Прокунин В. П.

183

Василий Павлович (16(28) I 1848, с. Сосновка Тамбовской губ. - 1(14) V 1910, Москва) - рус. Фольклорист, композитор, педагог. Учился на юридич. Ф-те Моск. Ун-та, затем в Моск. Консерватории (занимался у П. И. Чайковского и Н. Г. Рубинштейна), после окончания к-рой давал частные уроки (муз.-теоретич. Предметы), преподавал в муз. Школе H. А. Муромцевой, с 1890 (неск. Лет) - в Николаевском сиротском ин-те. Среди его учеников - А. Б. Гольденвейзер. В кон. 1860-х - нач. 70-х гг. Начал собирать рус. Нар. Песни (преим. В Тамбовской и Моск. Губерниях). В 1872-73 опубликовал сборник "Русские народные песни для одного голоса с сопровождением фортепиано..." (вып. 1-2, под ред. П. И. Чайковского), явившийся крупным вкладом в рус. Муз. Этнографию (хотя нар. Песни были обработаны в духе гор.

Фольклора). Сб. П. Получил высокую оценку Чайковского, к-рый использовал неск. Песен в музыке к сказке А. Н. Островского "Снегурочка", и Н. А. Римского-Корсакова. В 1889 совм. С H. M. Лопатиным издал "Сборник русских народных лирических песен" (ч. 1-2), где П. Принадлежит 2-я, собственно музыкальная часть. П. Зафиксировал изменения песен в процессе историч. Развития и бытования в разных местностях. Этот сборник - важный этап в освоении склада рус. Нар. Многоголосия. П. Отказался от аккордово-гармонич. Обработки нар. Песни, характерной для первого его сб., и применил контрапунктич. Сопровождение с элементами гетерофонии. Написал ряд романсов на сл. А. С. Пушкина, А. В. Кольцова, А. Ф. Мерзлякова и др., в т.ч. "Среди долины ровный", "Лес", "Бегство", "Светит солнышко", "В поле ветер", "Выхожу один я на дорогу" (нек-рые были опубл.

В 1871).Сочинения. Русские народные песни для одного голоса с сопровождением фортепиано. Собранные и переложенные В. Прокуниным, под ред. П. Чайковского, вып. 1-2, М., 1872-73. Сборник русских народных лирических песен H. M. Лопатина и В. П. Прокунина. Опыт систематического свода лирических песен с объяснением вариантов со стороны бытового и художественного их содержания H. M. Лопатина, с положением песен для голоса и фортепиано В. П. Прокунина, и с приложением полной расстановки слов некоторых вариантов по их напеву, ч. 1-2, М., 1889, переизд. - ч. 2, 1928, ч. 1-2, под ред. И с вступит. Статьей В. Беляева, М., 1956.Литература. (Некролог), "Музыкальный труженик", 1910, No 10- 11. Tолстой С., В. Прокунин и Н. Лопатин. Их жизнь и труды, в кн. Сборник работ этнографической секции Государственного института музыкальной науки, вып.

1, М., 1926.Л. Ю. Силенок.

Значения в других словарях
Прокофьев С. С.

Сергей Сергеевич (11(23)IV 1891, с. Сонцовка, ныне с. Красное Донецкой обл. - 5 III 1953, Москва) - сов. Композитор, пианист, дирижёр. Нар. Арт. РСФСР (1947). Род. В семье агронома, управляющего имением. Семья сумела обеспечить одарённому мальчику все условия для быстрого духовного созревания. Особенно велика была роль матери - хорошей пианистки, ставшей его первой муз. Воспитательницей. Жизнь в деревенской усадьбе среди степной природы, крестьянские песни навсегда оставили след в сознании компо..

Прокошина А. В.

Александра Васильевна (р. 18 IV 1918, дер. Митинка Калужской обл.) - сов. Певица (сопрано). Нар. Арт. РСФСР (1961). Чл. КПСС с 1943. В 1940 окончила Студию при Гос. Рус. Народном хоре им. М. Е. Пятницкого. Её педагогами были В. Г. Захаров, П. М. Казьмин и М. И. Фомина. В 1934-63 солистка Хора им. Пятницкого. Пению П. Свойственны искренность, теплота и задушевность. Первая исполнительница мн. Песен В. Г. Захарова, ставших широко известными, в т.ч. "Вдоль деревни", "И кто его знает", "Белым снегом..

Пролог

(греч. Prologos - вступление, предисловие, от pro - перед и logos - слово, речь) - вступительная сцена спектакля (драм., оперного, балетного). В др.-греч. Драм. Т-ре в П. Излагался миф, положенный в основу произв., или рассказывалось о событиях, предшествующих началу пьесы. В церк. Ср.-век. Драме П. Носил характер проповеди или молитвы. В 17-18 вв. Мн. Оперы начинались аллегорич. П. ("Альцеста, или Торжество Алкида" Люлли, "Орфей" и "Коронация Поппеи" Монтеверди и др.). П. Наз. Также аллегорич. ..

Пропоста

(итал. Proposta - предложение) - в музыке имитационного склада ведущий, излагающий мелодич. Материал, имитируемый голос (принятое сокращённое обозначение - Р). Термином "П." обычно обозначается начинающий голос канона. Последовательно имитируемые части П., равные расстоянию вступления (т.е. Расстоянию от начала П. До момента вступления риспосты), называются отделами П., или отделами канона. В зависимости от способа завершения канона голос, излагающий П., делает паузу или переходит в свободное (н..

Дополнительный поиск Прокунин В. П. Прокунин В. П.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Прокунин В. П." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Прокунин В. П., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 14 символа