Литинский Г. И.

222

Генрих Ильич (р. 4(17) III 1901, Липовец, ныне Винницкой обл.) - сов. Композитор и педагог. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1957) и Чуваш. АССР (1963), нар. Арт. Якут. АССР (1964) и Тат. АССР (1964). В 1928 окончил Моск. Консерваторию по классу композиции у Р. М. Глиэра. В 1944-47 рук. Консультационного центра при Оргкомитете CK СССР. В 1928-1943 преподавал в Моск. Консерватории композицию и полифонию (с 1933 профессор, в 1931-37 и 1939-43 зав. Кафедрой и декан композиторского ф-та). С 1947 профессор по классу композиции и полифонии Муз.-пед. Ин-та им. Гнесиных. Одноврем. В 1949-64 вёл эти классы в Казанской консерватории. В 1928-45 работал в основном в инстр. Жанрах (гл. Обр. В камерно-инстр.). С кон. 1945 обратился к якут. Нар.-муз. Творчеству. В 1947 по муз.-фольклорным материалам М.

Н. Жиркова и в содружестве с ним создал первые якут. Нац. Муз.-сценич. Произв. (эпич. Опера "Ньюргун Боотур Стремительный" и балет-сказка "Полевой цветок"). В последующих муз.-сценич. Работах Л. Отошёл от прямого цитирования якут. Муз. Фольклора, создав произв. На совр. Тематику, основанные на творч. Развитии нар.-стилистич. Строя якут. Песенности. Как педагог сыграл значит. Роль в воспитании композиторов нац. Республик. Среди его учеников. А. Г. Арутюнян, А. А. Бабаджанян, Н. Г. Жиганов, А. П. Кереселидзе, Э. М. Мирзоян, Ч. Нурымов, Ф. З. Яруллин. У него занимались также В. А. Макаров, А. С. Ленский, Б. М. Терентьев, Т. Н. Хренников и др. Автор уч. Пособия "Задачи по полифонии" (ч. 1-3, 1965-67), мн. Статей.Сочинения. Оперы - Ньюргун Боотур Стремительный (совм. С M. H. Жирковым, 1947, Якут. Театр-студия.

2-я ред. 1957), Сыгый Кырынаастыр (совм. С М. Н. Жирковым, 1947, конц. Исп., Якут. Радио), Красный шаман (1967, Якут. Муз.-драм. Т-р). Балеты - Полевой цветок (Сир Симэге, совм. С M. H. Жирковым, 1947, Якут. Муз.-драм. Т-р. 2-я ред. I960), Алый платочек (1949. 2-я ред. 1967, пост. 1968, Якут. Муз.-драм. Т-р), Радость Алтана (1963, Якут. Муз.-драм. Т-р). Муз. Комедия Здравствуй, университет. (1970). Для орк. - симфония (1928), 2 сюиты (1931 - Дагестанская. 1941), 2 рапсодии - Ысыах (Праздник весны, 1966), Айхал (Здравица, 1972). Для струн. Орк. - концерт (1961), для струн. Орк. И 2 фп. - Праздничная увертюра (1972). Концерт с орк. - для трубы (1934). Концертино для фп. Со струн. Орк. (1945). Камерные ансамбли - струн. Октет (1944), 12 струн. Квартетов (1923-1970). Сонаты - для скр. Соло (1931.

2-я ред. 1963), для альта соло (1931. 2-я ред. 1963), для скр. И влч. (1931), для скр. И фп. (1942), для гобоя и фп. (1972). Для скр. Соло - Монолог (1967). Для трубы и фп. - фантазия (1969), конц. Этюды (1968). Для гобоя и фп. (1969) и др. Для голоса и фп. - 4 вок. Цикла (сл. Сов. Поэтов, 1941-45).И. М. Ямпольский..

Значения в других словарях
Литания

(позднелат. Litania, от греч. Litaneia - просьба, моление) - в католич. Богослужении молитва или песнопение, обращённое к богу, богоматери или святым и обычно содержащее мольбу о помиловании или заступничестве. Самый ранний тип католич. Л. (5-7 вв.) - т. Н. Kyrie-Litanei, заимствованная от вост. Церкви. В ней община отвечала на определённые молитвы возгласом-мольбой "Kyrie eleison" (позднее использовались и др. Возгласы). В 7 в. В Риме возникла "Л. На праздник всех душ", к-рая стала господствующ..

Литвин Ф. В.

(Litvinne) Фелия Васильевна (наст. Имя и фам. Франсуаза Жанна Шютц, по мужу - Литвинова) (1861, Петербург - 12 X 1936, Париж) - рус. Певица (драм. Сопрано). Муз. Образование получила в Париже у Барт-Бандерали, П. Виардо-Гарсиа и В. Мореля. Дебютировала в нач. 1880-х гг. Выступала на оперных сценах мира (Милан, Рим, Нью-Йорк, Париж, городах Юж. Америки и др.). В 90-х гг. Пела в России (Петербург, Москва и др.), пропагандировала рус. Музыку за рубежом, участвовала в "Русских сезонах". Певица облад..

Литовская музыка

Литов. Нар. Музыка самобытна по своему мелодическому, ладовому, метроритмическому строению, в то же время родственна латыш., белорус., укр. Фольклору. Литов. Песня, как правило, эмоционально сдержанна, имеет в своей основе натуральные семиступенные лады. Встречаются пентатоника, переменные лады. Метроритмическая структура отличается большим разнообразием, сложным членением, часто асимметрична (5/8. 5/4. 7/8), типичен постоянно повторяющийся переменный метр (5/4 - 3/4. 4/4 - 5/4). Инстр. Наигрыша..

Литовский театр оперы и балета

(Ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета Литовской ССР) - крупнейший муз. Т-р Литов. ССР. Осн. В 1920 в Каунасе по инициативе К. Петраускаса, Ю. Таллат-Келпши и др. В 1922 т-р перешёл в ведение государства, в 1925 был объединён с драматич. И назван Гос. Т-ром. В 1944 отделён от драматич. Т-ра и получил совр. Назв. (с 1954 - академический). В 1948 т-р переведён в Вильнюс.В первые годы деятельности в репертуаре т-ра - рус. И зап.-европ. Классика. С 1933 т-р ставит перв..

Дополнительный поиск Литинский Г. И. Литинский Г. И.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Литинский Г. И." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Литинский Г. И., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 15 символа