Мошоньи М.

118

(Mosonyi) (наст. Фам. Бранд, Brand) Михай (2 IX 1815, Вольдогассоньфальва, Венгрия - 31 X 1870, Пешт) - венг. Композитор, педагог, муз. Критик. По национальности немец. Музыкальным образованием занимался самостоятельно, в 1833-35 (когда он работал наборщиком в типографии в Братиславе) - под рук. Капельмейстера К. Тураньи, В 1835- 1842 давал уроки музыки (воспитатель в семье графа). В 30-е гг создал первые произведения - мессу и увертюру. С 1842 контрабасист и музыкальный педагог в Пеште. В 1844 впервые публично исполнена его 1-я симфония. Был близок с P Эркелем, К. Абраньи, особенно с Ф. Листом (с 1856), с к-рым состоял в переписке (Лист обработал 2 темы М. И после его смерти написал траурную музыку "Памяти Мошоньи", завершающую его цикл "Венгерские исторические портреты").

Восторженно встретив Революцию 1848-49, М. Вступил в Нац. Гвардию. В 1848 он сделал переложение "Марсельезы" для хора и оркестра. В 1856-57 написал оперу "Кайзер Макс" в стиле нем. Романтизма. В фп. Фантазии "Степная жизнь" ("Pusztai йlet", 1857) впервые обратился к нар. Венг. Музыке. Новое, фольклорное направление в его творчестве получило развитие в последующих произв. - операх "Прекрасная Илонка", "Алмош", фп. Пьесах и упражнениях для детей "Венгерский детский мир", а также песнях и хорах, популярность к-рых была так велика, что многие из них считались народными. М. - автор мн. Статей и рецензии, опубликованных в первом венг. Муз. Журнале ("Zenйszeti lapok"). В своих статьях М. Призывал к развитию нац. Вонг. Муз. Стиля (убежденный патриот Венгрии, он в 1859 изменил свою нем.

Фамилию на венгерскую). Завоевав популярность среди народа и прогрессивной интеллигенции, М. Активно участвовал в венг. Муз. Жизни (в т.ч. В разл комитетах и хор. Об-вах). Пытался добиться открытия Высшей муз. Школы в Пеште, однако безуспешно (академия музыки открылась при содействии Ф. Листа в 1875), М. - выдающийся представитель венг. Нац. Романтич. Школы. В своем творчестве сочетал европ. Симф. Формы и романтич гармонию с мелодикой и ритмами венг. Нар. Песни стиля вербункош. Рукописи М. Хранятся в Венг. Нац. Музее в Будапеште.Сочинения. Оперы - Кайзер Макс. (Kaiser Max auf der Martinswand, 1857), Прекрасная Илонка (Szйp Ilonka, 1861, Пешт), Алмош (Бlmos. Соч. 1862, пост. Будапешт, 1934). Кантаты - Праздник очищения венгров на реке Унг (A tisztulбs ьnnepe az Ung vizйnйl, 1860), Воспоём, мадьяры.

(Dalra magyar!, 1870). Для орк. -2 симфонии (1844, 1856), Траурная музыка на смерть Иштвана Сеченьи (Gyбsz-hangok Szйchenyi Istvбn halбlбra, 1860), Триумф и горе гонведа (A Magyar honvйd gyцzelme йs keserve, 1860. После реконструкции сочинения 1-е исп. - 1954) и др., Праздничная увертюра (Ьnnepi zene, 1860). Камерно-инстр. Ансамбли - 2 фп. Трио, 6 струн. Квартетов, струн. Секстет. Для фп. - Венгерский детский мир (Magyar gyermekvilбg, 1859), этюды (Tanulmбnyok zongorбra a magyar zene йlцadбsa kйpzйsйre, g. 1-4, 1861, 1881). 5 месс и др. Культовые соч. Хоры, песни (циклы на стихи нем. И венг. Поэтов).Литература. Abrбnyi К., Mosonyi Mihбly, йlete йs jellйmrajza, Bdpst, 1872. Вartук В., Two unpublished Liszt letters to Mosonyi,"MQ", 1921, v.

7, No 4. Кб1dоr J., Mihбly Mosonyi, Dresd., 1936. Szabolcsi В., A XIX. Szбzad magyar romantikus zenйje, Bdpst, 1951. Bуnis F., Mosonyi Mihбly, Bdpst, 1960. Ш. Каллош..

Значения в других словарях
Мошков Б. П.

Борис Прокопьевич (9 (22) I 1903, Горький - 3 IV 1968, Москва) - сов. Композитор. В 1928 окончил композиторское отделение Муз. Техникума им. Гнесиных, в 1930 - Моск. Консерваторию по классу композиции. Работал дирижёром и зав. Муз. Частью в разл. Т-рах, Госцирке. В 1934-35 гл. Дирижёр оркестра Дальневосточного радиокомитета (Хабаровск), в 1937-40 дирижёр Гос. Духового оркестра СССР.Сочинения. Балеты - Бэла (по М. Ю. Лермонтову, 1955, Пермь), Грушенька (по Н. С. Лескову, 1957, Пермь), Сердце Мари..

Мошковский М.

(Moszkowski) Маурыцы (Мориц) (23 VIII 1854, Вроцлав - 4 III 1925, Париж) - польский пианист, педагог, композитор. Чл. Берлинской академии иск-в (с 1899). Сын учителя музыки. Учился в Дрездене, затем занимался по классу фп. У Т. Куллака в консерваториях Штерна и Куллака в Берлине. В последней (после ее окончания) преподавал фп. Игру. Среди учеников - И. (Ю.) Гофман. Дебютировал в 1873 в Берлине. Гастролировал в Париже, Варшаве, Лондоне, выступал и как дирижер. С 1897 жил в Париже. Пианист салонно..

Мравина Е. К.

(наст. Фам. - Мравинская) Евгения Константиновна (4 (16) II 1864, Петербург - 12 (25) X 1914, Ялта) - рус. Певица (сопрано). Брала уроки пения у И. П. Прянишникова в Петербурге (1883-86), у Д. Aртo в Берлине и А. Бакса в Париже. В 1885 дебютировала в партии Джильды на сцене итал. Оперного т-ра (г. Витторио-Венето). В 1886-1900 солистка Мариинского т-ра. Одна из крупнейших представительниц русской вокальной школы, М. Обладала кристально-прозрачным голосом, виртуозной колоратурной техникой. Тщател..

Мравинский Е. А.

Евгений Александрович (р. 22 V (4 VI) 1903, Петербург) - сов. Дирижёр. Нар. Арт. СССР (1954). Герой Социалистич. Труда (1973). Учился на естеств. Ф-те Петрогр. Ун-та, работал артистом миманса в бывшем Мариинском т-ре (ныне Ленингр. Т-р оперы и балета). С 1921 пианист в Хореографич. Уч-ще. В 1923 занимался в уч. Классах Академич. Капеллы, с 1924 - в Ленингр. Консерватории, к-рую окончил в 1931 по классу дирижирования А. В. Гаука. Дирижированием занимался также под рук. Н. А. Малько. Курс гармонии..

Дополнительный поиск Мошоньи М. Мошоньи М.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мошоньи М." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мошоньи М., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 10 символа