Период

108

(от греч. Periodos - обход, круговращение, определённый круг времени) - простейшая композиционная форма, входящая в состав более крупных форм или имеющая самостоят. Значение. Осн. Функция П.- изложение относительно законченной муз. Мысли (темы) в произв. Гомофонного склада. Встречаются П. Разл. Структуры. Одна из них может быть определена как основная, нормативная. Это П., в к-ром возникает симметрия двух составляющих его предложений. Они начинаются одинаково (или сходно), но завершаются разл. Каденциями, менее законченной в первом и более законченной во втором предложении. Наиболее распространённое соотношение каденций - половинная и полная. Окончанию на доминантовой гармонии в конце первого предложения отвечает окончание на тонике в конце второго (и периода в целом).

Возникает гармоническое соотношение простейшей автентич. Последовательности, что способствует структурной целостности П. Возможны и др. Соотношения каденций. Полная несовершенная - полная совершенная и т. П. В виде исключения соотношение каденций может быть обратным (напр., совершенная - несовершенная или полная - неполная). Встречаются П. И с одинаковыми каденциями. Один из распространённых вариантов гармонич. Строения П.- модуляция во втором предложении, чаще всего в доминантовую сторону. Это динамизирует форму П. Модулирующий П. Применяется исключительно как элемент более крупных форм.Важную роль играет и метрич. Основа П. Типичной для многих (но не всех) стилей и жанров европейской музыки является квадратность, при к-рой число тактов в П.

И в каждом предложении равно степени числа 2 (4, 8, 16, 32). Квадратность возникает благодаря постоянной смене лёгкого и тяжёлого тактов (или, наоборот, тяжёлого и лёгкого). Двухтакты группируются по два в четырёхтакты, четырёхтакты - в восьмитакты и т. Д.На равных правах с описанной применяются и др. Структуры. Они образуют П., если выполняют ту же функцию, что и осн. Тип, а отличия в структуре не выходят за пределы некоей меры, зависящей от жанра и стиля музыки. Определяющие признаки этих вариантов - тип использования муз. Материала, а также метрич. И гармонич. Строение. Напр., второе предложение может не повторять первое, а продолжать его, т. Е. Быть новым по муз. Материалу. Такой П. Наз. П. Неповторного или единого строения.

Два неоднородных предложения также объединяются в нём сопряжением каденций. Однако П. Единого строения может и не делиться на предложения, т. Е. Быть слитным. В этом случае нарушается важнейший структурный принцип П. И всё же построение остаётся П., если оно излагает опредсл. Тематич. Материал и занимает то же место в форме целого, что и нормативный П. Наконец, существуют П., состоящие из трёх предложений с самым разл. Соотношением тематич. Материала (а1 а2 а3. Ab1b2. Abc и др.).Отклонения от осн. Типа П. Могут касаться и метрич. Строения. Симметрия двух квадратных предложений может быть нарушена расширением второго. Так возникает очень распространённый расширенный П. (4 + 5. 4 + 6. 4 + 7 и др.). Реже встречается сокращение второго предложения.

Существуют и П., в к-рых неквадратность возникает не в результате преодоления изначальной квадратности, а сама по себе, как свойство, органически присущее данной музыке. Такие неквадратные П. Типичны, в частности, для рус. Музыки. Соотношение количества тактов при этом может быть различным (5 + 5. 5 + 7. 7 + 9 и др.).По окончании П., после заключит. Каденции, может возникнуть дополнение - построение или ряд построений, по своему муз. Смыслу примыкающие к П., но не обладающие самостоят. Значением.П. Часто повторяется, порой с рядом фактурных изменений. Если же изменения при повторении вносят нечто существенное в гармонический план П., в результате чего он завершается др. Каденцией или в др. Тональности, то возникает не П.

И его вариантное повторение, а единая структура сложного П. Два сложных предложения сложного П.- это два бывших простых П.П. Возник в европ. Проф. Музыке в эпоху зарождения гомофонного склада, пришедшего на смену полифоническому (16-17 вв.). Большую роль в его формировании играли нар. И бытовые танц. И песенно-танц. Жанры. Отсюда тенденция к квадратности, составляющей основу танц. Музыки. В этом сказалась и нац. Специфика муз. Иск-ва зап.-европ. Стран - в нем., австр., итал., франц. Нар. Песне также господствует квадратность. Для рус. Протяжной песни квадратность нехарактерна. Поэтому органич. Неквадратность широко распространена в рус. Музыке (М. П. Мусоргский, С. В. Рахманинов).П. В проф. Инстр. Музыке в большинстве случаев представляет начальную часть более крупной формы - простой двух- или трёхчастной.

Лишь начиная с Ф. Шопена (Прелюдии, ор. 25) он становится и формой самостоятю произв. В вок. Музыке П. Завоевал прочное место как форма куплета в песне. Существуют и некуплетные песни и романсы, написанные в форме П. (романс С. В. Рахманинова "Здесь хорошо").Литература. Катуар Г., Музыкальная форма, ч. 1, М., 1934, о. 68. Способин И., Музыкальная форма, М.-Л., 1947. М., 1972, с. 56-94. Скребков С., Анализ музыкальных произведений, М., 1958, с. 49. Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, с. 115. Ройтерштейн М., Музыкальные формы. Одночастная, двухчастная и трёхчастная формы, M., 1961. Музыкальная форма, под общей ред. Ю. Тюлина, М., 1965 с. 52, 110. Mазель Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, М., 1967, с. 493. Бобровский В., О переменности функций музыкальной формы, М., 1970, с.

81. Prout E., Musical form, L., 1893 (рус. Пер.- Ppaут Э., Музыкальная форма, М., 1900, с. 17-31, 32-42, 75-94, 1917). Ratnеr L. G. Einghteenth century theories of musical period structure, "MQ", 1956, v. 42, No 4.В. П. Бобровский..

Значения в других словарях
Переченье

(лат. Relatio non harmonica, франц. Fausse relation, нем. Querstand) - противоречие между звуком натуральной ступени и его хроматич.-альтерационным видоизменением в др. Голосе (или в др. Октаве). В диатонич. Системе гармонии P. Обычно производит впечатление фальшивого звучания (non harmonica) - как в непосредств. Соседстве, так и через проходящий звук или аккорд:Поэтому П. Запрещается правилами гармонии. Не является П. Сочетание натуральной ступени с её альтерацией при условии плавного голосовед..

Пери Я.

(Peri) Якопо (прозвище Длинноволосый - Zazzerino) (20 VIII 1561, Рим - 12 VIII 1633, Флоренция) - итал. Певец и композитор. Муз. Образование получил под рук. К. Мальвецци. С 1591 служил при флорентийском дворе Медичи ("главный директор музыки и музыкантов"). Участник Флорентийской камераты. П. - один из создателей оперы как нового жанра и монодии с инстр. Сопр. Как нового стиля. В 1592 написал музыку (совм. С Я. Корси) первой оперы - "Дафна" (на текст поэта О. Ринуччини, пост. 1597-98, Флоренция..

Перковский П.

(Perkowski) Пётр (р. 17 III 1901, Овечаче, ныне УССР) - польск. Композитор, педагог и муз.-обществ. Деятель. Учился у Р. Статковского в Варшавской консерватории (1923-25), брал уроки у К. Шимановского, а также у А. Русселя в Париже. Организовал Об-во молодых польск. Музыкантов в Париже, был его первым председателем (1926-30). С 1931 руководил в Польше разл. Муз. Об-вами, а также Союзом польск. Композиторов (1945-47), затем его варшавским отделением. В 1936-39 директор консерватории в Торуни. Уча..

Перля И.

(Perlea) Ионель (13 XII 1900, Ограда, уезд Яломица - 30 VII 1970, Нью-Йорк) - рум. Дирижёр и композитор. С 1918 обучался в Мюнхене, в 1920-23 - в Лейпцигской консерватории у П. Гренера (композиция) и О. Лозе (дирижирование). Как дирижёр дебютировал в Бухаресте в 1919. В 1928-44 (с перерывом) дирижёр (в 1929-36 директор) Рум. Оперы в Бухаресте, в 1936-44 - симф. Оркестра Рум. Радио. С 1941 преподавал в Бухарестской консерватории. В 1945-1947 дирижёр Римской оперы, с 1950 - т-ра "Ла Скала" (Милан)..

Дополнительный поиск Период Период

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Период" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Период, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа