Лютня

90

(польск. Lutnia. Первоисточник. Араб. Аль'уд, букв. - дерево) - струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет выпуклый овальный корпус (склеенный из отдельных сегментов), короткую широкую шейку с отогнутой назад под прямым углом головкой. Верхняя дека плоская, с большим круглым резонаторным отверстием, в к-рое обычно вставлена ажурная розетка из дерева или папье-маше. Струны жильные, крепятся внизу к приклеенной на деке подставке, вверху наматываются на поперечные колки, вставленные в головку. Количество струн (в разное время и у разных экземпляров) - 6-16. 1-я струна одинарная, остальные - парные (иногда число струн доходило до 24). Наибольшим распространением пользовались 6-8-струнные Л. В основе настройки - квартово-терцовые соотношения (обычно терция в середине и кварты по краям), менявшиеся в зависимости от исполняемого произв.

До нач. 16 в. Л. Обычно не имели ладов или их было не более 4. Затем число ладов (делались навязными из жильных струн) увеличилось до 11. Во время исполнения Л. Держали, оперев корпус о колени и слегка приподняв шейку вверх. Звук извлекали, защипывая струны пальцами, иногда плектром. По характеру звучания Л. Близка к гитаре.Л. Ведёт своё происхождение от уда - одного из древнейших и главных струн. Инструментов арабо-иранской муз. Культуры, сведения о к-ром восходят к 3-7 вв. В конце средних веков уд был занесён маврами и сарацинами в Испанию и Сицилию, откуда в 14 в. Под назв. Л. И с нек-рыми изменениями в конструкции распространился в странах Зап., а позднее и Вост. Европы, включая Польшу, Украину и отчасти Россию (с нач. 18 в.

- гл. Обр. Среди петерб. Придв. Круга). В эпоху Возрождения Л. Приобрела господствующее положение как в проф., так и любительском исполнительстве. На ней играли соло, вводили её в состав разл. Ансамблей и оркестров, аккомпанировали собственному пению, солистам, хору. Об исключит. Популярности Л. Свидетельствуют многочисл. Картины, рисунки и гравюры, на к-рых художники изображали лютнистов и лютнисток с инструментами в руках. Наивысшего расцвета иск-во игры на Л. Достигло в 16-17 вв. Ко 2-й пол. 18 в. Л. Была вытеснена гитарой и струнными клавишными инструментами (клавикорд, клавесин, позднее - фортепьяно). В 19 в. Интерес к Л. И лютневой музыке возник вновь. Однако Л. Этого времени ничем, кроме формы резонаторного корпуса, не отличалась от гитары (имела прямую головку, более узкую шейку с врезанными металлич.

Ладами, 6 одинарных струн и квартовый строй). Сохранила своё значение лишь в странах Востока. Бытует в Армении под араб. Назв. "уд".Для Л. Была создана обширная муз. Лит-ра. Часто авторы произв. Были одноврем. И исполнителями. Среди наиболее крупных композиторов-лютнистов 16-18 вв. Итальянцы Фр. Спиначчино, Франческо да Милано, В. Галилеи, француз Д. Готье, англичанин Дж. Дауленд, немцы Г. Нёйзидлер и С. Вайс, поляки В. А. Длугорай и Б. Пенкель, украинец по происхождению, петерб. Придв. Музыкант Т. Белоградский. Л. Использовали в своих соч. А. Вивальди, Г. Гендель, Й. Гайдн (сам хорошо игравший на Л.) и др.Музыка для Л. Записывалась при помощи табулатуры.В 16 в. Были созданы разновидности Л. - более высокая по строю, дискантовая пандурина и низкие, басовые - теорба и китаррон (архилютня).

В 16-18 вв. Работали выдающиеся мастера по изготовлению Л. - П. Габбони, И. Вайс, И. Тильке, И. Гофман и др.Литература. Вrеnе t M., Notes sur l'histoire du luth en France, Turin, 1899. La Laurencie L., Les luthistes, P., 1928. Zuth J., Handbuch der Laute und Guitarre, W., 1926-28.К. А. Вертков..

Значения в других словарях
Люсси М.

(Lussy) Матис (8 IV 1828, Штанс, близ г. Люцерн - 21 I 1910, Монтрё) - швейц. Музыковед. Начальное муз. Образование получил на родине. В 1846-1902 жил в Париже, изучал медицину, занимался по классу фп. В консерватории, преподавал (фп.). С 1902 работал в Швейцарии, преподавал игру на фп. Получил известность своей теорией ритма и учением об акцентуации, основанном гл. Обр. На работах Ж. Ж. Моминьи. Был также специалистом в области методики обучения игре на фп. Автор инструктивных работ. Оказал вли..

Лютер М.

(Luther) Мартин (10 XI 1483, Эйслебен, Саксония - 18 II 1546, там же) - глава бюргерской Реформации, основатель нем. Протестантизма. Окончил Эрфуртский ун-т со степенью магистра свободных иск-в (1505). Доктор богословия (1512). Получил муз. Подготовку сначала в школьном хоре, затем в августинском монастыре (1505-07). В религиозных воззрениях Л. Нашли отражение противоречивые настроения и колебания нем. Бюргерства, стремление избавиться от засилья папской церкви. Л. Испытал влияние культуры Возро..

Лютославский В.

(Lutoslawski) Витольд (p. 25 I 1913, Варшава) - польский композитор. В 1931-32 занимался на математич. Ф-те Варшавского ун-та. Окончил Варшавскую консерваторию по классу фп. У Е. Лефельда (1936) и по композиции у В. Малишевского (1937). Чл. Жюри разл. Конкурсов и междунар. Фестивалей (в т. Ч. "Варшавская осень"), в 1959-1965 чл. Совета (позднее вице-президент) Междунар. Об-ва совр. Музыки. С 1962 преподаёт композицию в муз. Центрах разных стран (в Танглвуде, Дарлингтоне, Стокгольме, Эссене, Копе..

Лютш К. Я.

(Lutschg) Карл Яковлевич (3(15) X 1839, Петербург - 6 VI 1899, Бланкенбург, Германия) - рус. Пианист-педагог. Игре на фп. Обучался у А. Л. Гензельта в Петербурге и у И. Мошелеса в Лейпциге, где изучал также теорию композиции у Э. Ф. Э. Рихтера и Ф. Киля. Был известным педагогом и методистом. В 1868-87 преподавал игру на фп. В Петерб. Консерватории (с 1880 профессор), из к-рой ушёл из-за разногласий с А. Г. Рубинштейном. До 1899 преподаватель и один из директоров Петерб. Муз. Школы. Составитель и..

Дополнительный поиск Лютня Лютня

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лютня" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лютня, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 5 символа