Противосложение
(нем. Gegenstimme, Gegensatz, Kontrasubjekt - противоположность. Последний термин может также обозначать вторую тему фуги). 1) Контрапункт к первому ответу в фуге и др. Имитационных формах, звучащий по окончании темы в том же голосе. В последовании темы и П. Различаются два осн. Случая. А) П. Является непосредственным продолжением темы, следующим за ней без ясно ощутимой остановки, цезуры, вне зависимости от того, можно ли точно установить момент завершения темы (напр., в фуге C-dur из т. 1 "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха) или нет (напр., в 1-й экспозиции фп. Фуги c-moll op. 101 No 3 Глазунова). Б) П. Отделяется от темы очевидной для слуха цезурой, каденцией (напр., в фуге h-moll из т. 1 того же цикла Баха), иногда даже усиленной паузой (напр., в фуге D-dur из фп.
Цикла "24 прелюдии и фуги" Щедрина). Кроме того, в ряде случаев тема и П. Соединяются связкой, или кодеттой (напр., в фуге Es-dur из т. 1 цикла Баха). П. Может начинаться одноврем. С ответом (частый случай. Напр., в фуге A-dur из т. 2 "Хорошо темперированного клавира" Баха. В фуге cis-moll из т. 1 начало ответа совпадает с первым звуком П., к-рый вместе с тем является последним звуком темы), после начала ответа (напр., в фуге E-dur из т. 1 упомянутого цикла Баха - через 4 четверти после стреттного вступления ответа), иногда раньше вступления ответа (напр., в фуге Cis-dur из т. 1 "Хорошо темперированного клавира" Баха - на четыре шестнадцатые раньше ответа). В лучших полифонич. Образцах П. Удовлетворяет достаточно противоречивым условиям.
Оно оттеняет, делает более рельефным вступающий голос, но не теряет мелодич. Индивидуальности, контрастирует ответу (прежде всего ритмически), хотя и не содержит обычно вполне самостоят. Тематич. Материала. П., как правило, представляет собой естественное мелодич. Продолжение темы и во многих случаях основывается на развитии, преобразовании её мотивов. Такое преобразование может быть вполне отчетливым и очевидным. Напр., в фуге g-moll из т. 1 "Хорошо темперированного клавира" Баха начальному мотиву ответа контрапунктирует часть П., образованная из каденционного оборота темы, и, наоборот, каденционной части ответа контрапунктирует др. Часть П., основанная на начальном элементе темы. В др. Случаях зависимость П. От материала темы проявляется более опосредованно.
Напр., в фуге c-moll из т. 1 того же соч. Баха П. Вырастает из метрически-опорной линии темы (нисходящее движение от VI ступени к III, образуемое звуками, приходящимися на сильные и относительно сильные доли такта). Иногда в П. Композитор сохраняет движение кодетты (напр., в фуге из "Хроматической фантазии и фуги" Баха). В фугах или имитационных формах, написанных на основе принципов додекафонии, единство и зависимость материала темы и П. Сравнительно легко обеспечиваются использованием в П. Тех или иных вариантов осн. Ряда. Напр., в фуге из финала 3-й симфонии Караева первое (см. Цифру 6) и второе (цифра 7, контрэкспозиция фуги) удержанные П. Являются видоизменениями серии. Наряду с указанным типом мелодия, соотношения темы и П.
Встречаются П., основанные на относительно новом (напр., в фуге f-moll из т. 1 "Хорошо темперированного клавира" Баха), а иногда и контрастном по отношению к теме материале (напр., в фуге из сонаты C-dur для скрипки соло И. С. Баха. Здесь под влиянием интонаций П. Несколько хроматизируется ответ на диатонич. Тему). Подобного рода П. - при прочих равных условиях - чаще отделяются от темы каденцией и обычно становятся активным новым элементом в структуре фуги. Так, П. Является развиваемым и тематически важным элементом формы в двойной фуге gis-moll из т. 2 "Хорошо темперированного клавира" Баха, где 2-я тема звучит как мелодия, производное от П. К 1-й теме, как результат длит. Полифонич. Развития. Нередки случаи, когда на материале П.
Строятся интермедии фуги, что увеличивает роль П. В форме тем более, чем значительнее эти интермедии. Напр., в фуге c-moll из т. 1 цикла Баха интермедии на материале обоих П. Представляют собой полифонич. Варианты. В фуге d-moll из того же тома перенесение материала интермедии и темы из тональности доминанты (в тактах 15-21) в основную (от такта 36) создают в форме сонатные соотношения. П. В фуге из сюиты "Гробница Куперена" используется М. Равелем фактически на равных правах с темой. На его основе строятся интермедии с применением обращения, П. Образует стретты. В нем. Музыковедении термины Gegensatz, Kontrasubjekt обозначают гл. Обр. П., сохраняющееся (полностью или частично) при всех или многих проведениях темы (в нек-рых случаях не исключая даже стретт - см., напр., репризу фуги из фп.
Квинтета g-moll Шостаковича, цифра 35, где тема и П. Образуют 4-гол. Двойной канон 2-го разряда). Подобные П. Называются удержанными, они всегда отвечают условиям двойного контрапункта с темой (в нек-рых старых руководствах по полифонии, напр. В учебнике Г. Беллермана, фуги с удержанным П. Определяются как двойные, что не соответствует принятой ныне терминологии). В фугах с удержанным П. В целом реже применяются др. Средства контрапунктич. Обработки материала, поскольку внимание переносится гл. Обр. На систематич. Показ вариантов соотношения темы и П., в чём и заключается выразит. Смысл этого распространённого композиционного приёма (в "Хорошо темперированном клавире" Баха, напр., приблизительно в половине фуг есть удержанное П.).
Так, ослепительное звучание хоровой 5-гол. Фуги "Et in terra pax" No 4 в Gloria из мессы h-moll Баха во многом достигается именно многократным сопоставлением темы и удержанных П. Чрезвычайной контрапунктич. Насыщенностью отличаются фуги с двумя (напр., фуги c-moll и h-moll из т. 1 "Хорошо темперированного клавира" Баха, фуга C-dur Шостаковича) и особенно с тремя удержанными П. (напр., фуги e-moll, As-dur Шостаковича. К 4-гол. Бесконечному канону приближается начальное фугато в 1-й части кантаты "Иоанн Дамаскин" Танеева).2) В более широком смысле П. - контрапункт ко всякому проведению темы в имитационных формах. С этой точки зрения П. Может быть назван контрапункт ко 2-й теме в прологе 21-й симфонии Мясковского (см.
Цифру 1). Там же (цифра 3) П. К 1-й теме служат верхние голоса, образующие 2-гол. Канон в октаву с терцовыми удвоениями. Кроме того, П. Иногда называется всякий голос, противопоставляемый другому, мелодически главенствующему. В этом смысле термин "П." близок одному из значений понятия "контрапункт" (напр., начальное изложение темы в 1-й песне Веденецкого гостя из оперы "Садко" Римского-Корсакова).Литература. См. При ст. Фуга.В. П. Фраёнов..
Дополнительный поиск Противосложение
На нашем сайте Вы найдете значение "Противосложение" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Противосложение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 15 символа