Пейко Н. И.

197

Николай Иванович (р. 12(25) III 1916, Москва) - сов. Композитор, педагог. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1964). В 1940 окончил Моск. Консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. В 1942-59 преподаватель (с 1958 профессор) Моск. Консерватории, с 1954 - Муз.-пед. Ин-та им. Гнесиных. Чл. Ред. Коллегии академич. Издания Полн. Собр. Соч. Н. А. Римского-Корсакова. С 1940 выступает как пианист, с 1946 как дирижёр с исп. Своих произв. Автор статей по вопросам муз. Иск-ва. Осн. Место в творчестве П. Занимают крупные симф. Сочинения, камерно-инстр. И вок. Музыка. Продолжатель нац. Традиций, П. Опирается в своём творчестве прежде всего на достижения рус. Дореволюц. И сов. Муз. Классики. Ряд его произв. Навеян событиями Великой Отечеств. Войны 1941-1945 (1-я симфония, Гос. Пр. СССР, 1947.

5-я симфония), Великой Oкт. Социалистич. Революции (4-я симфония, средняя часть к-рой связана с поэмой А. А. Блока "Двенадцать"), нек-рые написаны на историч. Сюжеты (балет "Жанна д'Арк"). П. Часто использует старинную и совр. Рус. Песню, а также песни народов СССР (якут., молд., тат., башк.) и зарубежные (франц., фин. И др.). Среди произв. На нар. Темы - "Молдавская сюита" (Гос. Пр. СССР, 1951).Сочинения. Опера Айхылу (совм. С M. M. Валеевым, 1943, Уфа. 2-я ред., без соавтора, 1953, там же). Балеты - Весенние ветры (совм. С 3. В.Хабибулиным, по роману К. Наджими, 1950), Жанна д'Арк (1957, Муз. Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), Берёзовая роща (1964). Для солистов, хора и орк. - кантата Строители грядущего (сл. Н. А. Заболоцкого, 1952), оратория Ночь царя Ивана (по А.

К. Толстому, 1967). Для орк. - симфонии (1946. 1946- 1960. 1957. 1965. 1969. 1972. Концерт-симфония, 1974), сюиты Из якутских легенд (1940. 2-я ред. 1957), Из русской старины (1948. 2-я ред. 1963), Молдавская сюита (1950), симфониетта (1940), вариации (1947), 7 пьес на темы народов СССР (1951), Симфоническая баллада (1959), увертюра К миру (1961), Каприччио (для малого симф. Орк., 1960). Для фп. С орк.-концерт (1954). Для скр. С орк. - Концертная фантазия на финские темы (1953), 2-я концертная фантазия (1964). Камерно-инстр. Ансамбли - 3 струн. Квартета (1963, 1965, 1976), фп. Квинтет (1961), децимет (1971). Для фп. - 2 сонаты (1950, 1975), 3 сонатины (1942, 1943, 1957), вариации (1957) и др. Для голоса с фп. - вок. Циклы Сердце воина (сл. Сов. Поэтов, 1943), Звуки ночи Гарлема (сл.

Поэтов США, 1946-1965), 3 муз. Картинки (сл. С. А. Есенина, 1960), Лирический цикл (сл. Г. Аполлинера, 1961), 8 вок. Поэм и триптих Осенние пейзажи на стихи H.A. Заболоцкого (1970, 1976), романсы на сл. А. А. Блока (1944-65), Бо-Цзюй-и (1952) и др. Музыка к спектаклям драм. Т-ра, кинофильмам и радиопостановкам.Литературные сочинения. О музыке якутов "СМ", 1940, No 2 (совм. С И. Штейманом). 27-я симфония Н. Я. Мясковского, в кн. Н. Я. Мясковский. Статьи, письма, воспоминания, т. 1, М., 1959. Воспоминания об учителе, там же. Г. Берлиоз - Р. Штраус - С. Горчаков. О русском издании "Трактата" Берлиоза, "СМ", 1974, No 1. Две инструментальные миниатюры. (Композиционный анализ пьес О. Мессиана и В. Лютославского), в сб. Музыка и современность, вып. 9, М., 1975.Литература.

Беляев В., Симфоническое творчество Н. Пейко, "СМ", 1947, No 5. Боганова Т., О музыке Н. Пейко, там же, 1962, No 2. Григорьева Г., Н. И. Пейко, М., 1965. Её же, Вокальная лирика Н. Пейко и его цикл на стихи Н. Заболоцкого, в сб. Музыка и современность, вып. 8, М., 1974..

Значения в других словарях
Педаль

(франц. Pedale, от лат. Pedalis - ножной). 1) У фп., клавесина, фисгармонии, механич. Фп., арфы, в литаврах - деталь рычажного устройства, управляемая ногами. У разных инструментов служит разл. Целям.Фортепьянная правая П. Изобретена в 1781 А. Бейером. Её нажатие приподнимает все демпферы, благодаря чему струны свободно резонируют. Это даёт возможность продлевать и связывать звуки, усиливать и обогащать звучание. Нажатие и снятие П. Обозначаются в нотах знаками. и или . Нажатие левой П. У роял..

Педрель Ф.

(Pedrell) Фелипе (19 II 1841, Тортоса - 19 VIII 1922, Барселона) - испан. Композитор и музыковед, фольклорист и муз.-обществ. Деятель. Чл. Корол. Академии изящных иск-в (1894). Ведущий деятель Ренасимьeнто. Муз. Образование получил под рук. X. А. Нина-и-Серра, будучи певчим в Тортосском соборе. Писал музыку с 15 лет. Как муз. Критик выступал с 1867. В 1873-74 - 2-й дирижёр опереточной труппы в Барселоне, где работал и позднее (1882-94 и 1904-22). Основал изд-во для публикации совр. Духовной музы..

Пейн Д. Н.

(Paine) Джон Ноулс (9 I 1839, Портленд, шт. Мэн - 25 IV 1906, Кембридж, шт. Массачусетс) - амер. Композитор и педагог. Учился в Берлине (1858- 1861), выступал как органист. Преподаватель, затем в 1875-1905 профессор и директор муз. Колледжа Гарвардского ун-та. П. - основатель т. Н. Бостонской, или 2-й Новоангл. Школы (см. Соединённых Штатов Америки музыка). Среди его учеников - А. Фут, Ф. Ш. Конверс, Д. Г. Мейсон, Дж. Карпентер. Музыка П. - в духе нем. Романтиков.Сочинения. Для солистов, хора и ..

Пейпер Б.

(Pijper) Биллем (8 IX 1894, 'Зейст, близ Утрехта - 18 III 1947, Лейдсендам) - нидерл. Композитор, муз. Критик и педагог. В 1911-15 учился в муз. Школе в Утрехте, затем занимался музыкой самостоятельно. Был муз. Критиком газ. "Utrechts Dagblad" (1918-25) и журн. "De Muziek" (1923-33). С 1918 преподавал композицию в Амстердамской консерватории (в 1925-30 профессор), затем был директором осн. Им Роттердамской консерватории (1930-47). Среди его учеников - X. Бадингс, Г. Ландре, К. Менгельберг. Творч..

Дополнительный поиск Пейко Н. И. Пейко Н. И.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пейко Н. И." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пейко Н. И., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа