Любляна
(Ljubljana) - гл. Город Словении (СФРЮ). 180 тыс. Жит. (1972). Один из крупнейших культ. Центров Югославии. Муз. Жизнь Л. (осн. Во 2-й пол. 6 в.) в средние века была связана с церковью св. Николая (кон. 14 в.), при к-рой существовала певч. Школа. После превращения этой церкви в кафедральный собор (1461) при нём открылось неск. Певч. Школ, их влияние стало распространяться на всю Словению. Развивалась церк. Вок. Полифония. Во мн. Церквах были созданы проф. Хоры. Позднее, в эпоху Реформации (с сер. 16 в.), выдвигается т. Н. Сословная Латинская школа, где большое внимание уделялось музыке. Когда Л. Стала центром Крайнской земли (16 в.), наряду с католич. И протестантскими певч. Школами заметное значение в развитии светской музыки приобрели т. Н. "городские трубачи" - проф.
Музыканты, появившиеся в Л. Ок. 1537 и на протяжении 200 лет занимавшие важное место в муз. Жизни. Развивалось иск-во мейстерзингеров (об этом свидетельствуют документы кон. 16 в.). В связи с началом Контрреформации (кон. 16 в.) вновь возросло значение собора св. Николая как центра церк. Музыки благодаря деятельности епископа Т. Хрена, к-рый организовал спец. Муз. Школу и улучшил состав хора и инстр. Группы. На рубеже 16-17 вв. Оживление в муз. Жизнь Л. Вносят иезуиты. Иезуитская гимназия стала своеобразной муз. Школой. В соборе св. Николая исполнялись крупные произв. Духовной музыки, религ. Драмы с муз. Номерами, ставились т. Н. "школьные драмы" с музыкой местных авторов, а также разл. Мистерии. Были популярны церк. Процессии с участием многочисл. Музыкантов.
Среди первых проф. Музыкантов Л. - учителя пения, канторы, органисты, композиторы, в т.ч. Г. Плавец (Плауц), Я. К. Долар (преподавал музыку в иезуитской гимназии), И. Пош (Похиус) и др. Авторы хор. И инстр. Музыки.С сер. 17 в. В Л. Выступали итал. Оперные труппы (первые представления - по инициативе графа В. Э. Ауэрсперга, не позднее 1660). В нач. 18 в. Итал. Оперные спектакли шли регулярно. В 1740-69 в Л. Гастролировали труппы А. И П. Минготти, Д. Бастелли и др. В их исп. Оперы Й. А. Хассе, Б. Галуппи, Н. Пиччинни и др. Композиторов 18 в. Ставились во дворце или саду Ауэрсперга, реже - в гор. Ратуше. Иезуитские школьные драмы - в гимназии и в летнем т-ре "Под Турном" (близ Л.). В 1765 открылся "Становский т-р" на 800 мест (здесь шли муз. И драм. Спектакли).Важный вклад в развитие муз.
Жизни 1-й пол. 18 в. Внесла основанная в 1701 Я. Б. Фон Хёффером Филармонич. Академия (Academia Philharmonicorum) - одна из старейших муз. Академий в Европе и первая на терр. Югославии. При ней были организованы оркестр и хор из числа лучших музыкантов Л., здесь устраивались концерты, способствовавшие развитию муз. Творчества и привлечению в Л. Крупных музыкантов из др. Городов. Среди ведущих композиторов - Я. Б. Хёффер, Я. Г. Гошель и В. А. Зиберау, а также М. Омерза, Я. Я. Лабассар, Я. Б. Полец, позднее скрипач, певец и педагог Ф. Поллини. С кон. 18 в. Итал. Влияние в муз. Жизни Л. Сменяется австрийским (Л. Перешла к австрийским Габсбургам ещё в 1335). После 1780 здесь выступали мн. Нем. И австр. Оперные труппы, ставившие оперы и зингшпили Й. Гайдна, В. А. Моцарта ("Похищение из сераля", 1787), К.
Диттерсдорфа. Филармонич. Академия к сер. 18 в. Постепенно прекратила деятельность. В 1794 осн. Филармоническое об-во, к-рое способствовало расцвету конц. Жизни в первые десятилетия 19 в. Однако гл. Внимание это об-во уделяло нем. И австр. Музыке. В противоположность Филармонич. Об-ву "Становский т-р" продолжал популяризировать преим. Франц. И итал. Репертуар (комич. Оперы), ставились также первые сценич. Произв. Местных композиторов - Я. К. Новака, Я. Зупана, чеха Ф. Б. Дусика и др. Среди видных муз. Деятелей 1-й пол. 19 в. - чех Й. Бенеш, руководивший в 1822-29 оркестром Филармонич. Об-ва, дирижёр, композитор и педагог Г. Машек, дирижёры хора кафедрального собора А. Хёллер и Г. Рихар. В 1815 созданы муз. Классы при педагогич. Уч-ще, в 1816 - при Филармонич. Об-ве (инструменталистов и певцов), к-рые были постепенно преобразованы в постоянную муз.
Школу, функционировавшую до 1875.В сер. 19 в. Л. Стала центром нац.-освободит. Движения словенцев, связанного с общим подъёмом революц. Движения в стране (1848). Усилились демократич. Тенденции в словенской культуре, возникла сеть просветит. Организаций, любительских об-в - т. Н. Читален, при к-рых были основаны хоры (при читальне Л. - в 1852) и муз. Школы. Мн. Музыканты и любители принимали участие в деятельности читален, члены к-рых часто выступали в политич. Манифестациях (особенно активизировались после 1860). Среди композиторов, связанных с читальнями (писали для них гл. Обр. Массовые патриотич. Песни), - Ю. Флейшман, М. Вилхар, Г. И К. Машеки, Л. Долинар, Б. Поточник. Позднее возникли проф. Муз. Об-ва - Драм. Об-во (1867) и объединившее всех словенских музыкантов муз.
Об-во "Глазбена матица" (1872), Деятельность Драм. Об-ва была связана с постановкой нац. Сценич. Произв., в т. Ч. Опер и оперетт. Важным событием стало открытие в 1892 Словенского т-ра, в к-ром регулярно ставились оперы силами местных артистов под руководством композитора и дирижёра Ф. Гербича. "Глазбена матица" в 1882 организовала муз. Школу, положившую начало воспитанию проф. Кадров инструменталистов и певцов. При об-ве открылось спец. Конц. Бюро, ведавшее гастролями заруб. Исполнителей. В 1891 создан большой постоянный хор, в 1908-13 работал симф. Оркестр Словенской филармонии под рук. Чеш. Дирижёра В. Талиха, "Глазбеной матицей" издавались соч. Словенских авторов (об-во оказывало определяющее влияние на муз. Жизнь Л. До 1918, частично - до 1941).
С 1877 работало муз.-религ. "Цецилианское об-во". Оно создало органную школу (1878-1945), выпускало журн. "Cerkveni glasbenik" (1878-1945) и пропагандировало духовную музыку. В 1884 осн. Хор. Об-во "Славец", объединявшее рабочих и сыгравшее важную роль в распространении и демократизации муз. Культуры. В 1901-14 издавался журн. "Novi akordi" (гл. Ред. - комп. Г. Крек), послуживший идейной основой для формирования первого поколения совр. Словенских композиторов.После образования в 1918 Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия) в Л. Были осн. Новые муз. Учреждения, активизировалась деятельность старых. В 1919 муз. Школа преобразована в консерваторию с 3 отделениями - начальным, средним и высшим (с 1924 - Гос. Консерватория, с 1939 - Академия музыки).
Научно-исследоват. Работа с 1934 ведётся в Муз. Ин-те. Высокого проф. Уровня достигла оперная труппа нац. Словенского т-ра под рук. Композитора и дирижёра М. Полича. Отсутствие материальных средств и поддержки гос-ва препятствовало созданию проф. Оркестра. Симф. Концерты давались силами оперного оркестра и оркестра любителей при Люблинской филармонии (1936-41).В годы 2-й мировой войны 1939-45 муз. Жизнь в Л. Почти прекратилась. После освобождения Л. Стала наряду с Белградом и Загребом центром муз. Культуры Югославии. С 1947 работают Словенская филармония (при ней оркестр и хор), симф. Оркестр, хор и оркестр лёгкой музыки при Радио и телевидении Л. Оперный т-р значительно расширил репертуар, укрепил труппу и с успехом гастролировал в городах Югославии и мн.
Стран Европы (в т. Ч. В СССР). В Л. Продолжают работать Академия музыки, а также средняя и ряд начальных муз. Школ. При Люблянском ун-те создан Ин-т музыкознания. Выходит ежемесячный журн. "Slovenska glasbena revija".Литература. Сvetko D., Academie Philharmonicorum, "Nasi zbori", 1953. Его же, Ljubljanska Glasbena Matica in njen pomen, "Kronika", 1954, No 1-2. Rijaveс A., Glasbeno delo na Slovenskem v obdobju protestantizma, Ljubljana, 1967. Кuret P., Ljubljana, "Zvuk", 1967, No 77-78.M. М. Яковлев..
Дополнительный поиск Любляна
На нашем сайте Вы найдете значение "Любляна" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Любляна, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 7 символа