Оффенбах Ж.

109

(Offenbach. Наст. Фам. Эбершт, Eberscht) Жак (Якоб) (20 VI 1819, Кёльн - 4 X 1880, Париж) - франц. Композитор, театр. Дирижёр, виолончелист. Детские годы провёл в Германии. Первым учителем музыки был отец - кантор синагоги Исаак Иуда Эбершт (1779-1850, уроженец г. Оффенбах-ам-Майн). С 6 лет играл на скрипке, с 9 - на виолончели, выступал в составе семейного струн. Трио (со старшим братом и сестрой) на вечерах и публич. Концертах. В 1833 переехал в Париж (Франция стала второй родиной О.). Учился в Парижской консерватории (1833-34), играл в театр. Оркестрах, выступал в салонах, сочинял сентиментальные баллады, танц. Музыку для балов. Брал уроки композиции у Ф. Галеви (1835). Дебют О. В качестве театр. Композитора в т-ре "Пале-Руаяль" (1839) прошёл незамеченным.

В 40-е гг. Концертировал в городах Франции и Германии, с успехом дирижировал в Лондоне (1844). В его конц. Программах преобладали собств. Произв., в т.ч. Небольшие муз.-комедийные сценки, прообразы будущих оперетт. Уже в ранних соч. Проявилась склонность О. К комич. Эффектам и пародии ("Басни Лафонтена", 1842. Сценич. Дуэт "Монах-нелюдим", 1843. Бурлескная пародия на оду-симфонию "Пустыня" Давида, 1846). В 1850-55 был штатным композитором и дирижёром т-ра "Комеди Франсез". В 1855 получил лицензию на открытие в Париже собств. Т-ра "Буфф-Паризьен" (руководил им до 1862) для пост. Пантомим и муз.-сценич. Миниатюр, рассчитанных не более чем на 3 (позже 4) персонажа. Будучи директором, композитором, дирижёром и режиссёром т-ра, О. Пост.

Много одноактных оперетт. Популярность завоевали пародийно-сатирич. Буффонады "Двое слепых", "Ба-та-клан" ("китайская муз. Безделушка", обе 1855), "Тромб-аль-Касар" (1856), "Крокефер, или Последний паладин" (1857). В 1858, добившись разрешения ставить большие многоактные спектакли с любым количеством персонажей, О. Создал одно из лучших своих произв. - оперетту "Орфей в аду" (либр. Э. Кремьё и Л. Галеви, 1858). Антич. Миф об Орфее стал поводом для остроумной пародии на оперу традиц. Типа и одноврем. На бурж.-аристократич. Общество Второй империи. Оперетта имела огромный успех, к-рый упрочили "Женевьева Брабантская" (1859), "Песенка Фортунио" (1861) и особенно оперетты (на либр. А. Мельяка и Галеви, его постоянных либреттистов) "Прекрасная Елена" (1864), "Синяя Борода", "Парижская жизнь" (обе 1866), "Герцогиня Герольштейн-ская" (1867), "Перикола" (1868), "Разбойники" (1869).

60-е гг. - наиболее яркая пора в творч. Биографии композитора. Творчество О. Находилось в центре художеств. Жизни Второй империи. Его произв., мелодии из к-рых распевались публикой, составляли постоянный репертуар парижских т-ров, ставились в Лондоне, Вене (специально для Вены написал романтич. Оперу "Рейнские русалки", 1864), Берлине, Петербурге. Он выступал также как дирижёр - блестящий интерпретатор собств. Соч. Под влиянием творчества О. В Вене и Лондоне возникла нац. Оперетта. Во Франции его традициям следовали Ф. Эрве, Ш. Лекок, Л. Делиб.Крах Второй империи, события франко-прусской войны и Парижской Коммуны положили конец парижским триумфам О. Интерес к его творчеству упал. В новой обществ.-политич. Обстановке пародия и сатира утратили популярность.

Вкусы публики изменились, вновь создаваемые произв. О., а также редакции прославленных оперетт ("Орфей в аду", "Перикола", "Женевьева Брабантская") не имели успеха. Попытка новой антрепризы (1873-75, т-р "Гетй") завершилась банкротством и разорением. Стремясь поправить материальное положение, О. Предпринял гастрольную поездку в США (1876-77) в качестве дирижёра "садовых" концертов в Нью-Йорке и Филадельфии. Последние годы жизни композитора отмечены творч. Подъёмом. Оперетты "Мадам Фавар" (1878) и "Дочь тамбурмажора" (1879), написанные в традициях комич. Оперы, в художеств. Отношении не уступают его лучшим соч. Прежних лет. Лебединая песня О. - лирико-фантастич. Опера "Сказки Гофмана" (либр. Ж. Барбье по мотивам соч. Э. Т. А. Гофмана, 1880.

Завершена лишь в клавире, после смерти О. Инструментована Э. Гиро. Впоследствии было сделано неск. Ред., разговорные сцены заменены речитативами).О. - основоположник и крупнейший представитель франц. Оперетты. Его творчество - ярчайшая страница в истории этого жанра. В муз.-театр. Произв. О. (св. 100) сценич. Традиции и муз. Формы комич. Оперы сочетаются с злободневным иск-вом парижских бульваров, с гор. Муз. Фольклором. Его музыка привлекает мелодич. Щедростью, изяществом оркестровки, пронизана общедоступными бытовыми интонациями и ритмами (широко используются бытовые танцы - вальс, кадриль, галоп, канкан). Высмеивая в пародиях рутину, он утверждал новый тип муз. Спектакля, обращённого к широкой демократич. Аудитории. Оперетты О. Насыщены элементами сатиры, отличаются злободневностью.

Он был певцом и одноврем. Разоблачителем Второй империи. Под маской развлекательности О. Показал картину политич. И морального разложения совр. Ему бурж. Общества и стал "одним из величайших сатириков в истории музыки" (И. И. Соллертинский). Мастер муз. Комедии и буффонады, композитор-песенник и муз. Публицист, О. Обладал также ярким ли-рич. Дарованием. В его соч. Сосуществуют лирика, комедийность, гротеск, взаимно оттеняя и обогащая друг друга. С особой силой лирич. Дар О. Проявился в опере "Сказки Гофмана".Сочинения. Оперы - Рейнские русалки (Die Rheinnixen, 1864, Венская придв. Опера), Сказки Гофмана (Les contes d'Hoffmann, 1881, "Опера комик", Париж). Оперетты (комич. Оперы) - Орфей в аду (Orphйe aux enfers, 1858, "Буфф-Паризьен", Париж.

2-я ред., 1874, т-р "Гетй", Париж), Женевьева Брабантская (Geneviиve de Brabant, 1859, "Буфф-Паризьен". 2-я ред., 1867, "Меню Плезир". 3-я ред., 1875, "Гетй", Париж), Болтуны (Les bavards (Bavard et bavarde), 1863, Эмс), Прекрасная Елена (La belle Hйlиne, 1864, "Варьете", Париж), Синяя Борода (Barbe-Bleue, 1866, там же), Парижская жизнь (La vie parisienne, 1866, "Пале-Руаяль", Париж), Великая герцогиня Герольштейнская (La grande-duchesse du Gerolstein, 1867, "Варьете", Париж), Робинзон Крузо (1867, "Опера комик", Париж), Замок Тото (Le chвteau а Toto, 1868, "Пале-Руаяль", Париж), Перикола (1868, "Варьете", Париж. 2-я ред., 1874, там же), Вер-Вер (1869, "Опера комик", Париж), Трапезундская принцесса (La princesse de Trйbizonde, 1869, Баден-Баден), Разбойники (Les brigands, 1869, "Варьете", Париж), Браконьеры (Les braconniers, 1873, там же), Хорошенькая парфюмерша (La jolie parfumeuse, 1873, "Ренессанс", Париж), Мадам Аршидюк (1874, "Буфф-Паризьен", Париж), Состоятельная булочница (La boulangиre а des иcus, 1875, "Варьете", Париж), Креолка (La crйole, 1875, "Буфф-Паризьен", Париж), Путешествие на луну (Le voyage dans la lune, 1875, "Гетй", Париж), Мадам Фавар (Madame Favart, 1878, "Фоли драматик", Париж), Дочь тамбурмажора (La fille du tambourmajor, 1879, там же).

Одноактные оперетты и муз. Буффонады - Альков (L'alcфve, 1847, конц. Зал "Тур д'Овернь", Париж), Пепито (1853, "Варьете", Париж), Сокровище Матюрена (Le trйsor а Mathurin, 1853, конц. Зал Герца, Париж. 2-я ред. - Помолвка при фонарях, Le mariage aux lanternes, 1857, "Буфф-Паризьен", Париж), Люс и Люсетта (1854, конц. Зал Герца, Париж), Ой-ай-ай, или Царица островов (Оуayaye ou La reine des оles, 1855, "Фоли нувель", Париж), Двое слепых (Les deux aveugles, 1855, "Буфф-Паризьен", Париж), Ба-та-клан (Ba-ta-clan, 1855, там же), Почтальон-заложник (Le postillon en gage, 1856, там же), Тромб-аль-Касар, или Драматические преступники (Tromb-al-Cazar ou Les criminels dramatiques, 1856, там же), Роза из Сен-Флура (La rose de Saint-Flour, 1856, там же), Сапожник и финансист (Le savetier et le financier, 1856, "Буфф-Шуазель", Париж), Три поцелуя дьявола (Les trois baisers du diable, 1857, "Буфф-Паризьен", Париж), Крокефер, или Последний паладин (Croquefer, ou Le dernier des paladins, 1857, там же), Два рыбака (Les deux pкcheurs, 1857, там же), Песенка Фортунио (La chanson de Fortunio, 1861, там же), Г-н Шуфлери остаётся дома (M.

Choufleuri restera chez lui le..., также под назв. Званый вечер с итальянцами, 1861, там же), Жанна плачет, а Жан смеётся (Jeanne qui pleure et Jean qui rit, 1864, Эмс), Багатель (Bagatelle, 1874, "Буфф-Паризьен", Париж). Балеты - Арлекин-цирюльник (Arlequin barbier, балет-буффонада, 1855, "Буфф-Паризьен", Париж), Бабочка (La papillon, 1860, "Гранд-Опера", Париж). Пантомимы - Пьеро-клоун (Pierrot clown, 1855, "Буфф-Паризьен", Париж), Полишинель в свете (Polichinelle dans le monde, 1855, там же). Водевили-Паскаль и Шамбор (1839, "Пале-Руаяль", Париж), Бразилец (1863, там же). Музыка для драм. Т-ра - Гасконец (совм. С А. Визентини, 1873, "Гетй", Париж), Ненависть (La haine, 1874, там же) и др.Литературные сочинения.

Offenbach en Amйrique. Notes d'un musicien en voyage, P., 1877.Литература. Михайловский H., Дарвинизм и оперетки Оффенбаха, "Отечественные записки", 1871, No 10, то же, в его кн. Соч., т. 1, СПБ, 1896. Homo Novus (Кугель A.), Заметки, "Театр и искусство", 1905, No 39, с. 626-28. Коломийцов В., Гофман и Оффенбах, "День", 1916, 22 марта, то же, в кн. Коломийцев В., Статьи и письма, Л., 1971. Соллертинский И., Жак Оффенбах, Л., 1933, то же, в его кн. Музыкально-исторические этюды, Л., 1956, и Исторические этюды, т. 1, Л., 1963. Янковский М., Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР, Л. - М., 1937. Его же, "Дочь тамбур-мажора". Жак Оффенбах и его творчество. Краткое либретто, Л., 1937. Его же, Оффенбах и "Жюстина Фавар", в сб.

"Жюстина Фавар". Оперетта Ж. Оффенбаха, Л., 1940. Владимирская A., Звёздные часы оперетты, Л., 1975. Mirecourt E. De, Offenbach, P., 1867. Argus, Jacques Offenbach. Biographie, portrait et autographe, P., 1872. Martinet A., Offenbach. Sa vie et son oeuvre, P., 1887. Bekker P., Jacques Offenbach, В., (1909), Saint-Saлns C., Jacques Offenbach, в его кн. Йcole buissonniиre. Notes et souvenirs, P., (1913). Rieger E., Offenbach und seine Wiener Schule, W. - В., 1920. Schneider L., Offenbach..., P., 1923. Brancour R., Offenbach, P., 1929. Hense1er A., Jacob Offenbach, В. - Schцneberg, (1930). Kracauer S., Jacques Offenbach ou Le secret du Second Empire, P., 1937. Его же, Offenbach and the Paris of his time, L., 1937. Sitwell S., La vie parisienne.

A tribute to Offenbach, L., (1937). Brindejont-Offenbach J., Offenbach, mon grandpиre, P., (1940) (нем. Пер. - Mein GroЯvater Offenbach, В., 1967). Moss A., Marvel E., Cancan and barcarolle. The life and times of Jacques Offenbach, N. Y., (1954). Deсaux A., Offenbach roi du Second Empire, (P., 1958), 1966. Silbermann A., Das imaginдre Tagebuch des Herrn Jacques Offenbach, B. - Wiesbaden, (I960). Schneidereit O., Jacques Offenbach, Lpz., 1966. Jacob P. W., J. Offenbach in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, (Reinbek-Heidelberg), 1969. Вudis R., Nбpad monsieura Offenbacha, Praha, 1970. Mailer Fr., Jacques Offenbach - ein Pariser in Wien, "ЦMz", 1972, Jahrg. 27. См. Также лит. При ст. Оперетта.А. А. Орелович.

Значения в других словарях
Отыгрыш

Термин, по смыслу близкий к понятию ритурнель. В отличие от термина "ритурнель" обычно относится лишь к заключит. Инстр. Построению, завершающему песню или романс, и используется чаще всего применительно к жанрам эстр. Музыки. Если О. Завершает вок. Часть в куплетной форме, то благодаря повторным проведениям он начинает выполнять функции рефрена, чётко отделяющего один куплет от другого.В. П. Бобровский.. ..

Офиклеид

(франц. Ophicleпde, от греч. Opis - змея и kleis, род. П. Kleidos - ключ, затвор. Нем. Ophikleid) - духовой мундштучный металлический музыкальный инструмент с клапанами, принадлежащий к семейству бюгельгорнов. Запатентован в 1817 парижским мастером Алари (Ж. И. Асте). Первоначально изготавливался из дерева. О. Имеет конич. Ствол, изогнутый в виде лат. Буквы U, в отогнутый узкий конец к-рого вставляется чашеобразный мундштук. Клапаны (8-12) позволяют извлекать полный хроматич. Звукоряд. Известны ..

Офферторий

(позднелат. Offertorium, от лат. Offero) - подношу. Точнее - Antiphone et Offertorium) - песнопение, исполняемое в католич. Церкви во время обряда пресуществления даров - хлеба и вина, составляющего 4-ю и центральную по значению часть "особой мессы" (Proprium missae, см. Месса). Первоначально представлял собой псалм и антифон, исполнявшиеся попеременно двумя хорами. Позднее вместо антифонной приобрёл респонсориальную форму (см. Респонсорий) и примерно с 7 в. Состоял из хоровых обрамляющих раздел..

Оханесян Д.

(Ohanesian) Давид (р. 6 I 1927, Бухарест) - рум. Певец (баритон). Засл. Арт. СРР (1962). В 1950 окончил консерваторию в Клуже и стал солистом оперного т-ра (дебютировал в партии Тонио). С 1957 солист Рум. Т-ра оперы и балета. Обладает сильным голосом насыщенного тембра (близким к басу-баритону), ярким драм. Дарованием. Особенно удаются ему трагедийные партии. Одна из лучших партий - Эдип ("Эдип" Энеску, 1-й исп. В Румынии. Грамзапись оперы с участием О. Отмечена "Золотым диском", 1974, Париж). О..

Дополнительный поиск Оффенбах Ж. Оффенбах Ж.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Оффенбах Ж." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Оффенбах Ж., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 11 символа