Пифагор С.

78

(Pytagoras) Самосский (ок. 580- 500 до н. Э.) - основатель др.-греч. Философской школы в Кротоне, получившей назв. По его имени (пифагореизм) и объединившей наиболее значит. Достижения греч. Науч. Мысли древнейшего периода, в т. Ч. И муз.-теоретической (труды П. Не сохранились. Фрагменты из них и пересказы их содержания встречаются в работах др. Авторов). Среди последователей П. (пифагорейцев), занимавшихся музыкой, - Филолай (5 в. До н. Э.), Архит (400-365 до н. Э.), Овдокс (408-355 до н. Э.), Никомах (ок. 100 н. Э.), Ямблих (283-330) и др. (сохранились произв. Только 2 последних). Деятельность пифагорейцев способствовала становлению теории музыки как науки (выделившейся тогда из сферы мифологич. Воззрений), в к-рой сосуществовали теоретич.

Абстрагирование и эмпирич. Наблюдение (первые попытки синтезировать математич. Методы анализа с чувственно-слуховыми восприятиями). Пифагорейцы установили зависимость между высотой тона звучащей струны и её длиной, а также количеством колебаний в единицу времени. Определяли муз. Созвучия как отношения целых чисел, а шумы - иррациональных. Считали, что чем меньшим числом характеризуются отношения тонов, тем более они созвучны. Вывели числовые выражения интервалов муз. Строя, получившего впоследствии назв. "пифагорейского", определяли разл. Соединения кварт и квинт посредством пропорций. Гармонической , арифметической и геометрической . Понимая природу как цепь взаимосвязанных явлений, применяли разл. Интерпретации осн.

Интервалов, сопоставляя их со стихиями природы, а тоны звукоряда - с небесными телами (гармония сфер). Все антич. Муз. Теоретики испытали воздействие пифагорейства.Литература. Смоленский М., Архит Тарентский, его жизнь и сочинения, "Журнал министерства народного просвещения", 1877, No 7, с. 36-56. Лосев А. Ф., Исторический очерк, в кн. Античная музыкальная эстетика, М., 1960. Его же, История античной эстетики. (Ранняя классика), М., 1963. Его же, Числовая и структурная терминология в греческой эстетике периода ранней классики, в кн. Вопросы античной литературы и классической филологии, М., 1966. Герцман Е., Восприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, "Вестник древней истории", 1971, No 4.

Scriptores musici, ed. By С. Jan, Lpz., 1895, p. 211-65. Tannйry P., А propos des Fragments Philolaпques sur la musiaue, "Revue de philologie", 1904, No 28, p. 233-49. Frank E., Mathematik und Musik und der griechische Geist, "Logos", 1920/21, Bd 9. Eго же, Plato und die sogenannten Pythagцreer, Halle, 1923, S. 1-18, 150-83, 263-77. Waerden B. L.van der, Die Harmonielehre der Pythagoreer, "Hermes", 1943, Bd 78, H. 2, S. 163-99. Vogel M., Die Zahl Sieben in der spekulativen Musiktheorie, Bonn, 1955. Его же, Harmonikale Deutung eines pythagoreischen Spruches, в кн. Festschrift J. Schmidt-Gцrg zum 60. Geburtstag, Bonn, 1957. Lohmann J., Die griechische Musik als mathematische Form, "AfMw", 1957, Bd 19, H. 3. Riсhter L., Zeugnisse zur praktischen Musiklehre der Griechen vorplatonischer Zeit, "Acta antiqua philippopolitana serdicae", 1963, No 2, S.

197-206. Iamblichos. Pythagoras. Legende, Lehre, Lebensgestaltung, hrsg. Von M. Von Albrecht, Z. Stuttg., (1963).E. В. Герцман..

Значения в других словарях
Питерсон О.

(Peterson) Оскар (Эммануэль) (р. 15 VIII 1925, Монреаль) - канад. Джазовый пианист и композитор. С 1944 пианист оркестра Дж. Холмса, с к-рым выступал в Торонто и Монреале. В 1949 совершил турне по США. С 1951 выступал в составе трио - Р. Браун (контрабас, с 1966 - С. Джонс), И. Эшби (гитарист. В 1953-58 - X. Эллис, затем Б. Кессел). В 1952 гастролировал в Европе. Как пианист прославился виртуозной техникой. Выступал также как солист и аккомпаниатор с певицами Б. Холидей, Э. Фицджералд, трубачом ..

Питталуга Г.

(Pittaluga) Густаво (р. 8 И 1906, Мадрид) - испан. Композитор. Учился композиции у О. Эсплы. В 1930 вошёл в группу молодых мадридских композиторов (Э. И Р. Альфтеры, X. Баутиста, Ремача и др.), объявивших своей программой обновление искусства. Дебютировал в 1933 в Мадриде балетом "Паломничество рогоносцев" (по либр. Ф. Гарсии Лорки). В 1935 жил в Париже, примкнул к группе франц. Музыкантов "Тритон", пропагандировавших совр. Иск-во. В качестве дирижёра исполнял соч. Испан. (М. Де Фалья и др.) и ф..

Пифагоров строй

Сформулированное по методу пифагорейцев математич. Выражение наиболее типичных частотных (высотных) отношений между ступенями муз. Системы. Др.-греч. Учёные опытным путём установили, что 2/3 натянутой на монохорде струны, приведённые в колебание, дают звук точно на чистую квинту выше осн. Тона, "возникающего при колебании всей струны, 3/4 струны дают кварту, а половина струны - октаву. Оперируя этими величинами, гл. Обр. Значениями квинты и октавы, можно вычислить звуки диато-нич. Или хроматич. ..

Пиффераро

(итал. Pifferaro) - исполнитель на малой флейте пифферо, а также на духовых, чаще деревянных, муз. Инструментах.. ..

Дополнительный поиск Пифагор С. Пифагор С.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пифагор С." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пифагор С., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 10 символа