Лютославский В.

83

(Lutoslawski) Витольд (p. 25 I 1913, Варшава) - польский композитор. В 1931-32 занимался на математич. Ф-те Варшавского ун-та. Окончил Варшавскую консерваторию по классу фп. У Е. Лефельда (1936) и по композиции у В. Малишевского (1937). Чл. Жюри разл. Конкурсов и междунар. Фестивалей (в т. Ч. "Варшавская осень"), в 1959-1965 чл. Совета (позднее вице-президент) Междунар. Об-ва совр. Музыки. С 1962 преподаёт композицию в муз. Центрах разных стран (в Танглвуде, Дарлингтоне, Стокгольме, Эссене, Копенгагене, Техасе). Как композитор Л. Обратил на себя внимание Симф. Вариациями (1938). Уже в ранних произв. Наметились характерные черты его муз. Языка - индивидуализация выразит. Средств и блестящее владение оркестром. В период 1949-1954 творчество Л. Тесно связано с польским фольклором.

В "Маленькой сюите" для оркестра, "Силезском триптихе" для голоса с оркестром и др. Соч. Сказались результаты собств. Наблюдений композитора над манерой исполнения нар. Музыкантов Жешувского р-на. Более опосредствованное, но всё же ясно ощутимое отражение получают фольклорные интонации в "Концерте для оркестра" (1954). С 1955 отказывается от применения тональной системы и стремится к поискам новых выразит. Средств. Эти поиски проявлялись не в утверждении новых систем, призванных заменить функциональность тональной системы, а скорее в отказе от каких бы то ни было систем. Определяя своё место среди композиторов 20 в., Л. Утверждал, что не имеет отношения к традициям новой венской школы (А. Шёнберг, А. Веберн) и чувствует гораздо более тесную связь с К.

Дебюсси, И. Ф. Стравинским, Б. Бартоком, Э. Варезом. В Увертюре для струнных (1949) Л. Впервые применил серию, состоящую из 8 звуков. В "Траурной музыке" ("Muzyka zalobna", памяти Бартока. Для струн. Оркестра, 1958) использует 12-тоновую серию, построенную на 2 наиболее характерных для Бартока интервалах (тритон, малая секунда), вводит разл. Типы сложных гармоний, включающих все 12 звуков хроматич. Гаммы, и исследует новые сонорные качества этих созвучий. Применение этих средств не носит, однако, у Л. Умозрительного характера. В этом произв., отличающемся исключит. Цельностью замысла, он достигает большой драм. Силы и глубины выражения. Композиционные принципы этого произв. Получили развитие в соч. 1960-х гг. В "Венецианских играх" ("Gry weneckie", для камерного оркестра, 1960) он впервые использовал т.

Н. Технику алеаторики, к-рая находит дальнейшее применение в "3 поэмах Анри Мишо", струн. Квартете (1964), "Вытканных словах" (1965), 2-й симфонии (1967), "Книге для оркестра" (1968). В отличие от амер. Школы, алеаторизм Л. Остаётся контролируемым, касаясь гл. Обр. Фактуры, к-рая отличается большой утончённостью. Муз. Мышление Л. Продолжает быть ладовым в своей основе. Он автор статей, публиковавшихся в польских периодич. Изданиях, в т.ч. "О роли элемента случая в композиторской технике" ("О roli elementu przypadku w technice komponowania", в сб. Res facta, No 1), (Кr.), 1967, "О современном оркестре" ("Sur l'orchиstre d'aujourd'hui, "RMz", 1968, No 17) и др. Мн. Соч. Л. Исполняются в СССР, его фп. Пьесы изд. В Москве. Гос. Пр. ПНР (1952, 1955, 1964).Сочинения.

Для орк. - симфонии (1947, 1967). Увертюра для струнных (1949), Маленькая сюита (также ред. Для камерного орк., 1950), 3 постлюдии (1960). Для камерного орк. - 10 польских танцев (1953), Прелюдия и фуга для струнных (1971). Концерты - для орк. (1954), для влч. С орк. (1969). Камерно-инстр. Ансамбли - струн. Квартет (1964), 4 Силезские мелодии для 4 скр. (1954). Для духовых инструментов - 10 канонов для 2 кларнетов, 10 - для 3 кларнетов, 10 дуэтов для гобоя и фагота (1944), трио для гобоя, кларнета и фагота (1945). Для скр. С фп. - соната. Лёгкие пьесы (1953), соч. Для разл. Инструментов с фп. Для голоса с орк. - Силезский триптих (Tryptyk slaski, 1951). Для голосов и камерного орк. (ок. 40) - 3 поэмы Анри Мишо (Trzy poematry Henri Michaux, для смешанного хора, 1963), Вытканные слова (Paroles tissйes, на cл.

Ж. Ф. Шабрена, для тенора, 1965). Для фп. - Вариации на тему Паганини (для 2 фп., 1941), 2 этюда (1941), Народные мелодии (Melodie ludowe, 1945), Буколики (Bukoliki, 1952), 3 произв. Для молодёжи (3 utwory dla mlodziezy, 1953). Для голоса с фп. - романсы на сл. Польских поэтов, цикл на сл. Пушкина (1949). Музыка для драм. Т-ра и кино, радио и телефильмов. Обр. Нар. Песен.Литература. Lissa Z., Analiza Koncertu na orkiestre. W. Lutoslawskiego, "Studia Muzykologiezne", 1956, No 5. Rосiej В., Uwertura na smyczki W. Lutoslawskiego, "RMz", 1958, No 4. Jarocinski S., The music of Witold Lutoslawski, "Polish Perspectives", 1958, No 6. Его же, Witold Lutoslawski, (Kr.), 1967. Brennecke W., Die Trauermusik von W, Lutoslawski, в сб. Blume Festschrift, Kassel, 1963.

Nоrdwа11 О. (ed.), Lutoslawski, Stockh., (1968). Schiller H., Kwartet smyczkowy Witolda Lutoslawskiego, в сб. Res facta, No 2, (Kr.), 1968. Hansberger J., Begrenzte Aleatorik. Das Streichquartett Witold Lutoslawskis, "Musica", 1971, No 3, S. 248-57. Mainka J., Zum Werk Witold Lutoslawskis, "Musik und Gesellschaft", 1971, No 5, S. 344-48. Э. В. Денисов..

Значения в других словарях
Лютер М.

(Luther) Мартин (10 XI 1483, Эйслебен, Саксония - 18 II 1546, там же) - глава бюргерской Реформации, основатель нем. Протестантизма. Окончил Эрфуртский ун-т со степенью магистра свободных иск-в (1505). Доктор богословия (1512). Получил муз. Подготовку сначала в школьном хоре, затем в августинском монастыре (1505-07). В религиозных воззрениях Л. Нашли отражение противоречивые настроения и колебания нем. Бюргерства, стремление избавиться от засилья папской церкви. Л. Испытал влияние культуры Возро..

Лютня

(польск. Lutnia. Первоисточник. Араб. Аль'уд, букв. - дерево) - струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет выпуклый овальный корпус (склеенный из отдельных сегментов), короткую широкую шейку с отогнутой назад под прямым углом головкой. Верхняя дека плоская, с большим круглым резонаторным отверстием, в к-рое обычно вставлена ажурная розетка из дерева или папье-маше. Струны жильные, крепятся внизу к приклеенной на деке подставке, вверху наматываются на поперечные колки, вставленные в головку...

Лютш К. Я.

(Lutschg) Карл Яковлевич (3(15) X 1839, Петербург - 6 VI 1899, Бланкенбург, Германия) - рус. Пианист-педагог. Игре на фп. Обучался у А. Л. Гензельта в Петербурге и у И. Мошелеса в Лейпциге, где изучал также теорию композиции у Э. Ф. Э. Рихтера и Ф. Киля. Был известным педагогом и методистом. В 1868-87 преподавал игру на фп. В Петерб. Консерватории (с 1880 профессор), из к-рой ушёл из-за разногласий с А. Г. Рубинштейном. До 1899 преподаватель и один из директоров Петерб. Муз. Школы. Составитель и..

Люфтпауза

(нем. Luftpause, букв. - воздушная пауза) - небольшая пауза, с помощью к-рой при исполнении муз. Произведения выделяется начало нового раздела, эпизода. В нотах обычно не обозначается и вводится исполнителем по собств. Усмотрению (иногда обозначается с помощью знака запятой - нем. Komma.. ..

Дополнительный поиск Лютославский В. Лютославский В.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лютославский В." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лютославский В., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 15 символа