Марокканская музыка

79

Муз. Культура Марокко - результат взаимных влияний культур берберов и арабов. "Чистые" образцы берберского иск-ва сохранились в центр. Части Марокко, гл. Обр. В отдалённых сельских местностях. Для него типична тесная связь музыки с поэзией и танцем. Наиболее распространённый жанр - коллективный танец с пением. Различаются иск-во ахиду (берберов, живущих на северо-востоке этой области) и ахуах (берберов преим. Племени шлехов, населяющих её юго-зап. Часть). Музыка берберов, живущих вокруг центр. Горного р-на, на равнинах Севера, Запада и Юга, приобрела гибридные формы (напр., у земмуров). Мелодии ахиду небольшого диапазона (часто в пределах квинты), преобладает хроматика (используются интервалы меньше 1/2 тона), господствует 5-дольный размер.

Часто песни исполняются под аккомпанемент тамбурина. Пение без инстр. Сопровождения - тамавайт или ташерафт - носит характер ритмически свободной импровизации (эта песенная форма широко применяется в свадебной церемонии). В ахиду руководящая роль принадлежит поэту-певцу - амессаду, к-рый излагает сначала короткую песню (изли, атемши, тархиул), состоящую из фразы, разделённой ритмически на 2 полустишия, лишённых рифмы и ассонансов. Песню подхватывает хор, сопровождая её притоптыванием и хлопками в ладоши. Мелодии ахуах близки европейским, диапазон их - до l1/2 октавы, в звукоряде отсутствуют интервалы меньше 1/2 тона, распространены нисходящие скачки на сексту, септиму, размер - преим. 2-дольный. Муз. Искусство племени земмуров сложилось под влиянием бедуинов (арабов-кочевников).

Земмурские мелодии - своего рода модулирующая речитация (монотонные подъёмы и спады голоса вокруг осн. Тона по интервалам, близким четвертитоновым). Их ритмич. Строение (обычно близкое размерам 3/8, 6/8) зависит от ритмики силлабического стиха.Муз. Инструментарий разл. Берберских племён в сущности единый. Из дух. Инструментов распространены. Флейты (касба, по-берберски - таввадит) - диатонические касба хомассия (тростник с 5 узлами, к-рым соответствуют 5 отверстий), касба устия (более длинная) и хроматическая касба ашария (у земмуров. Длина более 75 см, используется в ритуальных обрядах). Свирель (по-берберски - арханим, у земмуров - замр) - примитивный 2-ствольный инструмент, близкий по конструкции авлосу (несмотря на спаренные трубки - одноголосный, на нём исполняют простейшие мелодии без гармонич.

Созвучий, допускаемых его конструкцией). Из удар. Инструментов - тамбурины. Бендир (по-берберски - аллун. Большой плоский бубен) и тариджа (продолговатый бубен, обычно из глины). К струнным принадлежат скрипки - эль-калальджа, у-эр-рбаб (2-струнная, в совр. Марокко её вытеснила европ. Скрипка), а также 3-струн. Мандолина - гун-бри (излюбленный инструмент шлёхов).Араб. Музыка в Марокко - своеобразный сплав испано-араб. И марокканского иск-в. Арабы, завоевавшие Марокко в нач. 8 в., принесли свою культуру и религию. Среди берберов быстро распространился ислам. Мн. Берберские племена восприняли араб. Язык. В Марокко араб. Музыка представлена в основном инстр. Жанрами (развивалась вне связи с танцем и поэзией). Существует классич. (ала и сама) и нар.

(гриха) араб. Музыка. Мелодии ала и сама часто родственны, но их тексты резко отличаются по содержанию. Ала - иск-во светское, придворное, изысканное, развлечение для образованных людей. Основой его служит классич. Араб. Поэзия. Сама - вокальное (не допускает инстр. Аккомпанемента) иск-во религ. Содержания (своего рода мусульм. Духовные поэмы). Из араб. Инструментов распространены кеманча, канун, рта (барабан). Приняты 5 ритмов. Бсит, кайм-у-нусс, бтайхи, коддам, дердж. Те же назв. Даны 5 разделам вок.-инстр. Циклов - нуб (каждая часть нубы строится в соответствующем ритме). Гриха - это песни простых людей, основанные на разговорном языке (с обилием обиходных выражений и упрощённым синтаксисом).В нар. Творчестве марокканцев большое место занимает религ.

Музыка - дикр. Многие дикры не уступают по красоте григорианским псалмам. Они поются гл. Обр. В религ. Общинах (каждая имеет свой дикр), сопутствуют культовым шествиям, погребальному обряду. Среди др. Жанров - праздничные, колыбельные, трудовые песни, музыка шествий, ритуальных танцев, свадебных церемоний.Известностью пользуются композиторы А. Агуми, М. Шекруни, С. Шарки и др.В Марокко работают. 3 оркестра Радио (симфонический, андалусской музыки, фольклорный), Нац. Фольклорный ансамбль. Консерватории в Мекнесе, Танжере, Касабланке, Нац. Консерватория музыки, танца и драм. Иск-ва в Рабате, Нац. Школа музыки и танца в Тетуане, муз. Об-ва в крупнейших городах. С 1960 в Марракеше проводятся нац. Фестивали муз. Фольклора.Литература. Сhоttin A., Tableau de la musique marocaine, P., (1939) (рус.

Пер. - Обзор марокканской музыки, M., 1967).Л. О. Голден..

Значения в других словарях
Мармонтель А.

(Marmontel) Антуан Франсуа (16 VII 1816, Клермон-Ферран - 15 I 1898, Париж) - франц. Пианист и педагог. С 1827 учился игре на фп. У П. Циммермана, композиции - у Ж. Ф. Галеви и Ж. Ф. Лесюэра в Парижской консерватории. М. - один из крупнейших представителей франц. Нац. Школы фп. Педагогики 2-й пол. 19 в. В 1848-87 профессор Парижской консерватории по классу фп. Среди учеников М. - Ж. Бизе, Э. Гиро, Ю. Венявский, К. Дебюсси, Л. Дьемер, В. Д'Энди, М. Лонг, А. И Э. Дювернуа, Ф. Планте. М. Подчинил с..

Мармонтель Ж. Ф.

(Marmontel) Жан Франсуа (И VII 1723, Бор-Лез-Opг, деп. Коррез - 31 XII 1799, Абловиль, департамент Эр) - франц. Драматург, писатель, либреттист, лит. И муз. Критик. Чл. Ин-та Франции (1763), с 1783 его постоянный секретарь. Автор трагедий в духе Вольтера. Известность завоевал "Нравоучительными рассказами" ("Contes moraux", v. 1-2, P., 1761), в к-рых чувствительность сюжета сочетается с фривольностью изложения. На основе этих рассказов написал либр. Комич. Опер "Люсиль" (1769) и "Сильвен" (1770) ..

Марольт Ф.

(Marolt) Франц (21 VI 1891, Камник - 7 IV 1951, Любляна) - словен. Музыковед-фольклорист и хор. Дирижёр (Югославия). Учился в Любляне в муз. Школе при муз. Об-ве "Глазбена матица" и в Вене у Ф. Меркеля. Работал с хором об-ва "Глазбена матица", в 1927-41 руководил Академич. Хором в Любляне. М. Положил начало научной словен. Муз. Фольклористике. Руководил созданным им в 1934 Ин-том фольклора (из него выделился как самостоят. Ин-т муз. Фольклора). В своей исследоват. Работе опирался на комплексный ..

Мароти Я.

(Marуthy) Янош (p. 23 XII 1925, Будапешт) - венг. Музыковед. Доктор музыковедения (1966). Чл. Венг. Социалистич. Рабочей партии с 1953. Учился в Будапеште у Д. Лукача (эстетика) в ун-те (1945-48) и у Я. Вишки (композиция) в Высшей школе муз. Иск-ва им. Ф. Листа (1945-51), где по окончании аспирантуры (музыковедение) под рук. Б. Сабольчи (1951-54) работал в качестве науч. Сотрудника (до 1961). С 1961 ст. Науч. Сотрудник Архива Б. Бартока Венг. Академии наук (в 1969 преобразован в Ин-т музыковеден..

Дополнительный поиск Марокканская музыка Марокканская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Марокканская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Марокканская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 19 символа