Прокофьев С. С.

102

Сергей Сергеевич (11(23)IV 1891, с. Сонцовка, ныне с. Красное Донецкой обл. - 5 III 1953, Москва) - сов. Композитор, пианист, дирижёр. Нар. Арт. РСФСР (1947). Род. В семье агронома, управляющего имением. Семья сумела обеспечить одарённому мальчику все условия для быстрого духовного созревания. Особенно велика была роль матери - хорошей пианистки, ставшей его первой муз. Воспитательницей. Жизнь в деревенской усадьбе среди степной природы, крестьянские песни навсегда оставили след в сознании композитора, заложив основы его гармонич. Мировосприятия. В 5 лет П. Сочинил первую пьесу для фп. Дарование мальчика высоко оценил С. И. Танеев, по его рекомендации в Сонцовку дважды приезжал на летние месяцы Р. М. Глиэр - первый учитель П. По композиции.

Годы учения в Петерб. Консерватории (1904-14) были для П. Периодом стремительного творч. Развития, создали прочные основы его композиторского и пианистического мастерства. П. Учился у А. К. Лядова (композиция), Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витола (анализ форм). В 1909 П. Окончил консерваторию по классу композиции, в 1914 - по классу фп. (у А. Н. Есиповой. Премия им. А. Г. Рубинштейна за исп. Своего 1-го концерта для фп. С оркестром). Занимался также по дирижированию у H. H. Черепнина. В годы учения П. Вместе с другом и соучеником Н. Я. Мясковским изучал новейшие соч. А. Н. Скрябина, М. Регера, Р. Штрауса. Композитор нашёл поддержку в петерб. Кружке "Вечера современной музыки", а несколько позднее в моск. Кружке критика В. В. Держановского. В 1911-18 П. Увлекался новейшими муз.

Идеями. Разочаровавшись в эстетич. Ценности позднего романтизма и рус. Академизма, он не стал последователем ни эстетич. Символизма Скрябина, ни импрессионизма Дебюсси. Более заметным было воздействие творчества И. Ф. Стравинского. Важную роль в формирования иск-ва П. Сыграли новые течения в области т-ра, поэзии, живописи. Его привлекали стихи А. А. Ахматовой и К. Д. Бальмонта, живопись рус. Последователей П. Сезанна и А. Матисса, театр. Идеи В. Э. Мейерхольда. В 1914 С. П. Дягилев, один из влиятельных покровителей и консультантов П. В последующие полтора десятилетия, заказал ему балет. В летние месяцы 1913 и 1914 П. Выезжал за границу для знакомства с заруб. Иск-вом. В годы 1-й мировой войны 1914-18 П. Много концертировал. В Петрограде, Москве и др. Городах России.

Острое, брызжущее молодостью и озорством иск-во композитора пугало академистов и эстетов, но встретило горячую поддержку наиболее проницательных современников, среди к-рых были М. Горький, В. В. Маяковский, критики В. Г. Каратыгин, Б. В.Асафьев. Концертные фирмы А. И. Зилоти и С. А. Кусевицкого организовали авторские вечера П., вызвавшие сенсацию.Дореволюц. Период творчества П. Отмечен интенсивностью поисков и напряжённостью стилистич. Эволюции. Его мужественное иск-во резко противостояло произв. Господствовавших в музыке многочисл. Эпигонов Скрябина и Дебюсси. П. Шёл от наивности ранних фп. Сказок и гавотов к стихийному конструктивизму токкаты (ор. 11), от неоклассического "моцартианства" симфониетты (ор. 5) к дерзким варваризмам "Скифской сюиты" (ор.

20) и кантаты "Семеро их" (ор. 30), от известной традиционности ранних романсов (ор. 9) к проницательным интонационным опытам вок. Сказки "Гадкий утёнок" (ор. 18) и романсов на стихи Ахматовой (ор. 27). В лучших соч. Этого времени обнаруживались возросшая энергия ритмов, смелое расширение рамок тональности за счёт полиладовых и плакатно-красочных созвучий, новая трактовка фп. Испытывая заметные воздействия группы деятелей иск-ва, объединившихся вокруг Дягилева, П., однако, сохранил свою особую эстетич. Позицию, продолжавшую традиции М. П. Мусоргского и др. Рус. Классиков. Первое из соч., заказанное Дягилевым, - балет "Ала и Лоллий" (по мотивам др.-слав. Мифологии, либр. С. М. Городецкого) - было отвергнуто заказчиком. Музыка несостоявшегося балета целиком вошла в оркестровую "Скифскую сюиту".

Премьера её (1916) вызвала острую борьбу мнений, разноречивые оценки. Второй заказ (1915) - балет "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (по мотивам сказок Пермской губ.) - послужил стимулом для экспериментов П. В области обновления рус. Мелоса. Вопреки эстетич. Доктрине, утверждавшей приоритет балета над "отмирающим" оперным жанром, П. С увлечением работал и в области оперы. Вслед за романтически экспрессивной "Маддаленой" (1911, 2-я ред. 1913) он сочинил лирико-психологич. Оперу "Игрок" (1915-16, по Ф. М. Достоевскому), заключающую в себе черты обличения нравов бурж. Общества. В опере сочетаются тонкий лиризм и сатирич. Заострённость, меткость декламации и захватывающие симф. Нагнетания. Наибольшее признание в эти годы получают первые два концерта П.

Для фп. С оркестром. Не меньшее значение в формировании стиля П. Принадлежало ранним фп. Сонатам - особенно 2-й (1912), 3-й и 4-й (обе " 1917), а также циклу фп. Миниатюр "Мимолётности". Плодотворным был для П. 1917-й год. Наряду с двумя сонатами он закончил 1-й концерт для скрипки с оркестром, "Классическую симфонию", написал эскизы 3-го концерта для фп. С оркестром.Весной 1918 П. Выехал в конц. Поездку в США. Выступая в Нью-Йорке, композитор столкнулся с консерватизмом амер. Критики, не оценившей новаторской сущности его иск-ва и осудившей его как "большевика и скифа". В 1919 П. Написал для Чикагского т-ра эксцентрич. Оперу-сказку "Любовь к трём апельсинам" (по К. Гоцци), идея к-рой родилась ещё в России (пост. 1921, Чикаго, затем в СССР и Германии).

Не встретив активной поддержки в США, П. В 1920 уехал в Париж, где вскоре добился признания благодаря содействию Дягилева и КусевицкогоС. С. Прокофьев. Хор "Вставайте, люди русские" из кантаты "Александр Невский". Страница партитуры. Автограф.(пост. Балета "Сказка о шуте..." труппой Дягилева в Париже и Лондоне - 1921, исп. "Скифской сюиты" и кантаты "Семеро их" - 1921 и 1924). Заслуженного успеха удостоился его 3-й концерт для фп. С оркестром (1921), в к-ром рус. Муз. Стиль смело обновлён и динамизирован. Во время пребывания в Германии (1922-23) композитор продолжил работу над драм.-экспрессивной оперой "Огненный ангел" (по повести В. Я. Брюсова), воскрешающей трагические сцены "процессов ведьм" в 16 в. Создание этой масштабной оперы потребовало многих лет напряжённой работы (1919-27).

С 1923 П. Жил в Париже, где сблизился с прогрессивными музыкантами Франции (А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк). Здесь он продолжал напряжённую творч. И исполнительскую деятельность. В нач. 20-х гг. П. Обратился к поискам более усложнённого хроматизированного стиля. Среди крупных произв. Этих лет - эпическая 2-частная 2-я симфония (1924), сочетающая урбанистич. Жёсткость конструкции (1-я часть) с красотой рус. Распева и блестящей изобретательностью вариационного развития (2-я часть). Напряжённый драматизм и масштабность развития отличают и 3-ю симфонию (1928), осн. На тематизме оперы "Огненный ангел". В сотрудничестве с Дягилевым и по его заказу П. Создал 2 одноактных балета. Балет "Стальной скок" (пост. 1927, либр. Г. Б. Якулова) вызвал широкий интерес в Париже и Лондоне благодаря новизне конструктивистской пост.

(балетм. Л. Ф. Мясин) и попытке воплощения образов революц. России. В балете "Блудный сын" (балетм. Дж. Баланчин, 1929) отразилось новое для композитора стремление к утончённому лиризму и прозрачно-хрупкой оркестровке. Эмоц. Смягчённость и прояснение стиля обнаружились и в сонате для 2 скрипок (1932), балете "На Днепре" (пост. 1932).В 20-е и нач. 30-х гг. П. С успехом гастролировал как пианист в крупнейших центрах Зап. Европы и Америки, захватывая мужественным динамизмом, виртуозным размахом, мощью. В 1927 с триумфом выступал в СССР, где укрепились его связи с Н. Я. Мясковским. Б. В. Асафьевым, В. Д. Мейерхольдом. Поездки по США (1925, 1930, 1933) сопровождались новыми заказами (4-я симфония на материале музыки балета "Блудный сын" - к 50-летию Бостонского симфонического оркестра, 1-й квартет - по заказу Б-ки Конгресса в Вашингтоне).

Однако отрыв от России стал отрицательно сказываться на творч. Развитии П. (абстрактность и эмоциональная блёклость нек-рых фп. Пьес - "Вещи в себе" и др.). Вместе с тем 4-й концерт для фп. С оркестром (для левой руки), предназначенный для австр. Пианиста П. Витгенштейна (1931), и 5-й концерт для фп. С оркестром (1932) вновь продемонстрировали тяготение композитора к мощной, "атлетической" виртуозности. Ни успех у публики, ни общение с выдающимися деятелями зап.-европ. Культуры не могли заменить П. Всё более недостававших ему контактов с Родиной. Поездки в СССР (1927, 1929, 1932) привели его к решению покончить с заруб. Обязательствами и окончательно переехать в Москву.Начиная с 1933 композитор становится в строй ведущих деятелей сов.

Культуры, не прекращая (до 1938) конц. Поездок за границу. Он сотрудничает с сов. Режиссёрами С. М. Эйзенштейном, А. Я. Таировым, С. Э. Радловым, мастерами балета Л. М. Лавровским, Г. С. Улановой, музыкантами-исполнителями Г. Г. Нейгаузом, С. Т. Рихтером, Э. Г. Гилельсом, Д. Ф. Ойстрахом.Сов. Период творчества П. Отмечен плодотворными исканиями. П. Воплощает в своих произв. Новые идеи и тематику (темы Родины, её истории и др.). Чётче определяются реалистич. И нац.-эпические черты его музыки, богаче становится лирическая линия соч. Композитора, органичнее - синтез традиционных тональных и мелодич. Средств со стилистич. Достижениями музыки 20 в. В годы, предшествующие Великой Отечеств. Войне 1941-45, П. Создаёт ряд новых шедевров. 2-й концерт для скрипки с оркестром (1935), балет "Ромео и Джульетта" (1935-36), музыку к фильму "Александр Невский" (1938).

Сотрудничество с деятелями т-ра и кино рождает программные соч., отмеченные рельефностью и остротой характеристик, - сюита "Поручик Киже" (1934, на материале одноим. Фильма), сюита "Египетские ночи" (1934) из музыки к одноим. Спектаклю Камерного т-ра, симф. Сказка для детей "Петя и волк" (1936), кантата "Александр Невский" (1938-39). В 1939 П. Создаёт оперу "Семён Котко" в характере нар. Бытовой драмы о событиях Гражд. Войны на Украине (по повести "Я сын трудового народа" В. П. Катаева), в 1940 - комич. Оперу "Обручение в монастыре" ("Дуэнья", по Р. Шеридану). Композитор пробует силы и в жанрах массовой сов. Песни и кантаты, среди них - монументальная Кантата к 20-летию Октябрьской революции (1936-37), в к-рой используются тексты из работ К.

Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, лирико-эпич. Кантата "Здравица" (1939) на тексты совр. Нар. Песен. В кантате "Александр Невский", опере "Семён Котко", 6-й фп. Сонате зазвучали мотивы предчувствий грозной воен. Бури, свидетельствуя о возросшей социальной чуткости автора. Одной из блистательных кульминаций иск-ва П. Была пост. "Ромео и Джульетты" в Ленингр. Т-ре оперы и балета (1940). В музыке балета с её щедрой пленительной мелодикой и шекспировской мощью контрастов П. Подвёл итог своих многолетних исканий муз. Реалистич. Стиля.Великая Отечеств. Война 1941-45 обострила нац. Чувство П. Раздумья о судьбах России в тяжкую годину Отечеств. Войны приводят композитора к монументальному замыслу патриотич. Оперы-эпопеи "Война и мир" по роману Л.

Н. Толстого (1-я ред. 1941-43), в к-рой скрещиваются две важнейшие линии творчества П. - лирико-психологическая и эпическая. Прямое воплощение тема войны нашла в симф. Сюите "1941 год", в кантате "Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным" (1942-1943), в ряде песен и маршей. Усилившееся тяготение П. К нац.-эпической образности проявилось в богатырски величавой 5-й симфонии (1944) и в музыке к фильму "Иван Грозный". Яркими документами тревожного времени стали сонаты для фп. - 6-я (1939-40), 7-я (1939-42) и 8-я (1939-44), в к-рых наряду с драм. Конфликтностью образов нашли преломление мотивы рус. Эпоса. Композитор проявляет интерес к муз. Фольклору народов СССР (2-й струн. Квартет на кабардинские темы, 1941. Эскизы комич. Оперы "Хан Бузай" по мотивам казах.

Сказок). Своеобразной разрядкой после трагически обострённых эмоций первых воен. Лет были прозрачно светлые настроения, воплотившиеся в "неоклассической" сонате для флейты и фп. (1943) и в балете-сказке "Золушка" (1940-44). Тяжёлое заболевание П. С нач. 1945 ограничило возможности его творч. Работы.В послевоенные годы композитор создал рус. Фантастич. Балет "Сказ о каменном цветке" (1948-50) по мотивам уральских сказов П. П. Бажова и оперу "Повесть о настоящем человеке" (1947-48) на сюжет одноим. Повести Б. Н. Полевого. Душевно чистые образы детства нашли выражение в симф. Сюите "Зимний костёр" и оратории нa стихи С.-Я.-Маршака "На страже мира" (с использованием хора мальчиков и детского голоса соло). В эти же годы П. Осуществляет новые редакции нек-рых своих ранних произв., в т.ч.

4-й симфонии, 5-й сонаты для фп. В ряде последних соч. Появились новые для П. Черты - созерцательность, светлое умиротворение (9-я соната для фп., 1947. Соната для виолончели и фп., 1949). Особенно яркое выражение они получили в жанрово-лирич. 7-й симфонии (1951-52), ставшей "лебединой песнью" композитора. Вместе с тем такие произв., как 6-я симфония (1945-47), - эпическое напоминание о трагедиях минувшей войны, концерт-симфония для виолончели с оркестром, сказочно-эпическая 1-я соната для скрипки и фп. (1938-46), посв. Д. Ф. Ойстраху, отличаются масштабностью мышления, новизной колористич. И конструктивных решений.Наряду с Б. Бартоком, П. Хиндемитом, К. Орфом, А. Онеггером, И. Ф. Стравинским и Д. Д. Шостаковичем П. Решительно обновил образный и стилистич.

Строй муз. Иск-ва, не порывая с классич. Традициями. Громадное наследие композитора охватывает почтя все муз. Жанры - от детских песен до симфоний и кантат. Особенно значительны его достижения в жанрах оперы и балета. Здесь П. Неизменно выступал как смелый реформатор, динамизируя и обновляя муз. Драматургию. В его операх значит. Место занимают основанные на сквозном действии сцены, в к-рых сложное симф. Развитие сочетается со стремительным диалогом, броским речитативом, гибко претворяющим речевые интонации.В сов. Период в оперном творчестве П. Возрастает роль вок. Кантилены и завершённых муз. Форм. Сходная эволюция заметна и в балетах. "скифские" и эксцентрич. Мотивы ранних одноактных балетов позднее сменяются углублённостью психологич.

Содержания, выраженного в масштабных формах большого симфонизированного балета. Чрезвычайно плодотворной была работа П. В области фп. И симф. Музыки. Его 5 концертов для фп. С оркестром, 9 фп. Сонат, множество миниатюр для фп. Открывают новую страницу в эволюции клавирного стиля.Композитору присущи тяготение к сухим токкатным звучаниям, к простоте и "обнажённости" фактуры, к чётким, "ударным" звучностям, отказ от фигурационной пышности, свободные переходы от виртуозных нагнетаний к плавной кантилене. Прочно вошли в мировой репертуар 7 симфоний П., образность к-рых во многом обусловлена содержанием и стилем его же театр. Музыки. На граня симф. И театр. Жанров сложился стиль кантатно-ораториальных опусов П. Ораторски-речевые или распевные приёмы использования хора свободно взаимодействуют в них с ярко характеристической партией оркестра.

Новое в кантатах П. Связано с воздействием динамич. Образности кино либо со смелыми опытами муз. Воплощения документальной прозы (Кантата к 20-летию Октября).В стилистике П., поначалу казавшейся дерзко-нигилистической, преобладает созидательное, творчески-конструктивное начало. В противовес дробности, измельчённости мелоса в модернистском иск-ве он упорно культивирует развёрнутые мелодия, линии, обогащенные свежестью модуляционных сдвигов. Вопреки тяготению к разрушению тональности - неизменно утверждает чёткость ладово-функциональных устоев, одноврем. Расширяя и усложняя тональную систему.Гармония П. Основывается на расширенной 12-ступенной звуковой системе. Она отличается многозвучными полиладовыми комплексами и резкими контрастами между "зоной неустоев" и тональными опорами.

Примечателен интерес П. К масштабным, строго классичным конструкциям, к ритмически импульсивной технике остинато, к сочному орк. Стилю, основанному на чистых тембрах - то острохарактерных, то мягких и прозрачных.Творчество П. Преемственно связано д. Классич. Рус. Музыкой 19 в. Величавый эпос М. И. Глинки и А. П. Бородина, красочность нар.-фантастич. Образов Н. А. Римского-Корсакова, реалистич. Характерность и драматизм М. П. Мусоргского нашли в его иск-ве достойное продолжение. Одноврем. С этим мн. Черты муз. Стиля П. Отразили новое звуко-ощущение человека 20 в. Образная контрастность - от жёсткости до нежнейшего лиризма, ритмич. Упругость, лапидарность гармонич. И тембровых эффектов, свобода политональных и полимодальных приёмов. Вместе с И. Ф. Стравинским и Б.

Бартоком. П. Прокладывал пути совр. Интерпретации фольклора.С. С. Прокофьев. 1-я страница партитуры 10-й картины оперы "Война и мир". Автограф.Мощный динамизм музыки П. Во многом обусловлен бурными социальными потрясениями эпохи. Современники угадывали в его лучших соч. Живые отражения событий обеих мировых войн и революц. Катаклизмов нач. 20 в. Образы обострённого гротеска, обличительного сарказма, свойственные музыке молодого П., были своеобразным отголоском настроений русской интеллигенции в канун Октябрьской революции 1917. По мере возмужания таланта П. В его иск-ве всё большее значение приобретает тема утверждения новых духовных сил народа, вступившего на путь коренных социально-историч. Преобразований. П. Всё явственнее раскрывался как художник социалистич.

Эпохи. От интуитивного постижения стихии революц. Обновления к сознательному воспеванию героики революции, пафоса нар.-освободит. Войны, радости созидания. Музыка П. Получила огромную популярность в СССР и за рубежом.Статистика неоднократно подтверждала, что П. Является одним из самых репертуарных авторов 20 в. Его оперы и балеты постоянно идут во многих сов. И заруб. Муз. Театрах. По всему миру звучат симф. И фп. Пьесы П. Сов. Кинематографисты экранизировали балеты "Ромео и Джульетта" и "Золушка", оперы "Игрок" и "Любовь к трём апельсинам". Чл. Академии "Санта-Чечилия" в Риме (1934), Швед. Корол. Муз. Академии (1947), почётный чл. "Умелецкой беседы" в Праге (1946). Гос. Пр. СССР (1943, три - в 1946. 1947, 1951), Ленинская пр. СССР (1957, посмертно, за 7-ю симфонию).

Имя П. Присвоено Гос. Струн. Квартету и муз. Школе в Москве.Основные даты жизни и деятельности1891.-11(23) IV в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губ. (ныне с. Красное Красноармейского района Донецкой обл.) в семье агронома С. А. Прокофьева родился сын Сергей.1896. - Начало занятий музыкой под рук. Матери. Первое соч. - "Индийский галоп" (для фп., записан матерью). 1898. - Гувернантка Луиза Роблен записала ряд фп. Пьес юного П.1900. - Поездка с родителями в Москву. - Посещение Большого т-ра. - Сочинение оперы "Великан" на собств. Либр.1901. - Сочинение оперы "На пустынных островах". - Поездка к родственникам в Калужскую губ. Любительская пост. "Великана" в усадьбе Раевских. - Занятия общеобразовательными предметами под рук. Отца.1902.

- Поездка с родителями в Петербург и Москву. - Посещение Мариинского т-ра. - Занятия теорией музыки с С. И. Танеевым и Ю. Н. Померанцевым. - Летом в Сонцовке занятия с Р. М. Глиэром.1903. - Летом второй приезд Р. М. Глиэра в Сонцовку. - Создание оперы "Пир во время чумы" по А. С. Пушкину и серии фп. Миниатюр.1904.-II. Поездка с матерью в Петербург для поступления в консерваторию. - Консультации у А. К. Глазунова. - Уроки у М. М. Чернова. - Работа над оперой "Ундина" (либр. М. Г. Кильштет). - IX. Экзамен и зачисление в консерваторию в класс композиции А. К. Лядова.1905. - Участие в коллективном письме студентов в защиту Н. А. Римского-Корсакова, уволенного из консерватории.1906. - Начало дружбы с Н. Я. Мясковским. Совместное музицирование. - Посещение авторских вечеров М.

Регера. Встреча с А. Н. Скрябиным. - Уроки инструментовки у Н. А. Римского-Корсакова.1907. - Посещение "Кружка начинающих композиторов". - Завершение работы над "Ундиной".1908. - Участие в кружке "Вечера современной музыки", сближение с В. Г. Каратыгиным, А. П. Нуроком, В. Ф. Нуве-лем. - Начало занятий дирижированием с Н. Н. Черепниным. - 18 XII. Дебют П. В 45-м собрании "Вечеров современной музыки" (исп. Фп. Пьес "Наваждение", "Отчаяние", "Сказка" и др.).1909. - Исп. Симфонии e-moll Придв. Оркестром (дир. Г. Варлих). - Окончание консерватории по классу сочинения. - Поступление в класс А. Н. Есиповой (фп.).1910. - Оркестровые соч. П. - эскиз "Осеннее" и симф. Картина "Сны" исп. На ученическом вечере в консерватории. - Опыты в жанре романса и хор. Музыки (ор. 7 и 9). - Выступления на "Вечерах современной музыки".

- Знакомство с И. Ф. Стравинским.1911. - Сближение с моск. Кружком В. В. Держановского - редактора журн. "Музыка". - Исп. "Снов" и "Осеннего" на летних симф. Концертах (дир. К. С. Сараджев, Москва, Сокольнический круг).1912.-25 VII. 1-й концерт для фп. С оркестром исполнен автором в моск. Нар. Доме (дир. К. С. Сараджев). - Печатные выступления Н. Я. Мясковского в защиту музыки П. На страницах журн. "Музыка".1913.-23 VIII. Первое исп. Автором 2-го концерта для фп. С оркестром. - Поездка с матерью за границу (Франция, Великобритания, Швейцария). - Встреча с К. Дебюсси в редакции петерб. Журн. "Аполлон".1914. - Окончание консерватории по классу фп. - Поездка в Лондон, посещение "Русских сезонов" С. П. Дягилева. Создание по его заказу балета "Ала и Лоллий".1915. - Поездка в Италию, - Авторские выступления в Риме.

- Знакомство с итал. Футуристами.1916.-16 I. Премьера "Скифской сюиты", созданной на материале балета "Ала и Лоллий". - Включение в репертуар Мариинского т-ра оперы "Игрок". - Авторские выступления в Петрограде, Москве, Киеве, Саратове. - Начало сотрудничества с изд-вом С. А. Кусевицкого.1917. - Контакты с В. Э. Мейерхольдом (постановщиком "Игрока"). - Знакомство с М. Горьким. - Восторженная реакция на события Февральской революции. - Участие в "Союзе деятелей искусств" вместе с А. А. Блоком, В. В. Маяковским, В. Э. Мейерхольдом. - Замысел оперы "Любовь к трём апельсинам" (по совету Мейерхольда).1918. - Возвращение в Петроград. - Дружеские встречи с В. В. Маяковским (Москва, "Кафе поэтов"). - IV. "Прокофьевская" неделя в Петрограде. Исп. Классической симфонии, "Мимолётностей", 3-й и 4-й фп.

Сонат. - Встреча с наркомом просвещения А. В. Луначарским. - Отъезд за границу по командировке Наркомпроса. - Путешествие через Сибирь и Дальний Восток. - Авторские концерты в Токио и Йокохаме (июнь), Нью-Йорке и Чикаго (окт.-дек.).1919. - Завершение оперы "Любовь к трём апельсинам" по сказке К. Гоцци для Чикагского оперного т-ра. - Конц. Поездки по Америке.1920. - Затруднения с постановкой оперы "Любовь к трём апельсинам" в Чикаго. - Поездка в Париж. - Конц. Выступления в Калифорнии и Мексике.1921. - Исп. "Скифской сюиты" и балета "Сказка о шуте..." в Париже. Большой успех. - 16 XII. Первое исп. 3-го концерта для фп. С оркестром в Чикаго. - 30 XII. Премьера оперы "Любовь к трём апельсинам" (там же).1922. - Переезд в Германию (местечко Этталь в Баварии).

- Подготовка к печати серии рукописей (для изд-ва "Edition Musicale Russe"), - Встречи в Берлине с В. В. Маяковским. - Переписка с сов. Друзьями (Н. Я. Мясковским, Б. В. Асафьевым, В. В. Держановским). - Женитьба на певице Л. Льюбера.1923. - Переезд в Париж. - 18 X. Первое исп. 1-го концерта для скрипки с оркестром, его неприятие в модернистских кругах Франции.1924.-9 III. Исп. 5-й сонаты для фп. В Париже. Неприятие произв. Публикой. - Исп. 2-го фп. Концерта (2-я ред., 8 V) и кантаты "Семеро их" (29 V).1925.-6 VI. Первое исп. 2-й симфонии в концерте С. А. Кусевицкого. - пост. Оперы "Любовь к трём апельсинам" в Кёльне. - Переговоры о конц. Поездках в СССР. - Успешные гастрольные турне по Зап. Европе и США.1926. - пост. Оперы "Любовь к трём апельсинам" в Ленинграде (18 II) и Берлине (9 X).

- Встреча с М. Горьким во время гастролей в Италии. - Переговоры с В. З. Мейерхольдом о переработке оперы "Игрок".1927.-I-III. Пребывание в СССР. - Триумфальный успех авторских концертов П. В Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе. - 14 IV. Конц. Исп. В Париже фрагментов из оперы "Огненный ангел" под упр. Кусевицкого. - 7 VI. Премьера балета "Стальной скок" в Париже.1929. - Первые исп. В Париже 3-й симфонии (17 V, дир. П. Монтё) и балета "Блудный сын" (21 V, хореография Дж. Баланчина). - XI. Вторая поездка в Москву. Дружеские контакты с В. Э. Мейерхольдом и В. В. Маяковским.1930. - Трёхмесячное гастрольное турне по США. - Исп. 4-й симфонии в Бостоне (14 XI) и Париже (18 XII).1931. - Активная конц. Деятельность (Франция, Великобритания, Бельгия, Германия, Чехословакия).1932.-31 X.

Первое исп. Автором 5-го концерта для фп. С оркестром в Берлине (дир. В. Фуртвенглер). - Приглашение в Москву для занятий по композиции с аспирантами консерватории. - Первое исп. В Париже балета "На Днепре" (т-р "Гранд-Опера", хореограф С. Лифарь) и сонаты для 2 скрипок. - XI. Третья поездка в СССР. Решение П. Возвратиться на Родину ("я с величайшей радостью возвращаюсь восвояси на советскую землю").1933 - Летом отдых на юге Франции в доме видного коммунистич. Деятеля Ж. Садуля. - Осень. Начало работы в качестве педагога-консультанта в Моск. Консерватории (до 1937).1934. - Конц. Выступления на Украине и в Закавказье. - Отдых на берегу Средиземного моря. - Сотрудничество с моск. Камерным т-ром (музыка к спектаклю "Египетские ночи", пост.

А. Я. Таирова).1935.-IV. Премьера "Египетских ночей" в Камерном т-ре с музыкой П. - XII. Конц. Поездка с франц. Скрипачом Р. Соэтаном в Испанию и Сев. Африку.1936.-2 V. Первое исп. Симф. Сказки для детей "Петя и волк". - Первые исп. "Русской увертюры" и симф. Сюит из "Ромео и Джульетты". - Гастрольная поездка по Зап. Европе и США.1937. - Замысел кантаты о покорителях Сев. Полюса.1938. - Последнее конц. Турне за границей. - Изучение техники звукового кино в студиях Голливуда. - XI. Исп. Концерта для виолончели с оркестром на Декаде сов. Музыки в Москве. - 1 XII. Выпуск на экраны фильма режиссёра С. М. Эйзенштейна "Александр Невский" с музыкой П. - 30 XII. Премьера балета "Ромео и Джульетта" в г. Брно (Чехословакия).1939. - Работа в содружестве с В. Э. Мейерхольдом над оперой "Семён Котко".

- Создание дополнит. Номеров к балету "Ромео и Джульетта" для Ленингр. Т-ра оперы и балета. - 17 V. Первое исп. Кантаты "Александр Невский". - 21 XII. Первое исп. Кантаты "Здравица".1940.-11 I. Первая пост. Балета "Ромео и Джульетта" в Ленингр. Т-ре оперы и балета (балетм. Л. М. Лавровский). - 20 IX. Премьера оперы "Семён Котко" в Моск. Оперном т-ре им. К. С. Станиславского.1941.-V-VI. Закрытые показы комич. Оперы "Дуэнья" ("Обручение в монастыре") в Моск. Оперном т-ре им. К. С. Станиславского. - Главы автобиографии П. Опубликованы в журн. "Советская музыка". - Женитьба на поэтессе М. А. Мендельсон. - Первые отклики на события Великой Отечеств. Войны 1941-45. Симф. Сюита "1941 год", песни и марши. - Эвакуация в Нальчик. - XI. Переезд в Тбилиси.1942. - Переезд в Алма-Ату по приглашению С.

М. Эйзенштейна для работы над фильмом "Иван Грозный". - IX. Первое исп. 2-го квартета в Москве. - Успешные исп. Кантаты "Александр Невский" в Великобритании и США. - Поездка в Москву с остановкой в Семипалатинске (для работы над мушкой к фильму "Партизаны в степях Украины").1943.-18 I. С. Т. Рихтер впервые исп. 7-ю сонату для фп. - II. Замысел казах, комич. Оперы "Хан Бузай". - VI. Переезд в Пермь. - X. Возвращение в Москву.1944.-21 II. Первое исп. Кантаты "Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным". - 16 X. Первый показ оперы "Война и мир" (под фп., Ансамбль сов. Оперы ВТО, Москва). - 30 XII. Исп. Э. Г. Гилельсом 8-й сонаты для фп.1945.-13 I. Первое исп. 5-й симфонии (последнее дирижёрское выступление П.). - Тяжёлое заболевание (гипертония). - После длительного лечения работа в Доме творчества в Иваново.

- 7 VI. Конц. Исп. Оперы "Война и мир" в Большом зале консерватории (дир. С. А. Самосуд). - 21 XI. Премьера балета "Золушка" в Большом т-ре (балетм. Р. В. Захаров).1946.-12 VI. Сценическая премьера оперы "Война и мир" в Ленингр. Малом оперном т-ре (первые 8 картин). - 23 X. Первое исп. Сонаты для скрипки и фп. (ор. 80) Д. Ф. Ойстрахом и Л. Н. Обориным. - 3 XI. Пост. Оперы "Дуэнья" ("Обручение в монастыре") в Ленингр. Т-ре оперы и балета. - 22 XII. Балет "Ромео и Джульетта" впервые пост. В Большом т-ре.1947. - Временное улучшение состояния здоровья в результате почти безвыездного пребывания на загородной даче в пос. Николина Гора. - Взлёт творч. Активности. Завершение 6-й симфонии (первое исп. 11 X, зал Ленингр. Филармонии, дир. Е. А. Мравинский), новой редакции 4-й симфонии, а также 9-й фп.

Сонаты.1948. - Сближение с дирижёром С. А. Самосудом. - 3 X. Неудачный показ оперы "Повесть о настоящем человеке" в Ленингр. Т-ре оперы и балета (закрытый просмотр).1949. - Тяжёлый рецидив болезни. - Сотрудничество с С. Я. Маршаком (начало работы над симф. Сюитой "Зимний костёр" и ораторией "На страже мира").1950.-1 III. Первое исп. Сонаты для виолончели и фп. - 19 XII. Первые исп. Сюиты "Зимний костёр" и оратории "На страже мира".1951.-21 IV. Чествование П. В Союзе композиторов по случаю 60-летия со дня рождения.1952.-18 II. Первое исп. Симфонии-концерта для виолончели с оркестром. - Присуждение П. Персональной пенсии. - Решение об издании избранных сочинений композитора. - Окончание 7-й симфонии (по заказу Всесоюзного радио). - 11 X. Первое исп.

7-й симфонии. - Замысел концерта для двух фп. И струн. Оркестра.1953. - Работа с коллективами Большого т-ра и Моск. Муз. Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко по подготовке спектаклей балета "Каменный цветок" и оперы "Война и мир". - П. Сочинил эскизы Концертино для виолончели с оркестром и сонаты для виолончели соло. - 5 III. Смерть на моск. Квартире от кровоизлияния в мозг. - Похоронен на Новодевичьем кладбище.Сочинения. Оперы - Маддалена (сюжет и либр. М. Ливен, ор. 13, 1911. 2-я ред. 1913, не исп.), Игрок (по. Ф. М. Достоевскому, либр. П., ор. 24, 1915-16. 2-я ред. 1927. Пост. 1929, Корол. Т-р, Брюссель), Любовь к трём апельсинам (по К. Гоцци, либр. П., ор. 33, 1919, пост. 1921, Чикаго. 1926, Ленингр. Т-р оперы и балета). Огненный ангел (по В. Я. Брюсову, либр.

П., ор. 37, 1919-27. Конц. Исп. 1954, "Т-р Елисейских полей", Париж. Пост. 1955, т-р "Фениче", Венеция), Семён Котко (либр. B. П. Катаева и П., ор. 81, 1939. Пост. 1940, Оперный т-р им. К. С. Станиславского, Москва), Обручение в монастыре (Дуэнья, по Р. Шеридану, либр. П., ор. 86, 1940. Пост. 1946, Ленингр. Т-р оперы и балета), Война и мир (по Л. Н. Толстому, либр. П. И М. А. Мендельсон-Прокофьевой, ор. 91, 1941-43. 2-я ред. 1946-52. Пост. 1946, Ленингр. Малый оперный т-р), Повесть о настоящем человеке (по Б. Н. Полевому, либр. П. И М. А. Мендельсон-Прокофьевой, ор. 117, 1947-48. Пост. 1948, Ленингр. Т-р оперы и балета, закрытый просмотр. 1960, Большой т-р). Балеты - Сказка про шута, семерых шутов перешутившего (по рус. Нар. Сказкам Пермской губ., из сб. А. Н. Афанасьева, либр. П., ор. 21, 1915.

2-я ред. 1920. Пост. 1921, "Театр лирик", труппа С. П. Дягилева, Париж), Стальной скок (либр. Г. Б. Якулова и П., ор. 41, 1925. Пост. 1927, труппа Дягилева, т-р Сары Бернар, Париж), Блудный сын (либр. Б. Кохно, ор. 46, 1928. Пост. 1929, труппа Дягилева, там же), на Днепре (либр. C. Лифаря и П., ор. 51, 1930. Пост. 1932, т-р "Гранд-Опера", Париж), Ромео и Джульетта (по У. Шекспиру, либр. С. Э. Радлова, А. И. Пиотровского, Л. М. Лавровского и П., ор. 64, 1935-36. Пост. 1938, т-р "На градбах", Брно. 1940, Ленингр. Т-р оперы и балета), Золушка (либр. Н. Д. Волкова, ор. 87, 1940-44. Пост. 1945, Большой т-р. Гос. Пр. СССР, 1946), Сказ о каменном цветке (по П. П. Бажову, либр. М. А. Мендельсон-Прокофьевой и Л. М. Лавровского, ор. 118, 1948-50. Пост. 1954, Большой т-р). Для солистов хора и орк. - оратория - На страже мира (сл.

С. Я. Маршака, ор. 124, 1950. Гос. Пр. СССР, 1951). Кантаты Семеро их (сл. К. Д. Бальмонта, ор. 30, 1917-18), К 20-летию Октября (текст-монтаж П. Из соч. К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, ор. 74, 1936- 1937), Александр Невский (сл. П. И В. А. Луговского, ор. 78, 1938-39), Здравица (текст из рус., укр., белорус., кумыкского, курдского, мар. И морд. Фольклора, ор. 85, 1939), Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным (сл. П. Г. Антокольского, ор. 93, 1942-43), Расцветай, могучий край (сл. Е. А. Долматовского, ор. 114, 1947). Вок.-симф. Сюиты Песни наших дней (сл. А. Пришельца, В. И. Лебедева-Кумача, С. Я. Маршака, народные, ор. 76, 1937), Зимний костёр (ел, С. Я. Маршака, ор. 122, 1949. Гос. Пр. СССР, 1951). Для орк. - 7 симфоний (Классическая, D-dur, op. 25, 1916-17. 'd-moll, op. 40, 1924. C-moll, op.

44, 1928. C-dur, op. 47, 1930, 2-я ред., op. 112, 1947. B-dur, op. 100, 1944, Гос. Пр. СССР, 1946. Es-moll, op. 111, 1945-47. Cis-moll, op. 131, 1951-52, Ленинская пр., 1957), симфониетта (A-dur, op. 5, 1909. 2-я ред., 1914. 3-я ред., op. 18, 1929), сюиты Ала и Лоллий (Скифская сюита, ор. 20, 1914-15), Шут (из балета, ор. 21 bis, 1922), Любовь к трём апельсинам (из оперы, ор. 33 bis, 1934), Стальной скок (из балета, ор. 41 bis, 1926), Блудный сын (из балета, ор. 46 bis, 1929), Четыре портрета и Развязка из оперы "Игрок" (ор. 49, 1931), На Днепре (из балета, ор. 51 bis, 1933), Поручик Киже (из музыки к фильму, ор. 60, 1934), Египетские ночи (из музыки к спектаклю, ор. 61, 1934), Ромео и Джульетта (1-я сюита из балета, ор. 64 bis, 1936, 2-я сюита из балета, ор.

64 bis, 1936, 3-я сюита из балета, ор. 101, 1946), Летний день (детская сюита, ор. 65 bis, 1941), Семён Котко (из оперы, ор. 81 bis, 1941), 1941 год (ор. 90, 1941), Золушка (1-я сюита лз балета, ор. 107, 1946. 2-я сюита из балета, ор. 108, 1946. 3-я сюита из балета, ор. 109, 1946), Вальсы (симф. Сюита в 6 частях, ор. 110, 1946), Летняя ночь (из оперы "Обручение в монастыре", ор. 123, 1950), Свадебная сюита (из балета "Сказ о каменном цветке", ор. 126, 1951). Поэмы - Тридцать лет (ор. 113, 1947), Встреча Волги с Доном (ор. 130, 1951). Увертюра (два варианта. Для 17 исполнителей и для большого орк., ор. 42, 1926. Ор. 42 bis, 1928), увертюра на евр. Темы (ор. 34 bis, 1934), Русская увертюра (два варианта. Для четверного и тройного состава орк., ор.

72, 1936). Симф. Картина Сны (ор. 6, 1910), Дивертисмент (ор. 43, 1925-29. Конц. Перелож. Для фп., ор. 43 bis, 1938), Симфоническая песнь (ор. 57, 1933), симф. Эскиз Осеннее (ор. 8, 1910), сказка Петя и волк (сл. П., ор. 67, 1936), симф. Марш (B-dur, op. 88, 1941), Ода на окончание войны (ор. 105, 1945), Два пушкинских вальса (ор. 120, 1949), Цыганская фантазия (из балета "Сказ о каменном цветке", ор. 127, 1951), Уральская рапсодия (из балета "Сказ о каменном цветке", ор. 128, 1951). Концерты с орк. - 5 для фп. (Des-dur, op. 10, 1911-12. G-moll, op. 16, 1913, 2-я ред. 1923. C-dur, op. 26, 1917-21. B-dur, op. 53, 1931, для левой руки. G-dur, op. 55, 1932). 2 для скр. (D-dur, op. 19, 1916-1917. G-moll, op. 63, 1935), для влч. (e-moll, op. 58, 1933-38), симфония-концерт для влч.

(e-moll, op. 125, 1950-52), Концертино для влч. (g-moll., op. 132, завершено др. Автором), для 2 фп. И струн. Орк. (ор. 133, 1952, не закончено). Для дух. Оркестра - 4 марша (ор. 69, 1935-37), марш (ор. 99, 1943-44). Камерно-инстр. Ансамбли - соната для 2 скр. (ор. 56, 1932). Для скр. И фп. - 2 сонаты (ор. 80, 1938-46, Гос. Пр. СССР, 1947. Ор. 94 bis, 1943-44, транскрипция сонаты для флейты и фп.), 5 мелодий (ор. 35 bis, 1925). Соната для флейты и фп. (ор. 94, 1943). Соната для влч. И фп. (ор. 119, 1949), Баллада для влч. И фп. (ор. 15, 1912), Юмористическое скерцо для 4 фаготов (ор. 12 bis, 1912), 2 струн. Квартета (ор. 50, 1930. На кабардинские темы, ор. 92, 1941), Увертюра на евр. Темы для кларнета, 2 скр., альта, влч. И фп. (ор. 34, 1919), квинтет для гобоя, кларнета, скр., альта и контрабаса (ор.

39, 1924). Для фп. - сонаты (ор. 1, 1907, 2-я ред. 1909. Ор. 14, 1912. Ор. 28, 1907, 2-я ред. 1917. Ор. 29, 1908, перелож. Для орк. Andante, op. 29 bis, 1934, 2-я ред. 1917. Op. 38, 1923, 2-я ред., op. 135, 1952-53. Op. 82, 1939-40. Op. 83, 1939-42, Гос. Пр. СССР, 1943. Op. 84, 1939-1944, Гос. Пр. СССР, 1946. Ор. 103, 1947. Ор. 137, 1953, не законч.). 3 сонатины (2 - ор. 54, 1932. 3-я - Пасторальная, ор. 59, 1934), токката (ор. 11, 1912), Сарказмы (ор. 17, 1912-1914), Мимолётности (ор. 22, 1915-17), Сказки старой бабушки (ор. 31, 1918), 2 конц. Транскрипции из оперы "Любовь к трём апельсинам" (ор. 33, 1918, два фрагмента из оперы), Вещи в себе (ор. 45, 1928), Мысли (ор. 62, 1933-34), Детская музыка (12 лёгких пьес, ор. 65, 1935), Ромео и Джульетта (10 пьес для фп., конц. Транскрипция из музыки к балету, ор.

75, 1937), Гавот (ор. 77,1938, конц. Транскрипция из музыки к спектаклю "Гамлет"), 3 пьесы из балета "Золушка" (ор. 95, 1942), 10 пьес из балета "Золушка" (ор. 97, 1943), 6 пьес из балета "Золушка" (ор. 102, 1944), 4 этюда (ор. 2, 1909), пьесы (ор. 3, 1911. Ор. 4, 1910-12. Ор. 32, 1918. Ор. 52, 1930-31. Ор. 59, 1934. Ор. 96, 1941-42). Для скр. Соло - соната (ор. 115, 1947). Для голоса и фп. - Два стихотворения А. Н. Апухтина и К. Д. Бальмонта (ор. 9, 1910-11), Гадкий утёнок (сказка X. К. Андерсена, ор. 18, 1914. 2-я ред. Для голоса и орк., 1914), 5 стихотворений (сл. В. И. Горянского, З. Н. Гиппиус, Б. Верина, К. Д. Бальмонта, Н. Я. Агнивцева, ор. 23, 1915), 5 песен (без слов, ор. 35, 1920), 5 стихотворений (сл. А. А. Ахматовой, ор. 27, 1916), 5 стихотворений (сл. К. Д. Бальмонта, ор. 36, 1921), 6 песен (сл.

М. Голодного, А. Н. Афиногенова, Т. С. Сикорской и народные, ор. 66, 1935), 3 романса (сл. А. С. Пушкина, ор. 73, 1936), 7 песен (сл. А. А. Прокофьева, А. Н. Благова, М. А. Светлова, М. А. Мендельсон, П. Е. Панченко и народные, ор. 79, 1939), 3 детские песни (сл. А. Л. Барто, Сикорской, а также Л. М. Квитко в пер. С. В. Михалкова, ор. 68, 1936-39), 7 массовых песен (сл. В. В. Маяковского, А. А. Суркова, М. А. Мендельсон, ор. 89, 1941-42), Солдатская походная (сл. В. А. Луговского, ор. 121, 1950), 2 дуэта (обр. Рус. Нар. Песен, ор. 106, 1945) и др. Хоры - Два стихотворения (для жен. Хора и орк., сл. К. Д. Бальмонта, ор. 7, 1909-10). Обр. Нар. Песен - 2 тетради рус. Нар. Песен (ор. 104, 1944), 5 казах. Нар. Напевов (1927). Музыка к драм. Спектаклям - "Египетские ночи" (по У. Шекспиру, Б. Шоу, А. С. Пушкину, без op., 1934, Камерный т-р, Москва), "Борис Годунов" Пушкина (ор.

70 bis, 1936, пост. 1957, Центр. Детский т-р, Москва), "Евгений Онегин" (по роману в стихах Пушкина, ор. 71, 1936, Камерный т-р, Москва), "Гамлет" Шекспира (op. 77, 1937-38, Ленингр. Драм, т-р). Музыка к фильмам - "Поручик Киже" (1933), "Пиковая дама" (1938), "Александр Не.

Значения в других словарях
Прокофьев В. А.

Всеволод Александрович (31 III (12 IV) 1898, Калуга - 17 III 1942, Ленинград) - сов. Музыковед. В 1923 окончил ф-т истории музыки Петрогр. Ин-та истории иск-в, с 1926 науч. Сотрудник этого ин-та. С 1930 принимал участие в работах муз. Секции Академии материальной культуры, Об-ва письменности и иск-ва. С 1922 изучал историю рус. Оперы кон. 18 - 1-й пол. 19 вв., творчество композиторов этого периода (А. Н. Титова, М. А. Матинского, О. А. Козловского, В. А. Пашкевича и др.). Работал над восстановле..

Прокофьев Г. П.

Григорий Петрович (28 XII 1883 (9 I 1884), Козлов, ныне Мичуринск Тамбовской обл. - 3 XII 1962, Москва) - сов. Музыковед, пианист, педагог и методист. Окончил в 1906 юридич. Ф-т Моск. Ун-та, в 1909 - Моск. Консерваторию по классу фп. У К. Н. Игумнова. С 1909 преподавал игру на фп., в 1911-24 - в Моск. Консерватории, где с 1915 вёл также курс методики фп. Игры и её преподавания (с 1919 проф.). Вместе с М. М. Ипполитовым-Ивановым и А. Б. Гольденвейзером (в первые годы после Окт. Революции 1917) чл..

Прокошина А. В.

Александра Васильевна (р. 18 IV 1918, дер. Митинка Калужской обл.) - сов. Певица (сопрано). Нар. Арт. РСФСР (1961). Чл. КПСС с 1943. В 1940 окончила Студию при Гос. Рус. Народном хоре им. М. Е. Пятницкого. Её педагогами были В. Г. Захаров, П. М. Казьмин и М. И. Фомина. В 1934-63 солистка Хора им. Пятницкого. Пению П. Свойственны искренность, теплота и задушевность. Первая исполнительница мн. Песен В. Г. Захарова, ставших широко известными, в т.ч. "Вдоль деревни", "И кто его знает", "Белым снегом..

Прокунин В. П.

Василий Павлович (16(28) I 1848, с. Сосновка Тамбовской губ. - 1(14) V 1910, Москва) - рус. Фольклорист, композитор, педагог. Учился на юридич. Ф-те Моск. Ун-та, затем в Моск. Консерватории (занимался у П. И. Чайковского и Н. Г. Рубинштейна), после окончания к-рой давал частные уроки (муз.-теоретич. Предметы), преподавал в муз. Школе H. А. Муромцевой, с 1890 (неск. Лет) - в Николаевском сиротском ин-те. Среди его учеников - А. Б. Гольденвейзер. В кон. 1860-х - нач. 70-х гг. Начал собирать рус. Н..

Дополнительный поиск Прокофьев С. С. Прокофьев С. С.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Прокофьев С. С." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Прокофьев С. С., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 15 символа