Партесное пение
(от позднелат. Partes - голоса, мн. Ч. От лат. Pars - часть, участие, в переносном смысле - хоровая партия) - стиль рус. И укр. Многоголосной хор. Музыки. П. П. Было перенесено в Россию с Украины в сер. 17 в., официально утвердилось со времени приглашения в Москву укр. Церк. Певчих (1652), но практиковалось и раньше. Просуществовало вплоть до последней четверти 18 в., получив распространение по всей России. Термины "П. П.", "партес", "портес" установились в 17 в., что подтверждается рядом историч. Документов. "Да выбрати б вам из братии по портесу певцов добрых и красногласных" (грамота 18 ноября 1657). "Свободно убо творим вся прошения их, в грамоте сеи помяненная, в событие приводити. И пения, именуемого партесное" (грамота 1668).
Певцы, исполнявшие партесные произв., наз. Партесниками.Тексты для произв. Партесного стиля заимствовались из литургии, всенощной и др. Служб. Использовались и вполне светские тексты. Количество голосов в П. П. Колеблется в широких пределах - от 3 до 12, в единичных случаях оно достигает 16, 24 и даже 48. Особенно развитая фактура отличает партесные концерты.Муз. Теоретик последней четв. 17 в. Н. П. Дилецкий различал 2 вида многоголосия в П. П. "простоестественное" и "борительное или концертовое". В первом случае подразумевалось постоянное многоголосие при непрерывном пении всех голосов и одновременном произнесении ими текста. Во втором - переменный склад многоголосия, сопоставления tutti и группы голосов, имитации кратких мелодич.
Тем, вызывающие разновременное пропевание текста.Произв. С постоянным многоголосием обычно представляли собой 4-голосную обработку мелодий знаменного и др. Распевов. Ведущая мелодия помещалась в теноре, верхние голоса дополняли её до образования трезвучий, иногда неполных. Бас, служивший основанием гармонии, характеризовался развитым мелодич. Движением и наряду с аккордовыми тонами включал вспомогательные к ним и проходящие звуки. В таком же роде создавались и светские хоровые произведения, примером чему может служить застольная песня анонимного автора:Произв. С постоянным многоголосием не ограничивались 4-голосным складом - создавались и 6-8-голосные и т.д. В таких случаях композитор обычно не прибегал к заимствованию мелодии, сочиняя всю музыку произведения.Протяжённые мелодии старинных распевов редко использовались в произв.
С переменным многоголосием, написанных, как правило, в форме свободных композиций. Их тематизм интонационно восходил к кантам, фанфарным оборотам инстр. Музыки, отд. Попевкам знаменного и др. Распевов. Большую роль играли и общие формы движения. При тематич. Развитии использовались сложные системы имитаций, разнообразные комбинации сопоставлений полного хора и группы голосов (обычно двух или трёх).Произв. С переменным многоголосием отличались широким применением структур сквозного развития, трёхчастной и рондообразной форм, использованием приёма повторения избранной характерной фразы текста (род припева) и мн. Др. Большую роль в сочленении формы играли кадансы, разграничивавшие её разделы. Широкое распространение получила форма цикла "Службы божьей", "Всенощного бдения" и пр., сочетавшая интонационное, гармоническое и тональное единство.
В стиле, сменившем П. П., эта форма исчезла и была восстановлена лишь в последней четверти 19 - нач. 20 вв. В произв. П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др. Композиторов.Известны имена более пятидесяти укр. И рус. Композиторов - создателей партесных произведений. Среди них. Василий Титов, особенно выделявшийся творч. Активностью, Николай Дилецкий, Симеон Пекалицкий, Николай Бавыкин, Николай Калашников, уставщик государевых певчих дьяков при Петре I Стефан Беляев. П. П. Распространялось исключительно через копирование рукописей, к-рые сохранились в большом количестве и находятся в Гос. Историч. Музее (Москва) и др. Архивах. Это б.ч. Комплекты хор. Партий. Партитур мало, причём они ограничиваются сочинениями с постоянным многоголосием и небольшим числом голосов.Произв.
П. П. Писались гл. Обр. В C-dur, G-dur, F-dur и их параллелях, однако знаки альтерации обычно выставлялись не при ключе, а при соответствующих звуках (как случайные). Они часто пропускались при переписке, что затрудняет восстановление подлинного нотного текста произведения и нередко приводит к ошибкам в публикациях. В нек-рых рукописях встречаются динамич. Оттенки. "тихо" (piano) и "голосно" (forte). Обозначение темпа почти нигде не выставлялось, не выписывались и тактовые черты, но размер такта в произведениях с переменным многоголосием указывался.В. Титов. Концерт в честь Полтавской победы.До недавнего времени произв. П. П. Не издавались, лишь в работах по истории музыки приводились их отд. Отрывки. К числу новейших публикаций П.
П. Принадлежат сборники "Музыка на Полтавскую победу" (М., 1973), "Партесний концерт" (Кипв, 1976). Неск. Произв. Помещено в кн. "Хрестоматiя украпнськоп дожовтневоп музики" (Кипв, 1970, 1974). "Похвала хозяину" - застольная песня петровского времени - в кн. "Хрестоматия по русской хоровой литературе" (М., 1975).Литература. Дилецкий H., Мусикийская грамматика, СПБ, 1910. Смоленский С. В., Обзор исторических концертов Синодального училища, М., 1895. Его же, О собрании русских древнепевческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения, "РМГ", 1899, No3-5, 11-14. Преображенский A., Из первых лет партесного пения в Москве, "Музыкальный современник", 1915, No 3. Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, вып.
1, М., 1938. Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965. Скребков С. С., Эволюция стиля в русской хоровой музыке, в сб. Musica antiqua, I, Warsz., 1966. Его же. Русская хоровая музыка XVII - начала XVIII веков. Очерки, М., 1969. Герасимова-Персидская H. A., Характерные композиционные черты многоголосия партесных концертов XVII-XVIII ст., в сб. Musica antiqua, II, Bydgoszcz, 1969. Её же, Жанрово-стилiстичнi ознаки партесного концерту на Украпнi в XVII-XVIII ст., в сб. Украпнське музикознавство, вип. 6, Кипв, 1971. Её же, Народные истоки партесного концерта, в сб. Musica antiqua, III, Bydgoszcz, 1972. Протопопов Вл., Про хорову багатоголосу композицию XVII - початку XVIII ст., та про Симеона Пекалицького, в сб. Украпнське музикознавство, вип.
6, Кипв, 1971. Его же, Творения Василия Титова, выдающегося русского композитора второй половины XVII - начала XVIII в., в сб. Musica antiqua, III, Bydgoszcz, 1972. Музыка на Полтавскую победу. Составление, публикация, исследования, комментарии Вл. Протопопова, М., 1973 (Памятники русской музыкальной культуры, вып. 2). Владышевская Т. Ф., Партесный хоровой концерт в эпоху барокко, в кн. Традиции русской музыкальной культуры XVIII века, М., 1975. Матерiали з icтopiп украпнськoп музики. Партесний концерт. Сост. И вступ. Статья Н. А. Герасимовой-Персидской, Кипв, 1976.Вл. В. Протопопов..
Дополнительный поиск Партесное пение
На нашем сайте Вы найдете значение "Партесное пение" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Партесное пение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 15 символа