Прелюдия

234

Прелюд (позднелат. Praeludium, от лат. Praeludo - играю предварительно, делаю вступление. Франц. Prйlude, итал. Preludio, англ. Prelude, нем. Vorspiel), - род инстр. Пьесы, чаще всего для одного инструмента, позволяющего исполнять многогол. Музыку. Наиболее ранние образцы относятся к 15 в. Первоначально П. Представляла собой небольшое вступление к какой-нибудь пьесе, к-рое обычно импровизировалось, иногда сочинялось заранее и исполнялось на лютне, клавишном инструменте, органе. Такие П. Служили в качестве пробы инструмента, устанавливали тональность последующей пьесы, подготавливали её музыкально (в т.ч. И по контрасту), а в случаях, когда эта пьеса предназначалась для коллектива инструменталистов или вокалистов, облегчали вступление инструментов или голосов.

П. Не свойственна какая-либо определённая форма. Важнейшее значение в ней приобретают импровизац. Начало, свободное развёртывание, фигурационная разработка материала. Порой находят применение и имитация, полифония, склад. Характерная черта многих П. - применение от начала и до конца единого типа фактуры, что сближает её с жанром этюда. Подобного рода пьесы носили и др. Названия, напр. Преамбула, интрада, ричеркар, фантазия, каприччо, токката и т.п. В 17 в. П. Нередко назывались также вступления во франц. Опере и сюите, исполнявшиеся ансамблем инструменталистов и даже целым оркестром. В 18 в. П. Стали создаваться и как самостоят. Пьесы. В то же время, прежде всего в творчестве И. С. Баха, сложился устойчивый цикл прелюдия - фуга, в к-ром обе составные части взаимно оттеняли друг друга - свободному развёртыванию в П.

Противостоял строго упорядоченный принцип развития в фуге, близкий к гомофонному склад П. - всецело полифоническому в фуге. Одноврем. Бах утвердил тип большого цикла П. И фуг, обнимающего все мажорные и минорные тональности (1-й и 2-й тома "Хорошо темперированного клавира"). В 19-20 вв. Создавались как малые "парные" циклы П. И фуги, порой расширенные до трёхчастного цикла ("Прелюд, хорал и фуга" для фп. Франка), так и большие циклы П. И фуг, подобно баховским обнимающие все тональности ("24 прелюдии и фуги" для фп. Шостаковича, Щедрина). Возник и тип цикла одних только П., также во всех тональностях (произв. Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского и др.). П. Создавались и в виде отд. Пьес, гл.

Обр. Для фп., а также в качестве орк. Вступлений к операм и к отдельным их актам (Р. Вагнер, Дж. Верди, Дж. Пуччини и др.).Литература. Панкратова В., Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд), М., 1962. Chominski J. M., Preludia, Кr., 1950 (Analizy i objasnenia "Dziel Wszystkich Fr. Chopina", t. 9). Apel W., Der Anfang der Praeludium in Deutschland und Polen, Warsz., 1960. См. Также лит. При статьях Бах И. С., Шопен Ф. Ф., Скрябин А. Н., Дебюсси К. А., Кабалевский Д. Б..

Значения в других словарях
Предъём

(итал. Anticipazione, франц. И англ. Anticipation, нем. Antizipation, Vorausnahme) - неаккордовый звук (обычно короткий, на последней лёгкой доле), заимствуемый из следующего далее аккорда (в этом отношении П. Как бы зеркально противоположен приготовленному задержанию, заимствуемому из предыдущего аккорда). Сокр. Обозначение в нотном примере - им. П. Может быть понят как опережающее разрешение (переход) одного из звуков в соответствующий звук будущего аккорда (поэтому о "разрешении" П. Не говоря..

Прей Г.

(Prey) Герман (р. 11 VII 1929, Берлин) - нем. Певец (лирич. Баритон) (ФРГ). Учился в берлинской Высшей муз. Школе. Пел на оперных сценах Висбадена (1952) и Гамбурга (с 1953), с 1956 - в Зап. Берлине и Вене, в 1959 выступал в Мюнхене, в 1960 - в т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). С 1959 участник фестивалей в Байрёйте и Зальцбурге. В 1973 пел на сцене т-ра "Ковент-Гарден" (Лондон). Лучшие партии - в операх Г. Доницетти, Дж. Россини, В. А. Моцарта, в "Страстях" И. С. Баха. С большим успехом выст..

Премии

Музыкальные - награды, присуждаемые деятелям муз. Иск-ва - композиторам, исполнителям, музыковедам, критикам, инстр. Мастерам, педагогам и др. За отдельные выдающиеся работы или за совокупность творч. Достижений. П. Присуждаются по итогам специально учреждаемых конкурсов (см. Конкурсы), а также по решению правительств. Учреждений, разл. Муз. Об-в, уч. Заведений, т-ров, изд-в и др. В ка-ниталистич. Странах - частными лицами, меценатами. Большое распространение муз. П. Получили в 19- 20 вв., когда..

Преображенская С. П.

Софья Петровна (14 (27) IX 1904, Петербург - 21 VII 1966, Ленинград) - сов. Певица (меццо-сопрано). Нар. Арт. СССР (1955). В 1928 окончила Ленингр. Консерваторию по классу пения у И. В. Ершова (обучалась также у H. H. Зайцевой). В том же году с группой студентов консерватории участвовала в Зальцбургском фестивале, где с большим успехом пела партию Кащеевны ("Кащей Бессмертный" Римского-Корсакова). В 1928 дебютировала на сцене Ленингр. Т-ра оперы и балета, где работала до 1959. П. Обладала голосо..

Дополнительный поиск Прелюдия Прелюдия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Прелюдия" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Прелюдия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 8 символа