Пифагоров строй

169

Сформулированное по методу пифагорейцев математич. Выражение наиболее типичных частотных (высотных) отношений между ступенями муз. Системы. Др.-греч. Учёные опытным путём установили, что 2/3 натянутой на монохорде струны, приведённые в колебание, дают звук точно на чистую квинту выше осн. Тона, "возникающего при колебании всей струны, 3/4 струны дают кварту, а половина струны - октаву. Оперируя этими величинами, гл. Обр. Значениями квинты и октавы, можно вычислить звуки диато-нич. Или хроматич. Гаммы (в долях струны, или в виде интервальных коэффициентов, показывающих отношение частоты колебаний верхнего звука к частоте нижнего, или в виде табл. Частот колебаний звуков). Напр., гамма C-dur получит в П. С. Следующее выражение:По преданию, П.

С. Впервые нашёл практич. Применение при настройке лиры Орфея. В Др. Греции он применялся для вычисления высотных отношений между звуками при настройке кифары. В ср. Века этот строй широко использовался для настройки органов. П. С. Послужил основой для построения звуковых систем теоретиками вост. Средневековья (напр., Джами в "Трактате о музыке", 2-я пол. 15 в.). С развитием многоголосия выявились нек-рые важные особенности П. С. Звуковысотные интонации этого строя хорошо отражают функциональные связи между звуками в мелодич. Последованиях, в частности подчёркивают, усиливают полутоновые тяготения. Вместе с тем в ряде гармонич. Созвучий эти интонации воспринимаются как слишком напряжённые, фальшивые. В чистом, или натуральном, строе были определены эти новые, характерные для гармонич.

Склада тенденции интонирования. В нём сужены (по сравнению с П. С.) б. 3 и б. 6 и расширены м. 3 и м. 6 (5/4, 5/3, 6/5, 8/5 соответственно вместо 81/64, 27/16, 32/27 и 128/81 в П. С). Дальнейшее развитие многоголосия, становление новых, более сложных тональных отношений, широкое использование энгармонически равных звуков ещё более ограничили значение П. С. Было установлено, что П. С. - незамкнутая система, т. Е. Что в нём 12-я квинта не совпадает по высоте с исходным звуком (напр., his оказывается выше исходного с на интервал, названный пифагоровой коммой и равный около 1/9 целого тона). Следовательно, П. С. Не может быть использован для энгармонич. Модуляций. Это обстоятельство привело к появлению равномерно-темперированного строя.

В то же время, как показали спец. Акустич. Исследования, при игре на инструментах с нефиксированной высотой звуков (напр., на скрипке) отд. Интонации П. С. Находят применение в рамках зонного строя. Разл. Космологич., геометрич. Идеи, возникшие в процессе создания П. С, полностью утратили значение.Литература. Гарбузов Н. A., Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948. Музыкальная акустика, под ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954. Античная музыкальная эстетика. Вступ. Очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева, М., 1961. Barbour J. M., The persistence of the Pythagorean tuning system, "Scripta mathematica" 1933, v. 1, No 4. Вindel E., Die Zahlengrundlagen der Musik im Wandel der Zeiten, Bd 1, Stuttg., (1950).Ю. H. Рагс..

Значения в других словарях
Питталуга Г.

(Pittaluga) Густаво (р. 8 И 1906, Мадрид) - испан. Композитор. Учился композиции у О. Эсплы. В 1930 вошёл в группу молодых мадридских композиторов (Э. И Р. Альфтеры, X. Баутиста, Ремача и др.), объявивших своей программой обновление искусства. Дебютировал в 1933 в Мадриде балетом "Паломничество рогоносцев" (по либр. Ф. Гарсии Лорки). В 1935 жил в Париже, примкнул к группе франц. Музыкантов "Тритон", пропагандировавших совр. Иск-во. В качестве дирижёра исполнял соч. Испан. (М. Де Фалья и др.) и ф..

Пифагор С.

(Pytagoras) Самосский (ок. 580- 500 до н. Э.) - основатель др.-греч. Философской школы в Кротоне, получившей назв. По его имени (пифагореизм) и объединившей наиболее значит. Достижения греч. Науч. Мысли древнейшего периода, в т. Ч. И муз.-теоретической (труды П. Не сохранились. Фрагменты из них и пересказы их содержания встречаются в работах др. Авторов). Среди последователей П. (пифагорейцев), занимавшихся музыкой, - Филолай (5 в. До н. Э.), Архит (400-365 до н. Э.), Овдокс (408-355 до н. Э.), ..

Пиффераро

(итал. Pifferaro) - исполнитель на малой флейте пифферо, а также на духовых, чаще деревянных, муз. Инструментах.. ..

Пиццетти И.

(Pizzetti) Ильдебрандо (20 IX 1880, Парма - 13 II 1968, Рим) - итал. Композитор, дирижёр, музыковед, муз. Критик и педагог. Чл. Итал. Академии (с 1939). Учился в детстве у отца - Одоардо П. (1853-1926), преподавателя игры на фп. И муз.-теоретич. Предметов, в 1895-1901 - в Пармской консерватории у Т. Риги (гармония, контрапункт) и Дж. Тебальдини (композиция). С 1901 работал дирижёром в Парме, с 1907 профессор Пармской консерватории (класс композиции), с 1908 - Флорентийского муз. Ин-та (в 1917-24..

Дополнительный поиск Пифагоров строй Пифагоров строй

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пифагоров строй" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пифагоров строй, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 15 символа