Плейель И.

95

(Pleyel) Игнац Иосиф (18 VI 1757, Руппертсталь, близ Вены - 14 XI 1831, близ Парижа) - основатель франц. Фабрики "Плейель", композитор, муз. Издатель. По национальности австриец. Учился игре на фп. И скрипке у Я. Б. Ваньхаля, композиции - у Й. Гайдна в Вене (1772-77). Совершенствовался в Италии, общался с известными итал. Певцами и композиторами, в т.ч. Д. Чимарозой, Дж. Паизиелло, Г. Пуньяни. С 1783 служил капельмейстером собора в Страсбурге. В 1791-92 дирижировал в Лондоне симф. Оркестром муз. Об-ва "Профессиональные концерты" (исполнял и собств. Симфонии). Получили известность его произв., явившиеся откликом на революц. События во Франции, - "Гимн Свободе" ("Hymne а la Libertй", на сл. Руже де Лилля, 1791), одна из тем к-рого сходна с началом финала 5-й симфонии Л.

Бетховена, и программная симфония "Революция 10 августа (1792), или Аллегорический набат" ("La rйvolution du 10 Aoыt, ou Le tocsin allйgorique", 1793) - монументальное соч. Для хора, оркестра и 7 колоколов (в нём использованы популярные франц. Ре-волюц. Песни).С 1795 П. Жил в Париже, основал муз. Изд-во, затем фп. Фабрику (1807. Одна из лучших совр. Франц. Фирм), одноврем. Писал музыку. Из-за коммерч. Успеха постепенно отошёл от композиторского творчества. Произв. П., популярные в его время (гл. Обр. Инстр.), отличающиеся красотой мелодий, элегантностью, по стилю близки к соч. Й. Гайдна. Наиболее известны струн. Квартеты (В. А. Моцарт дал высокую оценку квартетам П. Ор. 2, посв. Гайдну). Написал инструктивное соч. О фп. Игре (совм. С Я. Л. Дусиком).Сочинения.

Оперы - Фея Ургела (Die Fee Urgиle, 1776, Вена), Ифигения в Авлиде (1785, Неаполь). Балет-пантомима - Суд Париса (Le Jugement de Paris, совм. С Й. Гайдном и Э. Мегюлем, 1793, Париж). Для орк. - 29 симфоний, 5 конц. Симфоний, серенады. Концерты (с орк.) - для фп., для скр., для альта, для влч. Камерно-инстр. Ансамбли - дуэты, трио, 45 струн. Квартетов, 6 квартетов с флейтой, струн. Квинтеты, струн. Секстеты, септет для струнных, 2 валторн и контрабаса. Для фп. - 12 сонат и др. Пьесы. Песни.Литературные сочинения. Nouvelle mйthode de pianoforte, contenant les principles du doigtй, P., 1797 (совм. С Dussek).Литература. Tiersоt J., Les tкtes et les chants de la revуlution franзaise, P., 1908 (рус. Пер. - Tьeрсо Ж., Песни и празднества Французской революции, М., 1933).

Radiguer H., Histoire de la musique, в кн. Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire, fondateur A. Lavignac, 1 pt. (v. 3), P., 1914 (рус. Пер. - Радиге A., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, М., 1934). Кlingenbeсk J., I. Pleyel, sein Leben und seine Kompositionen fьr Streichquartett, Mьnch., 1928 (Diss.). Eго жe, I. Pleyel. Komponist, Verleger, Klavier-Fabrikant, в кн. Neue Zeitschrift fьr Musik, Mainz, 1957. Eго же, I. Pleyel und die Marseillaise, "StMw", 1960, Bd 24. Saint-Foix G. De, La correspondance de Boccherini avec I. Pleyel, "Revue de musicologie", 1930, t. 114. Smith R. R., The Periodical symphonies of I. Pleyeis, v. 1-2, N. Y., 1968 (Diss.).A. Я. Ортенберг..

Значения в других словарях
Платонова Ю. Ф.

(наст. Фам. Гардер, по мужу Tванева) Юлия Фёдоровна (1841, Рига - 4 (16) XI 1892, Петербург) - рус. Певица (лирико-драм. Сопрано). Пению училась сначала в Митаве (ныне Елгава) у органиста Постеля, затем в Петербурге у H. P. Вителяро. В 1863 дебютировала в Мариинском т-ре (в партии Антониды), где пела до 1875 (последнее выступление в 1875, уволена в 1876), занимая ведущее положение в труппе. Оставив оперную сцену, выступала в концертах РМО, Бесплатной муз. Школы и др., а также за рубежом. Препода..

Плевицкая Н. В.

(урожд. Винникова) Надежда Васильевна (1884, с. Винниково Курской губ. - возможно, 1941, Франция) - рус. Эстр. Певица (меццо-сопрано). Росла в крестьянской семье, глубоко познала песни и обычаи села. После 2-летнего пребывания в монастыре поступила в бродячую цирковую труппу, затем пела в рус. Эстр. Хорах. При содействии Л. В. Собинова, услышавшего её пение в одном из трактиров на Нижегородской ярмарке, получила доступ на столичную эстраду, где с большим успехом исполняла русские, гл. Обр. Город..

Плейель М. Ф. Д.

(Pleyel. Урожд. Mок. Moke, Mooke) Мари Фелисите Дениз (известна также под именем Камилла) (4 VII 1811, Париж - 30 III 1875, Сен-Жостен-Нод, близ Брюсселя) - франц. Пианистка и педагог. Жена Камилла П. (1788-1855), владельца фабрики фп. И издателя. Училась у Ж. Герца, И. Мошелеса и Ф. Калькбреннера, пользовалась советами З. Тальберга, Ф. Листа (играл с П. Фп. Дуэт Герца). В 1848-72 преподавала в Брюссельской консерватории. Одна из известных исполнительниц своего времени, П. С детских лет концерти..

Плектр

(греч. Plnktron, от plnsso - ударяю) - Костяная пластмассовая, металлич. Пластинка, гусиное перо или кольцо с "когтем", надеваемое на палец. С помощью П. Защипывают струны и тремолируют на плекторных муз. Инструментах - цитре, мандолине, домре, узб.-тадж. Танбуре, молдавско-румынской кобзе, япон. Сямисене и мн. Др.. ..

Дополнительный поиск Плейель И. Плейель И.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Плейель И." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Плейель И., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 10 символа