Полиладовость
(от греч. Polus - многий и лад) - сложный лад, объединяющий элементы разл. Ладов при одной тонике. Одноврем. Звучание элементов разных ладов создаёт специфический для П. Многокрасочный эффект.С. С. Прокофьев. "Обручение в монастыре", окончание 2-й картины.Этот эффект наиболее отчётлив при ярко выраженной тонике, однако он достижим и при тонике менее определённой, если определённы (напр., диатоничны) смешиваемые ладовые звукоряды:И. Ф. Стравинский. "Весна священная", "Игра двух городов".П. Родственна хроматич.-вариантная переменность ступеней в ладах рус. Нар. Музыки ("изменённые ступени" при "хроматизме на расстоянии", А. Д. Кастальский). Совмещение их в пределах одной ладовой структуры создаёт возможность и одновременного их звучания.
Полиладовые обороты иногда встречаются в позднесредневековой и ренессансной полифонии (Г. Де Машо), появляясь под влиянием развивающегося хроматизма (ладовая двухслойность, см. Политональность. Musica ficta и musica falsa). Исключит. Образец П. 1-й пол. 16 в. - "Еврейский танец" X. Нёйзидлера (приводимый обычно как образец политональности), где настоящая П. Применена как спец. Выразит. Средство (ладовые устои е, h, dis):В эпоху барокко и в классико-романтич. Период П. Изредка возникает гл. Обр. Вследствие совмещения разновидностей одного лада (напр., мелодия., натуральных и гармонич. Видов минора. У И. С. Баха во 2-й части "Итальянского концерта" и др. Ч). П. Повсеместно распространена в музыке 20 в., т.к. Является естеств. Формой функционирования хроматической ладовой системы.Литература.
Холопов Ю. Н., О современных чертах гармонии С. Прокофьева, в сб. Черты стиля С. Прокофьева, М., 1962. Его же, О трех зарубежных системах гармонии, в сб. Музыка и современность, вып. 4, М., 1966. Tюлин Ю. Н., Современная гармония и ее историческое происхождение, в сб. Вопросы современной музыки, Л., 1963, в сб. Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967. Дьячкова Л. С, Политональность в творчестве Стравинского, в сб. Вопросы теории музыки, вып. 2, М., 1970. Коптев С. В., О явлениях полиладовости, политоникальности и политональности в народном творчестве, в сб. Проблемы лада, М., 1972. Pривано И. Г., Хрестоматия по гармонии, ч. 4, М., 1973, гл. 11. Вянцкус A. A., Ладовые формации. Полиладовость и политональность, в сб. Проблемы музыкальной науки, вып.
2, М., 1973.Ю. Я. Холопов..
Дополнительный поиск Полиладовость
На нашем сайте Вы найдете значение "Полиладовость" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Полиладовость, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 13 символа