Мордовская музыка

238

Муз. Фольклор мордвы интонационно близок творчеству народов Поволжья, финно-угорской группы, славян и др. Однако при общих для мн. Народов чертах в песнях, в инстр. Музыке мордвы проявились характерные особенности. Типично применение в одной песне неск. Ладов в виде сопоставления и нередко в виде постепенного подключения их элементов в процессе развёртывания песни. При наличии общемузыкальных мелодич., метроритмич. И структурных явлений в морд. Нар. Музыке сложилось самобытное многоголосие в рамках двух звукорядов ангемитонной пентатоники (ля-до-ре-ми-соль, соль-ля-до-ре-ми). Приводимый ниже пример иллюстрирует особого рода полный функциональный круг гармоний, где (условно). 1 - начальная тоника, 2 - субдоминанта, 3 - доминанта, 4 - заключит.

Тоника.Особое место занимает субдоминанта - важнейшее гармонич. Средство морд. Многоголосия, в нар. Песне она представлена разл. Вариантами полного и неполного вида в пределах октавы.Для пентатонного морд. Многоголосия специфично свободное чередование гармоний. Цепь тяготений и разрешений при этом заменяется сопоставлением гармонических красок, постепенным подключением разновидностей того или иного созвучия. Этот тип гармонич. Развёртывания включает и прерванные обороты, в к-рых тоника заменяется тонич. Септаккордом, тонико-субдоминантовым созвучием или одним из вариантов субдоминанты. В мордовской песенности сопоставление гармонических красок организуется ритмосинтаксисом мотивов и разделяется более или менее значит.

Цезурами. Особое значение приобретают серединные каденции. Связанные с заключит. Кадансом силой тяготения на расстоянии, они компенсируют разряжённость цепи созвучий и содействуют созданию формы. Для многочисл. Морд. Нар. Песен (особенно лирических) характерно чередование гармонич. И полифонич. Склада в сфере пентатонного многоголосия. Инстр. Нар. Музыка мордвы включает исполнение песенных мелодий и танцевальных наигрышей. Древнейший музыкальный инструмент - тростниковая свирель (нудей, нюди). Издавна бытуют самодельная скрипка (карьзе), пила. Несколько позднее вошли в употребление гармонь, балалайка, гитара, мандолина, баян. Тростниковые свирели использовались в парном сочетании. Одна для мелодии, другая для баса. Усилителями звука служили изогнутые раструбы из коровьего рога или берёсты, в которые плотно вставлялись дудочки.

Значит. Интерес представляют плясовые наигрыши. "Зерезенька", "Старик-медведь", "Липонька", "По углу дома карабкается кошка" и др. Один из видных исполнителей нар. Наигрышей на гармони - П. Рузманов.В 1930-е гг. Начала развиваться морд. Проф. Муз. Культура. Её зачинатель - комп. Л. П. Кирюков, автор эпико-героич. Муз. Драмы "Литова" (1943, 2-я ред. 1959), опер "Несмеян и Ламзурь" (1944), "Нормальня" (1962), записей и обработок нар. Песен, а также оригинальных песен, хоров, инстр. Пьес. Многочисл. Произв. Для оркестра рус. Нар. Инструментов написал Л. И. Воинов - "Мордовскую рапсодию", "Мордовский марш", 2 концерта для балалайки с оркестром нар. Инструментов, увертюру "1917 год". Воинов - талантливый исполнитель-виртуоз на балалайке. Комп. Г. Г. Вдовину принадлежат 2 симфонии, фп.

Концерт, симфонические увертюры, многочисл. Инстр. Пьесы, песни и др., Г. И. Сураеву-Королёву - оратория, струн. Квартет, инстр. Пьесы, песни, музыка для драм. Т-ра и др.В числе первых интерпретаторов морд. Нар. Песни - певец, засл. Арт. РСФСР И. М. Яушев. Большой вклад в развитие нац. Муз. Культуры внёс Т-р оперы и балета в Саранске (работал в 1937-48), преобразованный в муз.-драматический, а в 1969 - в Т-р муз. Комедии. В его репертуаре - произв. Заруб., опереточной классики - Ф. Легар, И. Кальман, И. Штраус, К. Миллёкер и др., оперетты сов. Композиторов - "Свадьба в Малиновке" Б. А. Александрова, "Севастопольский вальс" К. А. Листова, "Восемнадцать лет" В. П. Соловьёва-Седого, "Мери Ив" В. И. Мурадели, "Девчонке было двадцать лет" А. Я. Эшпая и др. В 1971 труппа пополнилась выпускниками Саратовского хореографического уч-ща.В республике имеются (1975).

Ансамбль песни и танца "Умарина", Муз. Уч-ще им. Л. П. Кирюкова, Дом нар. Творчества, при к-ром организован ансамбль песни и танца "Келу", 29 детских муз. Школ, Объединение композиторов Морд. АССР. Функционируют многочисл. Самодеятельные хор. Коллективы, к-рые продолжают нар. Традиции многогол. Пения без сопровождения, обогащают нар. Мелос интонациями и ритмами современности.Среди деятелей муз. Иск-ва. Певцы - нар. Арт. РСФСР Р. М. Беспалова, засл. Арт. РСФСР M. H. Антонова, Д. И. Еремеев, В. П. Яковлев, нар. Арт. Морд. АССР В. С. Киушкин, Е. А. Охотина, засл. Деят. Иск-в Морд. АССР В. А. Белоклоков, засл. Арт. Морд. АССР П. В. Гордеев, Р. Н. Исаева, Л. И. Лимонникова, В. В. Медведский, А. В. Яшнов, засл. Арт. Бурят. АССР Н. Г. Кочергина. Дирижёр - засл. Деят. Иск-в Морд. АССР М. И. Фроловский. Балетмейстер - засл. Деят.

Иск-в Морд. АССР Е. С. Осмоловский. Танцовщики - засл. Арт. Морд. АССР Т. Н. Градусова, В. И. Кирюшкин, В. С. Учватов. Художник - засл. Деят. Иск-в Морд. АССР Е. С. Никитина.Литература. Урицкая Б. С., Музыкальная культура Мордовской АССР, в кн. Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957. Мордовские народные песни, М., 1957. Сураев-Коpолёв Г. И., Многоголосие и ладовое строение мордовской народной песни, в кн. Труды (научно-исследовательского института Мордовской АССР), вып. 26, серия филологическая, Саранск, 1964. Мордовские народные песни, Саранск, 1969.Г. И. Сураев-Королёв.

Значения в других словарях
Мордвинов Б. А.

Борис Аркадьевич (24 XI (6 XII) 1899, Москва - 9 XII 1953, там же) - сов. Режиссёр Засл. Арт. РСФСР (1935). В 1919 поступил во 2-ю Студию МХТ. В 1921-36 работал в МХАТе как актёр и режиссёр. В 1927-36 режиссёр моск. Муз. Т-ра им. Вл. И. Немировича-Данченко (с 1930 зав. Художеств. Частью и гл. Режиссёр), где поставил. "Сорочинскую ярмарку" (1932). "Корневильские колокола" Планкета (1932), "Чио-Чио-сан" (1934). Участвовал там же в пост. Опер "Катерина Измайлова", "Травиата" (обе в 1934) и "Тихий Д..

Мордент

(итал. Mordente, букв. - кусающий, острый. Франц. Mordant, pince, англ. Mordent, beat, нем. Mordent) - мелодич. Украшение, заключающееся в быстром чередовании осн. Звука со смежным с ним по высоте верхним или нижним вспомогательным. Вид мелизмов, родственный трели. Простой М., обозначающийся знаком , состоит из 3 звуков. Основного мелодич. Звука, отстоящего от него на тон или полутон верхнего вспомогательного и повторяющегося основного:Перечёркнутый M. также состоит из 3 звуков, первый и послед..

Морель В.

(Maurel) Виктор (17 VI 1848, Марсель - 22 X 1923, Нью-Йорк) - франц. Певец (баритон). Учился в Марсельской и Парижской консерваториях (у Вотро и А. Дювернуа). В 1868 дебютировал в парижском т-ре "Гранд-Опера" (партия Невера - "Гугеноты"), затем гастролировал в др. Странах, в т. Ч. В Италии ("Ла Скала", Милан, 1870). Известность получил после выступлений в т-ре "Ковент-Гарден" (Лондон, 1873-79). В 1874-75 и 1878-79 приезжал в Россию. В 1879-94 выступал на сцене "Гранд-Опера", пел также в т-рах Нь..

Мореска

(итал. Moresca, букв. - мавританская), морисданс - музыкально-танцевальная сцена (род балета). В ряде европ. Стран М. Считали своей нац. Формой. Сценка символически воспроизводила борьбу христиан и мавров (9-15 вв.). Сопровождалась пением двух хоров, позднее солистов-певцов, пояснявших сюжет. В 16-17 вв. М. Часто завершались придв. Празднества и представления комедий. Монтеверди ввёл М. В финал оперы "Орфей" (1607).Литература. Аrbeau Th., Orchйsographie, Langres, 1588 (англ. Пер. - L., 1925). Sa..

Дополнительный поиск Мордовская музыка Мордовская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мордовская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мордовская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 17 символа