоне (1960), "Катерина Измайлова" (1963), "Укрощение строптивой" (1963). "Питер Граймс" Бриттена (1964), "Золотой конь" Жилинского (1965), "Аудрини" (1965) и "Сквозь метели" (1967) Гравитиса, "Принцесса Гундега" Скулте (1971), "Дон Жуан" (1972). "Порги и Бесс" Гершвина (1973), "Турандот" (1973). "Миндия" Тактакишвили (1974). Балеты - "Лайма" Лепина (1947, первый сов. Латыш. Балет), "Сакта свободы" (1950. Гос. Пр. СССР, 1951) и "Гроза весной" (1967) Скулте, "Стабурадзе" А. Я. Калинин (2-я ред. 1957. Гос. Пр. Латв. ССР, 1958), "Ригонда" Гринблата (1959), "Спартак" (1960). "Шакунтала" Баласаняна (1963), "Роза Турайды" Кепитиса (1966), "Спридитис" Жилинского (1968), "Золото инков" Барскова (1969), "Победа любви" Мединя (1970), "Бахчисарайский фонтан" (1972).

"Антоний и Клеопатра" Лазарева (1972). В т-ре в разное время работали. Певцы - А. Вилюманис, Я. Забер, В. Крампе, А. Лудинь, Э. Пакуль, А. Скара и др. Солисты балета - Я. Граудс, У. Жагата, Я. Панкрате, А. Приеде, И. Строде и др. Дирижёры - Л. Вигнер, Э. Тоне (гл. Дирижёр в 1954-1967), А. Янсонс. Режиссёр - Н. Васильев. Хормейстеры - Р. Ванаг, X. Меднис. Балетмейстеры - Е. Чанга, Е. Тангиева-Бирзниек и др.В труппе т-ра (1975). Певцы - нар. Арт. СССР Ж. Гейне-Вагнер, А. Фринберг, нар. Арт. Латв. ССР П. Гравелис, А. Дашков, К. Заринь, М. Фишер, Р. Фринберг. Солисты балета - нар. Арт. СССР В. Вилцинь, нар. Арт. Латв. ССР X. Ритенберг. Гл. Дирижёр - А. Вилюманис, дирижёр - засл. Деят. Иск-в Латв. ССР Р. Глазуп. Гл. Режиссёр - нар. Арт. Латв. ССР К. Лиепа. Режиссёр - нар. Арт. Латв. ССР Я. Заринь. Гл. Балетмейстер - нар. Арт. Латв. ССР А.

Лемберг. Художники - нар. Художник Латв. ССР А. Лапинь, засл. Деят. Иск-в Латв. ССР Э. Вардаунис. Т-р награждён орденом Трудового Красного Знамени (1956).Литература. Витолинь Я., Грюнфельд Н., Латвийская ССР, М., 1954, 1957 (Музыкальная культура союзных республик). Театры Советской Латвии, Рига, 1955. Кундзинь К. Э., Латышский театр. Очерк истории, М., 1963. Latvijas PSR valsts operas un baleta teatra 30 gadi. Riga, 1949 (на латыш. И рус. Яз.). Vidu1eja L., Latviesu padomju opera (1940-1970), Riga, 1973. Briede-Bulavinova V., Latviesu opera, Riga, 1975.Я. Я. Витолинь..

Значения в других словарях
Лассаль Ж. Л.

(Lassalle) Жан Луи (10 XII 1845 или 1847, Лион - 7 IX 1909, Париж) - франц. Певец (баритон). Учился в Лионской и Парижской консерваториях. В 1868 дебютировал в Льеже. Выступал в Лилле, Тулузе, Брюсселе. В 1872 был принят в т-р "Гранд-Опера" (Париж), где пел до 1892. Выступал на сцене т-ров "Ла Скала" (Милан), "Реаль" (Мадрид), "Ковент-Гарден" (Лондон), "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк) и др. В 1886 гастролировал в Москве, а также в Варшаве и Гамбурге. С 1901 занимался пед. Деятельностью (с 1903 - ..

Лассо О.

Лассус (Lasso, Lassus) Орландо (наст. Имя и фам. - Ролан де Лассю, Roland de Lassus) (ок. 1532, Монс, Бельгия - 14 VI 1594, Мюнхен) - франко-фламандский композитор, один из величайших мастеров полифонии так называемого строгого стиля 16 в., завершивший развитие полифонич. Нидерландской школы. В детстве пел в церк. Хоре г. Монс. Работал в Сицилии, Сев. Италии, Франции, затем - в Милане, Риме, Венеции, Неаполе, Лондоне, Антверпене. С 1556 служил в Мюнхене, пел в хоре придв. Капеллы баварского герц..

Латиноамериканская музыка

Муз. Культура Лат. Америки исторически сформировалась на базе американского (индейского), европейского (прежде всего испанского и португальского) и африканского источников. Значение и воздействие каждого из них по-разному проявились в различных районах континента - в зависимости от уровня индейской культуры, наличия и численности негр. Населения, связей данного р-на с метрополией и особенностей его экономич., политич. И культурного развития, а также др. Причин историч. Характера. В то же время э..

Латыпов М. Г.

Масгут Галеевич (р. 10(23) VIII 1913, Cepгиополь, ныне Аягуз Казах. ССР) - сов. Композитор. Засл. Деят. Иск-в Тат. АССР (1957). Чл. КПСС с 1944. Обучался при Моск. Консерватории. На рабфаке по классу тромбона у В. М. Блажевича (1931-32), в муз. Уч-ще по композиции у Е. И. Месснера (1933-38) и в Тат. Оперной студии по композиции у Г. И. Литинского (1938-41). В 1946-53 дирижёр воен.-духовых оркестров и худ. Рук. Ансамблей воен. Округов в Казани, Куйбышеве, Иркутске и др. В 1953 муз. Рук. Тат. Фила..

Дополнительный поиск Латвийский театр оперы и балета Латвийский театр оперы и балета

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Латвийский театр оперы и балета" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Латвийский театр оперы и балета, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 31 символа