Оркестрион

97

(нем. Orchestrion), оркестрофон, оркестрина. 1) Самоиграющий механич. Муз. Инструмент, конструкторы к-рого стремились воспроизвести звучание симф. Оркестра. Приводился в действие пружинным механизмом или пневматич, устройством, позже силой электромотора. Как и в ряде др. Механич. Муз. Инструментов, пьеса фиксировалась в виде соответств. Образом расположенных выступов на вращающемся валу. О. Изобретён в 18 в. Один из первых образцов - оркестрион Т. А. Кунца (Прага, 1796-98). В 1806 в Вене И. Н. Мельцель создал О. Под назв. "Пангармоникон", удачно имитировавший звучание не только духовых, но и струн. Орк. Инструментов. Для этого оркестриона Л. Бетховен написал пьесу "Победа Веллингтона, или Битва при Виттории" (впервые исп. В 1813, позднее исп. В орк.

Редакции). Высокой оценки Бетховена, А. Сальери, И. Н. Гуммеля заслужил оркестрион Леонгардта Мельцеля (мл. Брата И. Н. Мельцеля) - "Орфеусгармоникон" (1814). О. Братьев X. Г. И И. Бауэров (Вена, 1828. Выставлялся в Лейпциге в 1829) обладал флейтовыми, валторновыми, трубными регистрами, а также ударными (барабанами и тарелками). Играл соч. Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Э. Н. Мегюля. Известность приобрёл О. (1851) дрезденского мастера Ф. Т. Кауфмана, поражавший мощью и полнотой звучания, исполнявший большие симф. Произв. К О. Относятся также разнообразные самоиграющие механич. Органы, известные в Германии под назв. Spieluhr, Mechanische Orgel, ein mechanisches Musikwerk, ein Orgelwerk in eine Uhr, eine Walze in eine kleine Orgel, Flцtenuhr, Laufwerk и др.

Специально для этих инструментов писали Гайдн, Моцарт, Бетховен. В России они назывались "часы-органы", их действие было связано с часовым механизмом. В петерб. Дворце Г. А. Потёмкина (1791) имелись большие "самоигральные" часы. Распространение получили стенные часы "с флейтами, курантами и гуслями", механич. "вокальные часы" вроде тех, что играли "десять разных музыкальных штук, из коих шесть на трех инструментах, первою и второю флейтою, а при том на арфе и басе" (Москва, 1795). Производство О. В России началось на рубеже 18-19 вв. Выдающимся образцом был изготовленный в 1798-1801 "Механич. Оркестр" (часы-орган, хранится в ленингр. Эрмитаже) петерб. Часового мастера И. Штрассера (Страссера). Этот инструмент исп. Нек-рые соч.

Гайдна и Моцарта. Ещё более обширным репертуаром (увертюры Вебера, Россини) обладал "Механический оркестр" мастера К. Краузе (Петербург, 1845). Небольшие механич. Органы-оркестры встречались во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. В трактирах и частных домах (детские муз. Впечатления П. И. Чайковского были связаны с перевезённым отцом композитора из Петербурга в Воткинск механич. Органом - "оркестриной", исп. Арии из опер Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти). После изобретения грамзаписи необходимость в механич. Самоиграющих инструментах - О. И его разновидностях отпала. 2) Небольшой переносный орган, сконструированный аббатом Г. Й. Фоглером в Голландии (1780) с целью приблизить звучание этого инструмента к красочной палитре и динамич. Разнообразию оркестра.

Орган Фоглера имел 4 мануала, педаль, много регистров, швеллер для crescendo и diminuendo. После концертов в Германии, Франции, Испании, Швеции Фоглер со своим инструментом выступал и в России (1788). Под влиянием петерб. Орг. Мастера Ф. Кирпшика Фоглер ввёл важные усовершенствования в конструкцию своего О. (1790, Роттердам), придав звучанию инструмента, явившегося прообразом нового типа "романтич." органа, ярко выраженную оркестральность.В России известный арабист и литератор О. И. Сенковский построил (1849) с помощью орг. Мастеров кабинетный орган - О. ("клавиоркестр"), снабжённый 13 регистрами, в т. Ч. Имитирующими тембры кларнетов, флейт, гобоев, тромбонов, труб, валторн, фаготов и арфы. При игре на 2 мануалах можно было передать эффект pizzicato струнных, звучность скрипки, виолончели.Литература.

"Разные известия", приложение к газ. "Московские ведомости", 1795, 17 янв. То же, там же, 20 янв. "Известия", приложение к газ. "Санкт-Петербургские ведомости", 1801, 22 нояб. То же, там же, 1802, 11 нояб. "Московские ведомости", 1803, 10 янв. Ф. Б. (улгарин), Органное заведение гг. Бруггера и Фуртвенглера в Москве, "Сев. Пчела", 1841, 20 марта. Сенковская A. A., О. И. Сенковский. (Барон Брамбеус). Биографические записки его жены, СПБ., 1859. Санкт-Петербургский промышленный мир. Иллюстрированный сб., СПБ, 1892. Ройзман Л. И., Из истории органного искусства в России во 2-й половине 18 столетия, в кн. Вопросы музыкально-исполнительского искусства, сб. 3, М., 1962. Его же, Фортепианное творчество Й. Гайдна, в изд. Гайдн Й., Избранные сонаты для фп., вып.

1, М., 1966. Frimme1 Th., Mдlzls Kunstkabinett, "Wiener Zeitung", 1914,26. Juli. Rupp E., Abbй Vogler als Mensch, Musiker und Orgelbautheoretiker, Ludwigsburg, 1922. Кinsky G., Beethoven und die Flцtenuhr, в кн. Beethovens Almanach der deutschen Musikbьcherei, Regensburg, 1927. Haas R., Th. A. Kunz und sein Orchestrion, "Der Auftakt", 1931, Jahrg. 11, H. 2. Zieg1er G., Musikautomaten, там же, 1933, Jahrg. 13. Naumann J. К. F., Beethovens Schlachtengemдlde in Tцnen fьr einen Musikautomaten, "Die Musik", 1939, Jahrg. 31, H. 4. Rоth A., Geschichte der Harmonika-Volksmusikinstrumente, Essen, 1954. Histoire de la boоte а musique et de la musique mйcanique, Lausanne-P., 1955. Altman L., Beethoven organ works, L., 1962.Л. И. Ройзман..

Значения в других словарях
Оркестр

(от греч. Orxestra - круглая, позже полукруглая площадка антич. Театра, где, совершая ритмич. Движения, пел свои партии хор трагедии и комедии, от orxeomai - танцую) - предназначенный для совместного исполнения муз. Произв. Коллектив музыкантов, играющих на разл. Инструментах.До сер. 18 в. Слово "О." понимали в антич. Смысле, относя его к месту расположения музыкантов (Walther, Lexikon, 1732). Лишь в работе И. Маттезона "Заново открытый оркестр" ("Das neu-erцffnete Orchestre", 1713) слово "О." н..

Оркестр русских народных инструментов

Имени В. В. Андреева (с 1960 - Русский народный оркестр имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио). Ведёт своё начало от Великорусского оркестра. В 1925 при Ленингр. Радио был создан оркестр нар. Инструментов, бульшая часть его коллектива состояла из артистов Великорусского оркестра. Руководителем был В. В. Кацан (в 1907- 1934 концертмейстер и 2-й дирижёр Великорусского оркестра). В начале Великой Отечеств. Войны 1941-45 большинство музыкантов ушли на фронт и оркестр был расформиро..

Оркестротека

(от оркестр и греч. Tnxn - хранилище, вместилище, ящик) - комплект снабжённых дирекционом оркестровых голосов к.-л. Произведения, предназначенный для исполнения его небольшим инстр. Составом, а также эстр. И малым симф. Оркестрами. О. Позволяет исполнять произв. Тем составом, какой имеется в наличии - от минимального до максимального. В связи с этим все голоса О. Подразделяются на обязательные, к-рые необходимы для обеспечения его более или менее неискажённого звучания, и желательные, к-рые могу..

Оркестры народных инструментов

Ансамбли, состоящие из нац. Муз. Инструментов в их подлинном или реконструированном виде. О. Н. И. Бывают однородными по составу (напр., из одних домр, бандур, мандолин и т. П.) и смешанными (напр., домрово-балалаечный оркестр). Принцип организации О. Н. И. Зависит от особенностей муз. Культуры данного народа. В оркестрах народов, не знающих многоголосия, исполнение гетерофонное. Каждый голос воспроизводит одну и ту же мелодию, причём участники могут её варьировать. Ансамбли бурдонного типа испо..

Дополнительный поиск Оркестрион Оркестрион

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Оркестрион" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Оркестрион, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 10 символа