Предъём
(итал. Anticipazione, франц. И англ. Anticipation, нем. Antizipation, Vorausnahme) - неаккордовый звук (обычно короткий, на последней лёгкой доле), заимствуемый из следующего далее аккорда (в этом отношении П. Как бы зеркально противоположен приготовленному задержанию, заимствуемому из предыдущего аккорда). Сокр. Обозначение в нотном примере - им. П. Может быть понят как опережающее разрешение (переход) одного из звуков в соответствующий звук будущего аккорда (поэтому о "разрешении" П. Не говорят).П. Обычно одноголосен, но может быть и многоголосным (двойной, тройной П.), даже во всех голосах одновременно (аккордовый П. При нём нет одноврем. Звучания аккордовых и неаккордовых звуков). Особую разновидность составляет скачковый П.
Многие камбиаты (т.н. "фуксова камбиата") скорее являются скачковыми П.Предформы встречаются в ср.-век. Монодии (см. Начало секвенции "Sanctus Spiritus" в статье Ноткер), а также в старинной полифонии, однако незрелость аккордово-гармонич. Письма и трудность нотации не позволяют говорить о П. Как о совершенно сформировавшемся явлении до эпохи Возрождения (см. Г. Де Машо, 14-я баллада "Je ne cuit pas" - "Нет того, кому Амур уделил бы столько благ", такты 1-2. Также заключит. Каданс в 8-й балладе "De desconfort"). В эпоху Жоскена Депре П. В основном сложился. С 16 в. П. Применяется как нечастый, но уже вполне откристаллизовавшийся приём полифонич. Мелодики (у Палестрины). С 17 в. (особенно со 2-й пол.) П. Приобретает новое качество контраста не только контрапунктирующему голосу, но и целому аккорду (совр.
Понятие П.). В 20 в. П. Нередко применяется подобно побочному тону для усложнения гармония, вертикали (С. С. Прокофьев, "Ромео и Джульетта", "Монтекки и Капулетти", заключит. Каданс).Теоретически явление П. Специально освещено у Кр. Бернхарда (ученика Г. Шюца. Сер. 17 в.). В главе 23 ("Von der Anticipatione Notae") его соч. "Tractatus compositionis augmentatus" П. (под назв. "антиципации") рассматривается как "фигура", украшающая мелодию:В трактате "Von der Singe-Kunst oder Manier" Бернхард различает "предъём ноты" (Anticipatione della nota. См. Пример выше) и "предъём слога" (Anticipatione della sillaba. См. Пример ниже).И. Г. Вальтер (нач. 18 в.) также рассматривает П. Среди "фигур". Приводим образец "предъёма слога" из его книги "Praecepta..." (слово "Psallam" во 2-й половине 1-го такта повторяется):С развитием нового учения о гармонии (с 18 в.) П.
Вошёл в группу неаккордовых звуков.Литература. См. При ст. Неаккордовые звуки.Ю. Н. Холопов..
Дополнительный поиск Предъём
На нашем сайте Вы найдете значение "Предъём" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Предъём, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 7 символа