Осетинская музыка

98

Нар. Музыка осетин развивалась как иск-во устной традиции, представленное песнями, эпич. Сказаниями, а также инстр. Наигрышами. Древнейшие виды муз. Фольклора сложились в пору общинно-родового строя, мн. Из них сохранились до наших дней (в т.ч. Песни о мифологич. Божествах, отображающие языческие верования).Песня о Таймуразе Кадзыреве. Запись от Гуриева из г. Орджоникидзе.Осет. Песни разнообразны по содержанию и жанрам, по манере исполнения и средствам выразительности. Трудовые и обрядовые (охотничьи, врачевальные, похоронные причитания, "цоппай" - песни с пляской вокруг поражённого молнией и др.), бытовые (свадебные, колыбельные, застольные, шуточные, плясовые, детские и др.). Особо популярны песни о героях, погибших в неравной борьбе, и нартовские сказания (из нац.

Эпоса "Нарты"). Для большинства песен (за исключением детских, колыбельных, лирич. И эпич. Сказаний) характерна сольно-хоровая традиция исполнения, при к-рой солист или солисты поочерёдно поют осн. Мелодию, тогда как остальные участники (независимо от их количества) ведут менее самостоят. Мелодию на гласных звуках. Возгласы, вставные фразы переходят из песни в песню. Партия солиста - эмоционально насыщенный, патетически взволнованный, мелодически развитый речитатив широкого звукового диапазона, отличающийся свободной метроритмич. Организацией, варьируемой от строфы к строфе. Нартовские сказания и песни балладного типа (их общее название - кадаг) исполняются сказителем соло под собств. Аккомпанемент на струнно-щипковом инструменте дыуадастаноне или смычковом киссын-фандыре.Осет.

Нар. Музыка диатонична в основе, однако ладовая организация мн. Песен сложна в силу того, что на протяжении песенной строфы происходит неоднократная смена ладовых устоев.Среди нац. Инструментов. Струнно-щипковые - дыуадастанон (12-струнная арфа) и дала-фандыр. Струнно-смычковый киссын- фан-дыр. Духовые - уадындз (свирель), лалымуа-дындз (волынка), фи-диуаг (духовой инструмент из бычьего рога), единств. Традиц. Удар. Инструмент - карцганаг (трещотка), ныне используется и бубен. В сер. 19 в. Широкую популярность в Осетии приобрела диатоническая клавишная гармоника - ирон кандзал-фандыр. Народные инструменты распространены как в традиционных формах, так и в реконструированных. Все они используются в сольной, ансамблевой и оркестровой исполнительской практике.

Инструментальная музыка представлена преим. Танц. Наигрышами. Массовый танец - симд. Парные - хонга-кафт (кабардинка) и тымбыл-кафт (лезгинка). Сольный танец - рог-кафт. Каждый танц. Наигрыш носит название танца, который он сопровождает, иногда с добавлением названия местности, где он был создан. Инстр. Наигрыши отличаются стабильностью метрики (2/4, реже 6/8), частым использованием синкоп и триолей, чёткостью композиц. Структуры. Ритмич. Вариантность повторов, секвенционность - осн. Принципы мелодич. Развития осет. Нар. Музыки.Муз. Жизнь дореволюц. Осетии была связана с самодеят. Иск-вом, представители к-рого постоянно выступали на нар. Празднествах. Популярностью пользовались нар. Сказители, певцы и инструменталисты. Среди них - Бибо Дзугутов, Иналдыко Каллагов, Дабег Гатуев, Заурбек Туаев, Хасако Дзампаев, Гаха Сланов, Батчери Каргиев, Кайсын Мерденов.

Известные совр. Нар. Сказители - Арсамаг Цопанов, Знаур Бидеев, Дрис Таутиев. Певцы - Г. Плиев, Е. Дзедзаев, Д. Касабиев, Э. Кокоев. Гармонисты - С. Ревазова, Б. Газданов и др.Собирание и запись муз. Фольклора были начаты в кон. 19 в. (С. И. Танеев, M. M. Ипполитов-Иванов, Д. И. Аракишвили), затем продолжены в кон. 20-х и особенно в 30-х гг. 20 в. П. Б. Мамуловым, В. И. Долидзе, Б. А. Галаевым, Т. Я. Кокойти, Е. А. Колесниковым. В 1948 опубликован сб. "Осетинский музыкальный фольклор", в 1964 - "Осетинские народные песни", собранные Б. А. Галаевым.После Великой Oкт. Социалистич. Революции зарождается проф. Муз. Культура. В первые годы Сов. Власти (1924-26) во Владикавказе (ныне г. Орджоникидзе) работала Горская нар. Консерватория. С 1932 при Северо-Осетинском радиокомитете был создан оркестр нар.

Инструментов.В 1920-е гг. Появляются хор. Обработки нар. Героич. Песен, сделанные П. Б. Мамуловым, оркестровые миниатюры В. И. Долидзе ("Осетинская лезгинка", "Танец приглашения" - "Хонга-кафт" и др.). В 1931 Долидзе начал работать над оперой "Замира" (не оконч.) на основе нар. Легенд "Чермен" и "Замира".В 1930-е гг. Композиторы работали преим. В области мелких вок. Форм иинстр. Пьес. 2-я пол. 30-х гг. Была ознаменована значит. Событиями в культурной жизни республики. В 1935 был открыт первый нац. Драм. Т-р. В 1938 из числа лучших участников художеств. Самодеятельности создаётся коллектив Сев.-Осет. Ансамбля песни и танца, в 1939 - Сев.-Осет. Отделение Союза сов. Композиторов.Бурный рост нац. Муз. Культуры начался после окончания Великой Отечеств. Войны 1941-45 и особенно в 50-60-е гг.

Открылись муз. Школы (св. 10), муз. Уч-ще, муз.-пед. Уч-ще. В 1944 создан Сев.-Осет. Гос. Симф. Оркестр. В разные годы им руководили дирижёры В. Б. Дударова, В. В. Горшков, И. А. Аркин, П. А. Ядых. Важными событиями стали преобразование драм. Т-ра в муз.-драм. (1958) и открытие в 1972 Муз. Т-ра.Выросла творч. Активность осет. Композиторов. Появилось множество произведений различных жанров, в т.ч. Крупной формы. Впервые в истории осет. Музыки созданы муз. Комедии и оперы. В творчестве Д. С. Хаханова ведущее место занимают инстр. (скр. Концерт, концерт для нац. Гармоники с симф. Оркестром, 2 симфонии), а также балетная музыка (по мотивам нац. Легенд - балеты "Ацамаз и Агунда", "Хетаг"), музыка к спектаклям. Т. Я. Кокойти - автор первой осет. Симфонии, фп. Фантазии "Азау" и др., А.

Я. Кокойти - автор симф. Танцев (в т.ч. "Симды фаз"), рапсодии для скрипки с оркестром, камерных произв. И хоров. В творчестве X. С. Плиева главное место заняли массовые и эстр. Песни и особенно муз. Комедия. Он автор оперетт "Весенняя песня", "Три друга", "Жених сбежал", оперы "Коста". Разносторонне творчество И. Г. Габараева - симф. Поэма к 250-летию Ленинграда, симф. Сюита "В горах Осетии", 3 рапсодии для оркестра, 2 симфонии, вок. Циклы песен на стихи поэтов Азии и Африки, на стихи Р. Гамзатова, на стихи узников концлагеря Заксенхаузена и др. И. Г. Габараев - автор опер "Азау" (по мотивам новеллы С. Гадиева) и "Оллана" (по рассказу "Святой Ила с горы Тбау" В. Икскуля), вок.-симф. Поэмы "Человеку" (на стихи Ш. Муасса). Успешно работают композиторы младшего поколения - Р.

К. Цорионти, Т. Хосроев, Е. Кулаев, Ф. Алборов и др.Значит. Вклад в осет. Проф. Музыку внесли рус. Композиторы Н. А. Карницкая, Е. А. Колесников, A. A. Поляниченко. В разные годы осет. Муз. Фольклор использовали рус. Композиторы Н. Я. Мясковский (23-я симфония), В. К. Сорокин (оперетта "Непослушная дочь"), Б. М. Терентьев (оперетта "Камень счастья"), А. Н. Соколов-Камин (кантата на сл. К. Л. Хетагурова "Поёт народ", орк. Сюита "В горах Осетии"), К. Я. Доминчен (муз. Пьесы для оркестра нар. Инструментов Сев.-Осет. Радиовещания).Среди осет. Музыковедов - З. X. Туаева, К. Г. Цхурбаева, П. Ф. Панасян. Хоровых дирижёров - З. А. Дзуццати, А. Т. Ачеев. Певцов - засл. Арт. РСФСР Т. А. Тогоева, Е. Кулаев, М. Католиева, нар. Арт. Сев.-Осет. АССР Ф. С. Суанов, Д. Н. Белаонова, А. В. Хасиева, засл. Арт. Сев.-Осет. АССР Ю. А. Бацазов, Н. В. Кокаева, В.

К. Дзуцев, З. М. Калманова.Большое значение для развития нац. Муз. Культуры имели Недели (1954, 1958) и Декада (1960) осетинской лит-ры и иск-ва в Москве. В Сев. Осетии работают (1978). Муз. Т-р, Филармония (с 1945), симф. Оркестр, ансамбль песни "Алан" (с 1966), Хоровое об-во (с 1959), уч-ще иск-в, муз.-пед. Уч-ще (Орджоникидзе), 11 детских муз. Школ.Литература. Мамулов П. В., Осетинская народная музыка, "Изв. Осетинского НИИ краеведения", 1925, вып. 1. Осетинская народная песня, "Музыкальное образование", 1928, No 6. Аракчиев Д., Народное музыкальное творчество Юго-Осетии, "На рубеже Востока", 1929, No 1. Цхурбаева К., Северо-Осетинская АССР, в кн. Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957, с. 247-62. Её же, Некоторые особенности осетинской народной музыки, Орджоникидзе, 1959.

Её же, Творчество композиторов Осетии, Орджоникидзе, 1960. Её же, Ритмический склад осетинских героических песен, "Изв. Юго-Осетинского НИИ", 1962. Вып. 11. Её же, Об осетинских героических песнях, Орджоникидзе, 1965. Её же, О напевах осетинских нартовских сказаний, в кн. Сказания о нартах - эпос народов Кавказа, М., 1969. Её же, Северо-Осетинская АССР, в кн. История музыки народов СССР, т. 4, М., 1973. Долидзе В. И., Осетинская народная музыка, "Изв. Северо-Осетинского НИИ", 1960, т. 22, вып. 2.К. Г. Цхурбаева.

Значения в других словарях
Орферион

Орфарион (англ. Orpharion), - струнный щипковый муз. Инструмент. Род цистры. Дл. Ок. 1200 мм, ширина ок. 450 мм. О. Имел 8 двойных струн, которые настраивались следующим образом. CFGcfad1g1 или на тон выше. Был распространён в 17 в., особенно в Великобритании, Италии и Франции.. ..

Орхестика

(греч. Orxestika) - искусство танца. Орхесография - учение об иск-ве танца, зафиксированное графич. Средствами. См. Хореография.. ..

Осипов Н. П.

Николай Петрович (15 (28) I 1901, Петербург - 9 V 1945, Москва) - исполнитель на балалайке, дирижёр, педагог. Засл. Арт. РСФСР (1940). 1-я пр. На Всесоюзном конкурсе исполнителей на нар. Инструментах (1939). С 5 лет обучался игре на балалайке у А. М. Дыхова. Впервые как солист на балалайке О. Выступил в 8 лет, затем неоднократно участвовал в концертах Великорусского оркестра В. В. Андреева. В 1911-13 учился в Петерб. Консерватории игре на скрипке у Э. Э. Крюгера. С 1922 жил в Москве. В 1928-39 с..

Осло

(Oslo), в 1624-1924 - Кристиания (Christiania, Kristiania), - столица Норвегии (с 1814), крупнейший экономич., культурный, а также муз. Центр. 463 тыс. Жит. (на 1 янв. 1976). Сохранились фрагменты ср.-век. Культовой музыки. Известно, что в многочисл. Церквах О. Исполнялись григорианские песнопения, в т.ч. "олафская" музыка - гимны, секвенции и др. Соч. В честь короля св. Олафа (Олаф II Харальдсон, правил в 1016-28, завершил введение христианства). Одна из старейших сохранившихся муз. Рукописей (..

Дополнительный поиск Осетинская музыка Осетинская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Осетинская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Осетинская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 17 символа