Период
(от греч. Periodos - обход, круговращение, определённый круг времени) - простейшая композиционная форма, входящая в состав более крупных форм или имеющая самостоят. Значение. Осн. Функция П.- изложение относительно законченной муз. Мысли (темы) в произв. Гомофонного склада. Встречаются П. Разл. Структуры. Одна из них может быть определена как основная, нормативная. Это П., в к-ром возникает симметрия двух составляющих его предложений. Они начинаются одинаково (или сходно), но завершаются разл. Каденциями, менее законченной в первом и более законченной во втором предложении. Наиболее распространённое соотношение каденций - половинная и полная. Окончанию на доминантовой гармонии в конце первого предложения отвечает окончание на тонике в конце второго (и периода в целом).
Возникает гармоническое соотношение простейшей автентич. Последовательности, что способствует структурной целостности П. Возможны и др. Соотношения каденций. Полная несовершенная - полная совершенная и т. П. В виде исключения соотношение каденций может быть обратным (напр., совершенная - несовершенная или полная - неполная). Встречаются П. И с одинаковыми каденциями. Один из распространённых вариантов гармонич. Строения П.- модуляция во втором предложении, чаще всего в доминантовую сторону. Это динамизирует форму П. Модулирующий П. Применяется исключительно как элемент более крупных форм.Важную роль играет и метрич. Основа П. Типичной для многих (но не всех) стилей и жанров европейской музыки является квадратность, при к-рой число тактов в П.
И в каждом предложении равно степени числа 2 (4, 8, 16, 32). Квадратность возникает благодаря постоянной смене лёгкого и тяжёлого тактов (или, наоборот, тяжёлого и лёгкого). Двухтакты группируются по два в четырёхтакты, четырёхтакты - в восьмитакты и т. Д.На равных правах с описанной применяются и др. Структуры. Они образуют П., если выполняют ту же функцию, что и осн. Тип, а отличия в структуре не выходят за пределы некоей меры, зависящей от жанра и стиля музыки. Определяющие признаки этих вариантов - тип использования муз. Материала, а также метрич. И гармонич. Строение. Напр., второе предложение может не повторять первое, а продолжать его, т. Е. Быть новым по муз. Материалу. Такой П. Наз. П. Неповторного или единого строения.
Два неоднородных предложения также объединяются в нём сопряжением каденций. Однако П. Единого строения может и не делиться на предложения, т. Е. Быть слитным. В этом случае нарушается важнейший структурный принцип П. И всё же построение остаётся П., если оно излагает опредсл. Тематич. Материал и занимает то же место в форме целого, что и нормативный П. Наконец, существуют П., состоящие из трёх предложений с самым разл. Соотношением тематич. Материала (а1 а2 а3. Ab1b2. Abc и др.).Отклонения от осн. Типа П. Могут касаться и метрич. Строения. Симметрия двух квадратных предложений может быть нарушена расширением второго. Так возникает очень распространённый расширенный П. (4 + 5. 4 + 6. 4 + 7 и др.). Реже встречается сокращение второго предложения.
Существуют и П., в к-рых неквадратность возникает не в результате преодоления изначальной квадратности, а сама по себе, как свойство, органически присущее данной музыке. Такие неквадратные П. Типичны, в частности, для рус. Музыки. Соотношение количества тактов при этом может быть различным (5 + 5. 5 + 7. 7 + 9 и др.).По окончании П., после заключит. Каденции, может возникнуть дополнение - построение или ряд построений, по своему муз. Смыслу примыкающие к П., но не обладающие самостоят. Значением.П. Часто повторяется, порой с рядом фактурных изменений. Если же изменения при повторении вносят нечто существенное в гармонический план П., в результате чего он завершается др. Каденцией или в др. Тональности, то возникает не П.
И его вариантное повторение, а единая структура сложного П. Два сложных предложения сложного П.- это два бывших простых П.П. Возник в европ. Проф. Музыке в эпоху зарождения гомофонного склада, пришедшего на смену полифоническому (16-17 вв.). Большую роль в его формировании играли нар. И бытовые танц. И песенно-танц. Жанры. Отсюда тенденция к квадратности, составляющей основу танц. Музыки. В этом сказалась и нац. Специфика муз. Иск-ва зап.-европ. Стран - в нем., австр., итал., франц. Нар. Песне также господствует квадратность. Для рус. Протяжной песни квадратность нехарактерна. Поэтому органич. Неквадратность широко распространена в рус. Музыке (М. П. Мусоргский, С. В. Рахманинов).П. В проф. Инстр. Музыке в большинстве случаев представляет начальную часть более крупной формы - простой двух- или трёхчастной.
Лишь начиная с Ф. Шопена (Прелюдии, ор. 25) он становится и формой самостоятю произв. В вок. Музыке П. Завоевал прочное место как форма куплета в песне. Существуют и некуплетные песни и романсы, написанные в форме П. (романс С. В. Рахманинова "Здесь хорошо").Литература. Катуар Г., Музыкальная форма, ч. 1, М., 1934, о. 68. Способин И., Музыкальная форма, М.-Л., 1947. М., 1972, с. 56-94. Скребков С., Анализ музыкальных произведений, М., 1958, с. 49. Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, с. 115. Ройтерштейн М., Музыкальные формы. Одночастная, двухчастная и трёхчастная формы, M., 1961. Музыкальная форма, под общей ред. Ю. Тюлина, М., 1965 с. 52, 110. Mазель Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, М., 1967, с. 493. Бобровский В., О переменности функций музыкальной формы, М., 1970, с.
81. Prout E., Musical form, L., 1893 (рус. Пер.- Ppaут Э., Музыкальная форма, М., 1900, с. 17-31, 32-42, 75-94, 1917). Ratnеr L. G. Einghteenth century theories of musical period structure, "MQ", 1956, v. 42, No 4.В. П. Бобровский..
Дополнительный поиск Период
На нашем сайте Вы найдете значение "Период" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Период, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 6 символа