Педрель Ф.

133

(Pedrell) Фелипе (19 II 1841, Тортоса - 19 VIII 1922, Барселона) - испан. Композитор и музыковед, фольклорист и муз.-обществ. Деятель. Чл. Корол. Академии изящных иск-в (1894). Ведущий деятель Ренасимьeнто. Муз. Образование получил под рук. X. А. Нина-и-Серра, будучи певчим в Тортосском соборе. Писал музыку с 15 лет. Как муз. Критик выступал с 1867. В 1873-74 - 2-й дирижёр опереточной труппы в Барселоне, где работал и позднее (1882-94 и 1904-22). Основал изд-во для публикации совр. Духовной музыки и еженедельный журн. "Notas musicales у literarias" (оба существовали лишь в течение 1 года). В 1888-96 редактор осн. Им издания "Ilustra-cion musical Hispano-Americana". В 1895-1903 преподавал в Мадридской консерватории, читал лекции в зале "Атенео".

Среди учеников - И. Альбенис, Э. Гранадос, М. Де Фалья. С 1904 руководил изд-вом "А. Вйдаль-и-Лимон". В историю музыки вошёл как организатор и идейный руководитель движения за возрождение нац. Муз. Культуры, программу к-рого изложил в манифесте "За нашу музыку" ("Рог nuestra musica" - предисловие к оперной трилогии "Пиренеи", 1891, не завершена). Развивая идеи испан. Музыковеда 18 в. А. Эксимено, считавшего нар. Песню основой муз. Художеств. Системы каждого народа, П. Видел путь возрождения испан. Музыки в гармонич. Сочетании опоры муз. Фольклора с развитием нац. Художественных традиций 16-18 вв. Важное значение имели его публикации соч. А. Кабесона, Т. Л. Де Виктории, К. Моралеса в сб. "Испанская школа духовной музыки" ("Hispaniae schola musicae sacrae", t.

1-8, 1894-96) и "Антологии классических испанских органистов" ("Antologia de organistes clбsicos espaсoles", t. 1-2, 1908), полн. Собр. Соч. Т. Л. Де Виктории (т. 1-8, 1902-12). Гармонизации мелодий в составленном П. Сб. Нар. Испан. Песен 13-18 вв. ("Cancionero musical popular espaсol", t. 1-4, 1918-22) отличаются глубиной проникновения в сущность нац. Муз. Фольклора. Он стремился с помощью освоения наследия испан. Классиков 16 в. И использования нар. Мелодий как основы муз. Творчества поднять проф. Нац. Музыку до уровня передовых европ. Композиторских школ, среди к-рых особенно высоко ценил русскую (считал её образцом для подражания в отношении творч. Использования муз. Фольклора и выражения нац. Характера). В противоположность представителям т. Н. Регионализма, ограничивавшимся простым цитированием нар.

Мелодий и не владевшим совр. Технич. Приёмами письма, П. Призывал к глубинному освоению скрытого в нар. Мелосе гармонич. И ладового своеобразия. Решение этой задачи он связывал с овладением совр. Средствами выразительности, внедрением достижений новейших школ разл. Стран. Впервые с творчеством П. Рус. Музыкантов познакомил Ц. А. Кюи, к-рый поместил в журн. "Артист" (1894, No 41) его "Песню о звезде" из оперы "Пиренеи" и дал высокую оценку творчеству композитора. П. Опубликовал статью об испан. Музыке в России (газ. "La Vanguardia", 1910) и очерк о М. И. Глинке в Гранаде (рус. Пер. В сб. М. И. Глинка, М., 1958, с. 106-108).Сочинения. Оперы - Квазимодо (по В. Гюго, 1875, Барселона), Мазепа (1881, Мадрид), Клеопатра (1881, Мадрид) Тассо в Ферраре (Il Tasso a Ferrara, 1881, Мадрид), Пиренеи (Els Pireneus, 1902, т-р Лицей, Барселона.

3 драмы с прологом), Маргинала (1905, Барселона. Переработана из кантаты). Сарсуэлы - Люк-Лак (Lluch-Llach), Он и она (Elis y elles), Истина и ложь (La vertitad у la mentida), Стража (La guardiola). Для солистов, хора и opк. - месса, реквием, Stabat Mater. Камерно-инстр. Ансамбли - струн. Квартет (1878), струн. Квинтет Гальярда (1879). Соч. Для фп. Песня в т. Ч. Циклы Ночи Испании (Noches de Espaсa, 1871), Весна (La primavera, 12 песен, 1880), Андалусийские ветры (Aires andaluces, 1889), Запахи земли (Aires de la tierra, 1889).Литературные сочинения. Gramatica musical, Barcelona, 1872. Los musicos espaсoles antiguos y modernos en sus libros, Barcelona, 1881. Diccionario tйcnico de la musica, Barcelona, 1894. Diccionario biografico y bibliogrбfico de musicos y escritores de musica espaсoles, Portugueses y hispano-americanos antiguos y modernos, Barcelona, 1894-97.

Teatro lirico Espafiol anterior al siglo XIX, T. 1-5, La Corufla, 1897-98. Prбctices preparatories de instrumentacion, Barcelona, 1902. Documents pour servir а l'histoire des origines du Thйвtre musical, P., 1908. La canзo popular catalana, Barcelona, 1906. Musicalerнas, Valencia, 1906. Barcelona Gatаlech de la Biblioteca musical de la Disputacio de Barcelona, v. 1-2, Barcelona, 1908-09. Musicos contemporвnйos y de otros tiempos, P., 1910. Jornadas de arte, P., 1911. Orientaciones, P., 1911. P. A. Eximeno, Madrid, 1920.Литература. Кузнецов К., Из истории испанской музыки, "СМ", 1936, No 11. Его же, Из истории испанской музыки. Этюды 3-5, "Музыка", 1937, No 23, 29, 32. Оссовский A., Очерк истории испанской музыкальной культуры, в его кн.

Избр. Статьи, воспоминания, Л., 1961, с. 227-88. Fа1lа М., Felipe Pedrell, "RM", 1923, febr. (рус. Пер. - Фалья M. Де, Фелипе Педрель, в его кн. Статьи о музыке и музыкантах, М., 1971). Mitjana y Gordon R., La musica contemporвnea en Espaсa y Felipe Pedrell, Mбlaga - Madrid, 1901. Al Maestro Pedrell. Escritos heortбsticos, Tortosa, 1911. Angles H., La musica espafiola, desde la edad media hasta nuestras dias. Catalogo de la exposicion historica celebrada en commemoraciуn del primer centenarlo del nacimiento del maestro Felipe Pedrell, 18 mayo - 25 Junio 1941, Barcelona, 1941.M. A. Вайсборд..

Значения в других словарях
Педализация

Один из важнейших элементов пианистич. Иск-ва. П. Служит не только для связывания звуков, выдерживания гармонии, усиления или ослабления звучания. Искусное применение разл. Способов взятия и снятия правой педали (запаздывающая педаль, полупедаль, четвертная, вибрирующая или тремолирующая педали и др.), совместное или раздельное пользование обеими педалями, противопоставление педального и беспедального звучания и др. Приёмы П. Разнообразят колорит звучания, обогащают палитру выразит. И красочных ..

Педаль

(франц. Pedale, от лат. Pedalis - ножной). 1) У фп., клавесина, фисгармонии, механич. Фп., арфы, в литаврах - деталь рычажного устройства, управляемая ногами. У разных инструментов служит разл. Целям.Фортепьянная правая П. Изобретена в 1781 А. Бейером. Её нажатие приподнимает все демпферы, благодаря чему струны свободно резонируют. Это даёт возможность продлевать и связывать звуки, усиливать и обогащать звучание. Нажатие и снятие П. Обозначаются в нотах знаками. и или . Нажатие левой П. У роял..

Пейко Н. И.

Николай Иванович (р. 12(25) III 1916, Москва) - сов. Композитор, педагог. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1964). В 1940 окончил Моск. Консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. В 1942-59 преподаватель (с 1958 профессор) Моск. Консерватории, с 1954 - Муз.-пед. Ин-та им. Гнесиных. Чл. Ред. Коллегии академич. Издания Полн. Собр. Соч. Н. А. Римского-Корсакова. С 1940 выступает как пианист, с 1946 как дирижёр с исп. Своих произв. Автор статей по вопросам муз. Иск-ва. Осн. Место в творчестве П. ..

Пейн Д. Н.

(Paine) Джон Ноулс (9 I 1839, Портленд, шт. Мэн - 25 IV 1906, Кембридж, шт. Массачусетс) - амер. Композитор и педагог. Учился в Берлине (1858- 1861), выступал как органист. Преподаватель, затем в 1875-1905 профессор и директор муз. Колледжа Гарвардского ун-та. П. - основатель т. Н. Бостонской, или 2-й Новоангл. Школы (см. Соединённых Штатов Америки музыка). Среди его учеников - А. Фут, Ф. Ш. Конверс, Д. Г. Мейсон, Дж. Карпентер. Музыка П. - в духе нем. Романтиков.Сочинения. Для солистов, хора и ..

Дополнительный поиск Педрель Ф. Педрель Ф.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Педрель Ф." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Педрель Ф., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 10 символа