Осло

75

(Oslo), в 1624-1924 - Кристиания (Christiania, Kristiania), - столица Норвегии (с 1814), крупнейший экономич., культурный, а также муз. Центр. 463 тыс. Жит. (на 1 янв. 1976). Сохранились фрагменты ср.-век. Культовой музыки. Известно, что в многочисл. Церквах О. Исполнялись григорианские песнопения, в т.ч. "олафская" музыка - гимны, секвенции и др. Соч. В честь короля св. Олафа (Олаф II Харальдсон, правил в 1016-28, завершил введение христианства). Одна из старейших сохранившихся муз. Рукописей (15 в.) содержит вариант гл. Секвенции, посв. Св. Олафу, к-рый исполняли в честь св. Хальварда (принявший мученич. Смерть канонизированный норв. Герой. Признан покровителем О.). Одноврем. В О. Из Германии проникало светское иск-во шпильманов, к-рые воспевали подвиги викингов (8 - сер.

11 вв.). С 13 в. Развивалась светская музыка - при дворе короля Хокона Старого (правил в 1217-63) бродячими музыкантами пелись баллады, заимствованные у англ. И франц. Менестрелей и жонглёров (мелодии этих баллад сохранились в старинных норв. Нар. Героич. Песнях). Шпильманы и др. Странствующие музыканты играли на струн. Смычковых и духовых инструментах. Широко использовали нар. Мелодии (одну из таких старинных песен в сер. 19 в. Записал Л. М. Линнеман. Пелась жителями О. На улицах города). Старинные нар. Мелодии лежат и в основе церк. Песнопений, издавна исполнявшихся в церквах О. С 13 в. Музыке обучались в певч. Школе при кафедральном соборе (известно из церк. Записей сер. 16 в.). Старшие ученики упражнялись в 4-5-гол. Пении, исполняли аллилуйи, антифоны и др.

Под упр. Городского кантора они пели не только в церквах, но также на свадьбах и похоронах. Из их среды выдвигались и церк. Органисты.В 17-18 вв. В О. Получило развитие гор. Проф. Муз. Иск-во. Гор. Музыканты (органисты, трубачи, литавристы) участвовали в разл. Церк. И светских торжествах и обрядах (на оплату музыкантов в 1722 город израсходовал более 1/5 бюджета. Органистам платили по 120 риксдалеров в год, инструменталистам - по 100, четырём гор. Барабанщикам - по 40). Первый известный гор. Музыкант О. (1637) - Петер Трубач. Объединения гор. Музыкантов существовали до сер. 19 в. Видную роль в муз. Культуре О. 1-й пол, 18 в. Играл Г. Фон Бертуш, нем. Офицер (в течение 20 лет комендант крепости Акерсхус в О.), автор кантат, трио-сонат, в исп. К-рых участвовал как скрипач и дирижёр.

Он был лично знаком с И. С. Бахом, а также И. Маттезоном, был пропагандистом их творчества. В 18 в. Важными событиями муз. Жизни города были пышные торжества с участием музыкантов по случаю приезда в О. Дат. Королей (в 1380-1814 Норвегия находилась под дат. Господством, в 1814-1905 - в унии со Швецией). В сер. 18 в. В О. Впервые выступала итал. Оперная труппа П. Минготти (исполнила одну из опер К. В. Глюка). В кон. 18 - нач. 19 вв. Оперы разл. Зап.-европ. Композиторов периодически ставились на драм. Сценах силами гастролёров (с 1837 - в гор. Т-ре О.). Из-за отсутствия постоянного оперного т-ра в Норвегии оперное творчество норв. Композиторов начало развиваться позднее, чем в др. Европ. Странах, и долгое время носило непрофессиональный характер. В 1825 силами любителей была пост.

Пьеса X. Бьеррегора "Приключение в горах" с музыкой В. Тране, использовавшего в этом соч. Нар. Темы (первое нац. Муз.-сценич. Произв.). Мн. Оперы норв. Композиторов, работавших в О., ставились в др. Странах, гл. Обр. В Германии (напр., в Мюнхене пост. В 1893 "Воскресное утро" и в 1900 "Норвежская свадьба" Г. Шьельдерупа). В кон. 18 - нач. 19 вв. В О. Существовали частные норв. Драм. Т-ры, к-рые ставили и оперы. В 1827-99 оперные спектакли шли на сцене "Кристиания-театр". В 1862 в О. Гастролировали нем. Артисты, поставившие "Волшебную флейту", "Дон Жуана" и "Трубадура". Дважды (в 1874-75 и 1890) оканчивались неудачей попытки организовать в О. Постоянный муз. Т-р. С 1899 оперы ставились в Нац. Т-ре (силами норв. Артистов с участием гастролёров). С этого года начался подъём оперного иск-ва в О.

(продолжался до 1919), связанный с деятельностью капельмейстера т-ра, видного композитора, скрипача и дирижёра Ю. Хальворсена. Отд. Оперы и оперетты давались Норв. Т-ром (осн. В 1913), Т-ром комич. Оперы (1918-21), Новым т-ром (осн. В 1929). В 1950-58 ряд спектаклей пост. Частной Норв. Оперой (акционерное об-во, осн. И. И Г. Брюневоллями. Худ. Рук. Венгр И. Пайор). Лишь в 1958 под рук. Певицы К. Флагстад была осн. Норв. Опера (дир. Ф. Фладму, худ. Рук. Флагстад и О. Фьелстад).Во 2-й пол. 18 в. В О. Возникло неск. Муз. Об-в (по образцу нем. И дат.), в т.ч. Муз. Об-во, возглавлявшееся гор. Музыкантом П. Хёгом. Он организовал в О. Первые симф. Концерты (давались в зале ратуши с 1760). Этим об-вам, как и отд. Музыкантам, покровительствовали музыканты-дилетанты из богатых купеч. Семей - Анкер, Арбин, Коллетт, Лассон, Туллин, Тране.

Особенно много сделала для развития гор. Муз. Иск-ва семья Тране - Вальдемар (нач. 19 в.) и его племянник Маркус (2-я пол. 19 в.). М. Тране (также один из рук. Рабочего движения) был автором зингшпилей, танцев. В 1799-1828 работало Муз.-драм. Об-во, в 1810-38 - Муз. Лицей (устраивал концерты и ставил силами учащихся зингшпили и оперы).В 1-й пол. 19 в. Выдвинулись композиторы-любители, в т.ч. Авторы популярных нац. Гимнов Л. М. Ибсен, К. Блом. В 1840-е гг. - первые крупные проф. Комп. Л. М. Линнеман, X. Хьерульф и Р. Нурдрок (работали гл. Обр. В О.), чьи произв. Отражали расцвет нац. Романтизма. С О. Связана деятельность крупнейших норв. Комп. Ю. Свенсена и Э. Грига, к-рые внесли в муз. Культуру города огромный вклад не только своим творчеством, но и муз.-обществ. И конц.

Деятельностью. Конц. Жизнь О. Оживила деятельность музыкантов нем. Оркестра "Харцферайн", к-рые после гастролей в О. В 1840 и роспуска оркестра вошли в состав муз. Коллективов города. Большое значение имели Филармонич. Об-во (1846-67) и Абонементные концерты, к-рыми руководили Хьерульф (1857-59) и Григ (1867-1871). В 1871 по инициативе Грига и Свенсена осн. Муз. Об-во (в 1919 преобразовано в Филармонич. Об-во, при к-ром позднее были организованы хор, струн. Квартет и др. Ансамбли. Его оркестр - лучший в стране). Демократич. Просветит. Значение имела деятельность Ю. Хорклоу, к-рый организовал и проводил с помощью Рабочего союза симф. Концерты (1883-88). Нар. Симф. Концерты устраивал на собств. Средства (1911-18) А. Андерсен-Вингар. Концерты давал оркестр Нац.

Т-ра (в кон. 1940-х гг. Реорганизован в гор. Симф. Оркестр, к-рый существует и в совр. О. Он прекращал свою деятельность лишь в годы фаш. Оккупации - в знак протеста). В 1876 было организовано квартетное об-во. Среди многочисл. Ансамблей - струн. Квартет "Кристиания" (1865-94. Позднее назывался Артистич. Квартетом), квартет Филармонич. Об-ва (с 1919), "Хиндарквартет" (с 1944). Норв. Дух. Квинтет (с 1955), Дух. Квинтет О. (с 1962). С 1877 выступления ансамблей организовывало объединение "Квартет-ферайн" (осн. В 1876).В сер. 19 в. Развитие получили хор. Об-ва и союзы. Крупнейшие хор. Коллективы (мужские) - Норв. Студенч. Хор. Союз (с 1845), хор. Об-во О. "Хандельсстанд" (с 1847), Хор. Об-во ремесленников О. (с 1848), рабочие хор. Об-ва (первые созданы последователями М.

Тране в 1850), в т.ч. Хор Рабочего союза (1864), Гульдбергский академич. Хор (1916), хор "А cappella" (1921). Смешанные - хор. Об-ва "Цецилия" (1878), "Хольтерс" (1920). Жен. Студенч. Хор (с 1895).Концерты разл. Муз. Коллективов проходили в Большом зале масонского ордена, конц. Зале братьев Хальс (1880-1930), Миссионерском доме на Кальмайергатене (1898-1950), в Актовом зале ун-та (с 1911), Конц. Зале О. (с 1966, архитектор Г. Оберг).Первое высшее муз. Уч. Заведение О. - частная Муз. Академия, осн. В 1867 Григом и О. Винтер-Эльмом (проект создания обществ. Муз. Академии, предложенный У. Булем в 1863, не был осуществлён). В 1883 Л. М. И П. Линнеманы (отец и сын) основали консерваторию (П. Линнеман был её директором до 1930, затем ею руководил внук Л.

М. Линнемана Б. Т. Линнеман. В 1969 преобразована в "Линнеманс легат", в 1973 - в Гос. Высшую муз. Школу). Среди др. Высших уч. Муз. Заведений - Муз. Ин-т Барратта Дуэса (с 1927) и Эстляндская консерватория (с 1959. Организована на основе консерватории Вейтведта). С 1954 существует отделение музыковедения в Ин-те философии и истории при ун-те.Ведущие муз. Издательства О. - "Вармут" (1843-1909), "Бр. Хальс" (1847-1930. С 1856 - также фп. Фабрика), Норв. Муз. Изд-во (с 1909), "Люкес мусикфораг" (1946), "Мусикхусет" (1939).С 1917 существует Союз норв. Композиторов (в 70-е гг. Пред. А. Нурхейм). В О. Находятся Норвежский муз. Архив (с 1927. Крупнейший в стране), включающий фоноархив, а также Нац. Музей норв. Муз. Инструментов. Имеется студия электронной музыки.Деятельность муз.

Коллективов в О. До 2-й мировой войны 1939-45 во многом зависела от частных лиц, от поддержки об-ва "Друзья филармонич. Оркестра" и Филармонич. Об-ва. После 1945 мн. Муз. Организации стали субсидироваться гос-вом. В 1946 создан Комитет по вопросам музыки, ведающий организацией симф. Оркестров, финансированием оперы, строительством конц. Залов и пр. Муниципалитет О. Занимается устройством выступлений гос. Симф. Оркестра по Радио, концертов в ун-те, организует гастрольные поездки по стране. В О. Работают ведущие норв. Композиторы и исполнители (см. Норвежская музыка).Литература. Lange Кr., Шstvеdt A., Norwegian music, L., (1958) (в рус. Пер. - Ланге К., Эствед A., Норвежская музыка, М., 1967). Huitfeldt H. J., Christiania Theaterhistorie, Kbh., 1876.

Кindem J. E., Den norske operas historie, Oslo, 1941. Huldt-Nystrшm H., Fra munkekor til sym-foniorkester, Oslo, 1969. См. Также лит. При статьях Норвежская музыка, Григ Э. Х., Нурдрок Р., Свенсен Ю. С.Э. Гаукстад.

Значения в других словарях
Осетинская музыка

Нар. Музыка осетин развивалась как иск-во устной традиции, представленное песнями, эпич. Сказаниями, а также инстр. Наигрышами. Древнейшие виды муз. Фольклора сложились в пору общинно-родового строя, мн. Из них сохранились до наших дней (в т.ч. Песни о мифологич. Божествах, отображающие языческие верования).Песня о Таймуразе Кадзыреве. Запись от Гуриева из г. Орджоникидзе.Осет. Песни разнообразны по содержанию и жанрам, по манере исполнения и средствам выразительности. Трудовые и обрядовые (охот..

Осипов Н. П.

Николай Петрович (15 (28) I 1901, Петербург - 9 V 1945, Москва) - исполнитель на балалайке, дирижёр, педагог. Засл. Арт. РСФСР (1940). 1-я пр. На Всесоюзном конкурсе исполнителей на нар. Инструментах (1939). С 5 лет обучался игре на балалайке у А. М. Дыхова. Впервые как солист на балалайке О. Выступил в 8 лет, затем неоднократно участвовал в концертах Великорусского оркестра В. В. Андреева. В 1911-13 учился в Петерб. Консерватории игре на скрипке у Э. Э. Крюгера. С 1922 жил в Москве. В 1928-39 с..

Османов Т. С. В.

Тургут Сеид Вакасович (р. 3 IX 1927, Алма-Ата) - сов. Дирижёр. Нар. Арт. Казах. ССР (1978). В 1957 окончил Моск. Консерваторию, с того же года дирижёр Казах. Т-ра оперы и балета. Дирижировал операми "Пиковая дама", "Князь Игорь", "Бал-маскарад", "Аида", "Дон Карлос", "Кармен", "Фауст". "Абай" Жубанова и Хамиди, "Биржан и Сара" Тулебаева, "Камарсулу" Рахмадиева, "Кыз-Жибек", "Жалбыр" и "Ёр-Таргын" Брусиловского, балетами "Лебединое озеро", "Жизель", "Ромео и Джульетта", "Спартак". "Хиросима" Жуба..

Осмогласие

(старослав., букв. - восьмигласие) - система гласов, служившая для муз. Оформления христ. Богослужения. Начало системе положил обычай в каждый из 8 дней праздника пасхи исполнять песнопения на особый напев (глас) (4 в.). Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространён на 8 недель от первого дня пасхи, составлявших праздничный период года, так что напев того или иного дня был распространён на соответствующую ему по порядку неделю. Позднее цикл с его гимнич. Текстами стали повторять в течение ..

Дополнительный поиск Осло Осло

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Осло" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Осло, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 4 символа