Платонова Ю. Ф.

184

(наст. Фам. Гардер, по мужу Tванева) Юлия Фёдоровна (1841, Рига - 4 (16) XI 1892, Петербург) - рус. Певица (лирико-драм. Сопрано). Пению училась сначала в Митаве (ныне Елгава) у органиста Постеля, затем в Петербурге у H. P. Вителяро. В 1863 дебютировала в Мариинском т-ре (в партии Антониды), где пела до 1875 (последнее выступление в 1875, уволена в 1876), занимая ведущее положение в труппе. Оставив оперную сцену, выступала в концертах РМО, Бесплатной муз. Школы и др., а также за рубежом. Преподавала пение в организованной ею частной вок. Школе, в Педагогич. Музее в Соляном городке. Среди её учениц - M. H. Инсарова.П. Способствовала продвижению на сцену рус. Опер, пропагандировала произв. Композиторов "Могучей кучки". Благодаря её настойчивости и энергии была возобновлена "Русалка" (1865), осуществлена пост.

"Бориса Годунова" (1874). Первая исполнительница партий в ряде рус. Опер - Катерина ("Гроза" Кашперова, 1867), Мария ("Вильям Ратклиф" Кюи, 1869), Салтанетта ("Аммалат-Бек" Афанасьева, 1870), Даша ("Вражья сила", 1871), Донна Анна ("Каменный гость" Даргомыжского, 1872), Ольга ("Псковитянка", 1873), Марина Мнишек (1874), а также в заруб. Операх, впервые пост. В России, - Эльза ("Лоэнгрин", 1868), Берта ("Пророк", 1869), Галька (1870), Маженка (1870), Елизавета ("Тангейзер", 1874). Среди др. Партий - Антонида, Людмила. Наташа ("Русалка"), Валентина, Алиса ("Гугеноты", "Роберт-Дьявол"), Долорес ("Фенелла" Обера), Матильда ("Вильгельм Телль" Россини), Эльвира ("Пуритане" Беллини).Голос П. Не поражал яркостью красок и силой, но отличался мягкостью тембра, звучностью среднего регистра, кристальной чистотой интонации.

Осмысленная фразировка и декламационная гибкость придавали её пению особую выразительность. Обладая высокой муз. Культурой, драм. Талантом, стремясь к простоте и правде, артистка создавала вок.-сценич. Образы, полные глубокого чувства и сердечной теплоты. Иск-во П. Высоко ценили А. С. Даргомыжский, Ц. А. Кюи, А. Н. Серов, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, В. В. Стасов. Даргомыжский работал с ней над партией Наташи, считая П. Лучшей исполнительницей этой партии, Мусоргский - над ролью Марины Мнишек, Серов написал для певицы партию Даши ("Вражья сила"), Кюи - Катарины ("Анджело". Премьера оперы состоялась уже после ухода П. Со сцены).Сочинения. Письмо Ю. Платоновой к В. В. Стасову по поводу первой постановки "Бориса", "РМГ", 1895, No 12. Страницы из автобиографии, "СМ", 1983, No 2.Литература.

Серов A. H., Дебюты г-жи Шрёдер и г-жи Платоновой в опере "Жизнь за царя", "Якорь", 1863, 31 авг. Его же, (Sйrоf A.), Coup d'oeil our l'opйra russe au thйвtre-Marie. Soprani. M-mes Platonova..., "Le Monde musical", 1870, Janvier, fйvrier. См. Также Сeров А. Н., Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895. Юлия Фёдоровна Платонова, "Музыкальный свет", 1866, Nо 5. Платонова Ю. Ф. (некролог), "ЕИТ". Сезон 1892- 1893 гг., СПБ, 1894. А. С. Даргомыжский, Автобиография. Письма. Воспоминания современников, ред. И прим. Ник. Финдейзена, П., 1921. Mусоргский М. П., Письма и документы. Собрал и приготовил к печати А. Н. Римский-Корсаков, М.-Л., 1932. Гозенпуд А., Русский оперный театр XIX века (1857-1872), Л., 1971. Его же, Русский оперный театр XIX века (1873-1889), Л., 1973.А.

П. Григорьева..

Значения в других словарях
Платон

(Platon) Афинский (428 (или 427) - 348 (или 327) до н. Э.) - др.-греч. Философ, основатель др.-греч. Философского идеализма. Ряд его произв. ("Государство", "Законы", "Тимей", "Пир", "Филеб" и др.) содержит исследования муз.-эстетич. И муз.-теоретич. Проблем. Сторонник древнего синкретизма иск-в. П. Выступал против их возрастающей дифференциации. Поэтому П. Отрицательно относился ко мн. Проявлениям современной ему муз. Практики. Инстр. Музыке как самостоятельному жанру, модернизации струн. Инстр..

Платонов Н. И.

Николай Иванович (7(19) III 1894, Новый Оскол, ныне Белгородской обл. - 1 XII 1967, Москва) - сов. Флейтист, педагог и композитор. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1965). Доктор искусствоведения (1957). В 1916 - 17 обучался игре на флейте в Моск. Консерватории у В. В. Кречмана. В 1918-22 музыкант воен. Духового оркестра в Новом Осколе. Окончил Моск. Консерваторию по классам В. Н. Цыбина (флейта, 1927) и Ан. Н. Александрова (композиция, 1930). В 1927-1931 солист оркестра Большого т-ра. В 1924-33 преподав..

Плевицкая Н. В.

(урожд. Винникова) Надежда Васильевна (1884, с. Винниково Курской губ. - возможно, 1941, Франция) - рус. Эстр. Певица (меццо-сопрано). Росла в крестьянской семье, глубоко познала песни и обычаи села. После 2-летнего пребывания в монастыре поступила в бродячую цирковую труппу, затем пела в рус. Эстр. Хорах. При содействии Л. В. Собинова, услышавшего её пение в одном из трактиров на Нижегородской ярмарке, получила доступ на столичную эстраду, где с большим успехом исполняла русские, гл. Обр. Город..

Плейель И.

(Pleyel) Игнац Иосиф (18 VI 1757, Руппертсталь, близ Вены - 14 XI 1831, близ Парижа) - основатель франц. Фабрики "Плейель", композитор, муз. Издатель. По национальности австриец. Учился игре на фп. И скрипке у Я. Б. Ваньхаля, композиции - у Й. Гайдна в Вене (1772-77). Совершенствовался в Италии, общался с известными итал. Певцами и композиторами, в т.ч. Д. Чимарозой, Дж. Паизиелло, Г. Пуньяни. С 1783 служил капельмейстером собора в Страсбурге. В 1791-92 дирижировал в Лондоне симф. Оркестром муз...

Дополнительный поиск Платонова Ю. Ф. Платонова Ю. Ф.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Платонова Ю. Ф." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Платонова Ю. Ф., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 15 символа