Полиладовость

124

(от греч. Polus - многий и лад) - сложный лад, объединяющий элементы разл. Ладов при одной тонике. Одноврем. Звучание элементов разных ладов создаёт специфический для П. Многокрасочный эффект.С. С. Прокофьев. "Обручение в монастыре", окончание 2-й картины.Этот эффект наиболее отчётлив при ярко выраженной тонике, однако он достижим и при тонике менее определённой, если определённы (напр., диатоничны) смешиваемые ладовые звукоряды:И. Ф. Стравинский. "Весна священная", "Игра двух городов".П. Родственна хроматич.-вариантная переменность ступеней в ладах рус. Нар. Музыки ("изменённые ступени" при "хроматизме на расстоянии", А. Д. Кастальский). Совмещение их в пределах одной ладовой структуры создаёт возможность и одновременного их звучания.

Полиладовые обороты иногда встречаются в позднесредневековой и ренессансной полифонии (Г. Де Машо), появляясь под влиянием развивающегося хроматизма (ладовая двухслойность, см. Политональность. Musica ficta и musica falsa). Исключит. Образец П. 1-й пол. 16 в. - "Еврейский танец" X. Нёйзидлера (приводимый обычно как образец политональности), где настоящая П. Применена как спец. Выразит. Средство (ладовые устои е, h, dis):В эпоху барокко и в классико-романтич. Период П. Изредка возникает гл. Обр. Вследствие совмещения разновидностей одного лада (напр., мелодия., натуральных и гармонич. Видов минора. У И. С. Баха во 2-й части "Итальянского концерта" и др. Ч). П. Повсеместно распространена в музыке 20 в., т.к. Является естеств. Формой функционирования хроматической ладовой системы.Литература.

Холопов Ю. Н., О современных чертах гармонии С. Прокофьева, в сб. Черты стиля С. Прокофьева, М., 1962. Его же, О трех зарубежных системах гармонии, в сб. Музыка и современность, вып. 4, М., 1966. Tюлин Ю. Н., Современная гармония и ее историческое происхождение, в сб. Вопросы современной музыки, Л., 1963, в сб. Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967. Дьячкова Л. С, Политональность в творчестве Стравинского, в сб. Вопросы теории музыки, вып. 2, М., 1970. Коптев С. В., О явлениях полиладовости, политоникальности и политональности в народном творчестве, в сб. Проблемы лада, М., 1972. Pривано И. Г., Хрестоматия по гармонии, ч. 4, М., 1973, гл. 11. Вянцкус A. A., Ладовые формации. Полиладовость и политональность, в сб. Проблемы музыкальной науки, вып.

2, М., 1973.Ю. Я. Холопов..

Значения в других словарях
Поливанова Г. А.

Галина Анатольевна (р. 1 IV 1929, с. Красное Ленинградской обл.) - сов. Певица (драм. Сопрано) и педагог. Нар. Арт. УССР (1963). Чл. КПСС с 1951. В 1953 окончила Одесскую консерваторию у И. В. Райченко, с того же года солистка Одесского т-ра оперы и балета, затем - Чеч.-Ингуш. Филармонии (с 1966), оперных т-ров Воронежа (с 1968), Казани (с 1970), Минска (с 1972). Среди партий - Татьяна, Волхова. Марфа ("Царская невеста"), Аида. Леди Макбет ("Макбет"), Леонора ("Трубадур"), Виолетта, Чио-Чио-сан...

Полигармония

(от греч. Polus - многий, обширный и гармония) - звуковысотная структура, объединяющая в одновременности в качестве своих компонентов не отд. Тоны, а целые комплексы - аккорды, созвучия, их группы. П. -частный и особый вид гармонии (к-рая предполагает объединение отд. Тонов и не исключает объединения групп). Понятию П. Близок полиаккорд. Разница в том, что под категорию П. Подходят не только собственно полиаккорды, но также и такие комплексные (составные) структуры, части к-рых могут быть не акк..

Полиметрия

(от греч. Polus - многий и metron - мера) - соединение двух или трёх метров в одновременности, одна из распространённых форм организации полиритмии.Для П. Характерно несовпадение метрич. Акцентов в разл. Голосах. П. Могут образовывать голоса, в к-рых размер неизменен или переменен, причём переменность не всегда обозначается в нотах соответств. Цифровыми знаками.Наиболее яркое выражение П. - сочетание разл. Метров на протяжении всего соч. Или крупного его раздела. Такая П. Встречается редко. Изве..

Полимодальность

(от греч. Polus - многий и лат. Modus - лад) - термин О. Мессиана (1944), обозначающий вид полиладовости, при котором одновременно сочетаются так называемые лады ограниченной транспозиции (см. Симметричные лады). Пример П.:О. Мессиан. "Двадцать взглядов на младенца Иисуса", No 5.Литература. Messiаеn О., Technique de mon langage musical, P., 1944.Ю. H. Холопов.. ..

Дополнительный поиск Полиладовость Полиладовость

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Полиладовость" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Полиладовость, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 13 символа