Пифагор С.
(Pytagoras) Самосский (ок. 580- 500 до н. Э.) - основатель др.-греч. Философской школы в Кротоне, получившей назв. По его имени (пифагореизм) и объединившей наиболее значит. Достижения греч. Науч. Мысли древнейшего периода, в т. Ч. И муз.-теоретической (труды П. Не сохранились. Фрагменты из них и пересказы их содержания встречаются в работах др. Авторов). Среди последователей П. (пифагорейцев), занимавшихся музыкой, - Филолай (5 в. До н. Э.), Архит (400-365 до н. Э.), Овдокс (408-355 до н. Э.), Никомах (ок. 100 н. Э.), Ямблих (283-330) и др. (сохранились произв. Только 2 последних). Деятельность пифагорейцев способствовала становлению теории музыки как науки (выделившейся тогда из сферы мифологич. Воззрений), в к-рой сосуществовали теоретич.
Абстрагирование и эмпирич. Наблюдение (первые попытки синтезировать математич. Методы анализа с чувственно-слуховыми восприятиями). Пифагорейцы установили зависимость между высотой тона звучащей струны и её длиной, а также количеством колебаний в единицу времени. Определяли муз. Созвучия как отношения целых чисел, а шумы - иррациональных. Считали, что чем меньшим числом характеризуются отношения тонов, тем более они созвучны. Вывели числовые выражения интервалов муз. Строя, получившего впоследствии назв. "пифагорейского", определяли разл. Соединения кварт и квинт посредством пропорций. Гармонической , арифметической и геометрической . Понимая природу как цепь взаимосвязанных явлений, применяли разл. Интерпретации осн.
Интервалов, сопоставляя их со стихиями природы, а тоны звукоряда - с небесными телами (гармония сфер). Все антич. Муз. Теоретики испытали воздействие пифагорейства.Литература. Смоленский М., Архит Тарентский, его жизнь и сочинения, "Журнал министерства народного просвещения", 1877, No 7, с. 36-56. Лосев А. Ф., Исторический очерк, в кн. Античная музыкальная эстетика, М., 1960. Его же, История античной эстетики. (Ранняя классика), М., 1963. Его же, Числовая и структурная терминология в греческой эстетике периода ранней классики, в кн. Вопросы античной литературы и классической филологии, М., 1966. Герцман Е., Восприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, "Вестник древней истории", 1971, No 4.
Scriptores musici, ed. By С. Jan, Lpz., 1895, p. 211-65. Tannйry P., А propos des Fragments Philolaпques sur la musiaue, "Revue de philologie", 1904, No 28, p. 233-49. Frank E., Mathematik und Musik und der griechische Geist, "Logos", 1920/21, Bd 9. Eго же, Plato und die sogenannten Pythagцreer, Halle, 1923, S. 1-18, 150-83, 263-77. Waerden B. L.van der, Die Harmonielehre der Pythagoreer, "Hermes", 1943, Bd 78, H. 2, S. 163-99. Vogel M., Die Zahl Sieben in der spekulativen Musiktheorie, Bonn, 1955. Его же, Harmonikale Deutung eines pythagoreischen Spruches, в кн. Festschrift J. Schmidt-Gцrg zum 60. Geburtstag, Bonn, 1957. Lohmann J., Die griechische Musik als mathematische Form, "AfMw", 1957, Bd 19, H. 3. Riсhter L., Zeugnisse zur praktischen Musiklehre der Griechen vorplatonischer Zeit, "Acta antiqua philippopolitana serdicae", 1963, No 2, S.
197-206. Iamblichos. Pythagoras. Legende, Lehre, Lebensgestaltung, hrsg. Von M. Von Albrecht, Z. Stuttg., (1963).E. В. Герцман..
Дополнительный поиск Пифагор С.
На нашем сайте Вы найдете значение "Пифагор С." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пифагор С., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 10 символа