Офферторий

103

(позднелат. Offertorium, от лат. Offero) - подношу. Точнее - Antiphone et Offertorium) - песнопение, исполняемое в католич. Церкви во время обряда пресуществления даров - хлеба и вина, составляющего 4-ю и центральную по значению часть "особой мессы" (Proprium missae, см. Месса). Первоначально представлял собой псалм и антифон, исполнявшиеся попеременно двумя хорами. Позднее вместо антифонной приобрёл респонсориальную форму (см. Респонсорий) и примерно с 7 в. Состоял из хоровых обрамляющих разделов, между к-рыми располагалось неск. Сольных строф. В начале эпохи Возрождения сольные строфы отпали. Лишь в 1958 Ватикан спец. Постановлением вновь предписал их исполнение. Для респонсориального О. Характерны мелизматически украшенная мелодика сольных строф, интонац.

Связи между обрамляющими разделами и сольными строфами, повторение слов и целых словесных оборотов. Первые многогол. Обработки О. Появились в 15 в. Возник тип О., состоявший из одноголосного песнопения, к-рое исполняли верующие, и многогол. Части, основывавшейся на хоральной мелодии в качестве cantus firmus (О. Композиторов парижской школы Нотр-Дам). Со 2-й пол. 16 в. Стали создаваться О. Без cantus firmus, в свободном мотетном стиле (см. Мотет). Наиболее значит. О. Этого стиля - "Оффертории на весь год" ("Offertoria totius anni") Палестрины (1593) и 4-5-гол. О. "Священные песнопения" ("Sacrae cantiones") Лассо (1582 и 1585). В 17-18 вв. О. Стал центр. Частью "особой мессы" и создавался в виде полнозвучных 6-7-го-лосных или многохорных песнопений.

В 18 в. Преобладал тип более простого по музыке 4-гол. О., авторы к-рого стремились к возможно более ясной подаче текста. Возникли и новые формы О. - в виде чисто инстр. Органной пьесы, концертного плана арии с инстр. Сопровождением, кантаты. В таких О. Часто использовались свободные, неканонич. Тексты. В 18-19 вв. Композиторы вернулись к литургич. Текстам. В числе авторов О. - Й. И М. Гайдны, В. А. Моцарт, Ф. Шуберт, Ф. Лист, А. Брукнер и др.Литература. Lipphardt W., Die Geschichte des mehrstimmigen Proprium Missae, Hdlb., 1950. Steiner R., Some questions about the Gregorian offertories and their verses, "JAMS", 1966, v. 19. См. Также лит. При статьях Месса, Григорианское пение..

Значения в других словарях
Офиклеид

(франц. Ophicleпde, от греч. Opis - змея и kleis, род. П. Kleidos - ключ, затвор. Нем. Ophikleid) - духовой мундштучный металлический музыкальный инструмент с клапанами, принадлежащий к семейству бюгельгорнов. Запатентован в 1817 парижским мастером Алари (Ж. И. Асте). Первоначально изготавливался из дерева. О. Имеет конич. Ствол, изогнутый в виде лат. Буквы U, в отогнутый узкий конец к-рого вставляется чашеобразный мундштук. Клапаны (8-12) позволяют извлекать полный хроматич. Звукоряд. Известны ..

Оффенбах Ж.

(Offenbach. Наст. Фам. Эбершт, Eberscht) Жак (Якоб) (20 VI 1819, Кёльн - 4 X 1880, Париж) - франц. Композитор, театр. Дирижёр, виолончелист. Детские годы провёл в Германии. Первым учителем музыки был отец - кантор синагоги Исаак Иуда Эбершт (1779-1850, уроженец г. Оффенбах-ам-Майн). С 6 лет играл на скрипке, с 9 - на виолончели, выступал в составе семейного струн. Трио (со старшим братом и сестрой) на вечерах и публич. Концертах. В 1833 переехал в Париж (Франция стала второй родиной О.). Учился ..

Оханесян Д.

(Ohanesian) Давид (р. 6 I 1927, Бухарест) - рум. Певец (баритон). Засл. Арт. СРР (1962). В 1950 окончил консерваторию в Клуже и стал солистом оперного т-ра (дебютировал в партии Тонио). С 1957 солист Рум. Т-ра оперы и балета. Обладает сильным голосом насыщенного тембра (близким к басу-баритону), ярким драм. Дарованием. Особенно удаются ему трагедийные партии. Одна из лучших партий - Эдип ("Эдип" Энеску, 1-й исп. В Румынии. Грамзапись оперы с участием О. Отмечена "Золотым диском", 1974, Париж). О..

Охман В.

(Ochman) Веслав (р. 6 II 1937, Варшава) - польск. Певец (лирич. Тенор). С 1957 брал уроки у Г. Серафина в Катовице. В 1958 получил 1-ю пр. На конкурсе вокалистов Польск. Радио. В 1960 дебютировал как оперный певец ("Силезская опера", г. Бытом). С 1963 солист Оперного т-ра в Кракове, с 1964 - "Т-ра Вельки" в Варшаве, в 1966-67 - Нем. Гос. Оперы в Зап. Берлине, в 1967-79 - Оперного т-ра в Гамбурге. Выступал в "Гранд-Опера" в Париже (1974-76), в "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке (1975, 1977), "Ла Ск..

Дополнительный поиск Офферторий Офферторий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Офферторий" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Офферторий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 10 символа