Протопопов В. В.

128

Владимир Васильевич (р. 30 VI (13 VII) 1908, Москва) - сов. Музыковед. Доктор искусствоведения (1960). Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1966). В 1937 окончил историко-теоретич. Ф-т Моск. Консерватории у Л. А. Мазеля. В 1937-41 преподавал в Центр, заочном ин-те повышения квалификации музыкантов-педагогов, в 1948-59 ст. Науч. Сотрудник Ин-та истории иск-в АН СССР. С 1938 преподаёт в Моск. Консерватории (с 1961 профессор). Среди учеников - В. В. Задерацкий, А. В. Конотоп (Львов), Т. А. Курышева, И. Л. Золотовицкая-Фрумина, Ю. К. Евдокимова, т.н. Дубравская, Е. С. Клетинич, А. Г. Михайленко. П. Стоянов, К. Проданова (Болгария). Автор исследований по рус. И зап.-европ. Муз. Иск-ву 17-18 вв., зап.-европ. Музыке (Л. Бетховен, Ф. Шопен), истории полифонии, творчества рус. Композиторов-классиков, а также сов.

Композиторов. П. Принадлежат статьи в науч. Сб-ках, предисловия и комментарии к изданиям. "Избранные музыкально-критические статьи" В. Ф. Одоевского (М.-Л., 1951), "Музыкально-критические статьи" А. П. Бородина (М., 1951), "Избранные статьи о М. И. Глинке" В. В. Стасова (М., 1955), "Воспоминания о П. И. Чайковском" (М., 1962), "Статьи о музыке" (вып. 1-3, М., 1974-77) B. В. Стасова, а также редакции отд. Томов в полных собр. Соч. П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки. Пр. На Междунар. Конкурсе музыковедческих работ по творчеству Шопена в Варшаве (1960, за труд "Вариационный метод развития тематизма в музыке Шопена", 1960).Сочинения. Музыкальный язык "Золотого петушка", "СМ", 1938, No 6. Образ Бориса в опере Мусоргского, там же, 1939, No 4.

О тематиаме и мелодике С. И. Танеева, там же, 1940, No 7. Сложные (составные) формы музыкальных произведений, М., 1941. Некоторые особенности оперной формы Римского-Корсакова, в сб. Советская музыка. Третий сборник статей, М.-Л., 1945. Позднее симфоническое творчество С. В. Рахманинова, в сб. C. В. Рахманинов, М.-Л., 1947. Некоторые вопросы музыкального стиля С. И. Танеева, "СМ", 1947, No 5. Творческий путь С. И. Танеева, в сб. Памяти С. И. Танеева (также сост., ред. И комментарии), М., 1947. М. И. Глинка, М., 1949. Новое в советской камерной музыке, в сб. Советская музыка на подъёме М.-Л., 1950. Глинка. Творческий путь, т. 1-2, М., 1955 (совм. С т.н. Ливановой). Обработки народных песен, в кн. История русской советской музыки, т. 1, М., 1956. Оперное творчество П.

И. Чайковского, М., 1957 (совм. С Н. В. Туманиной). Вариации в русской классической оперев М., 1957. Музыкальные варианты "Ивана Сусанина", в сб. Памяти Глинки, М., 1958. Обработки народных песен, в кн. История русской советской музыки, т. 2-3, М., 1959. О единстве цикла в Одиннадцатой симфонии "1905 год" Д. Д. Шостаковича, в кн. Сообщения Института истории искусств АН СССР. Музыка, (вып.) 15, М., 1959. Вариационный метод развития тематизма в музыке Шопена, в сб. Фридерик Шопен, М., 1960. "Иван Сусанин" Глинки. Музыкально-теоретическое исследование, М., 1961. О романсах Ю. Шапорина, "СМ", 1961, No 3. Статьи музыкального критика "Н. 3.", в сб. Музыкальное наследство, т. 1, М., 1962. История полифонии в её важнейших явлениях. (Учебник. Вып. 1) - Русская классическая и советская музыка, (вып.

2) - западноевропейская классика XVIII-XIX вв., М., 1962-65. Творчество Д. Шостаковича, в кн. История русской советской музыки, т. 4, ч. 2, М., 1963. Forma cyklu sonatowego w utworach F. Chopina, в сб. Polsko-rosyjskie miscellanea muayczne, (Кr., 1967). Полифония в балладе f-moll Шопена, в сб. Rocznik Chopinowski, No 7, Warsz., 1969. О вариационности в музыке Шебалина, в сб. В. Я. Шебалин, М., 1970. Принципы музыкальной формы Бетховена, М., 1970. Сонатная форма s поздних произведениях Бетховена, в сб. Бетховен, вып. 1, М., 1971. Про хорову багатоголосу композищю XVII - початку XVIII ст. Та про Симеона Пекалицького, в сб. Украпнське музикознавство, вип. 6, Кипв, 1971. Процессуальное значение полифонии в музыкальной форме Бетховена, в сб. Бетховен, вып.

2, М., 1972. Музыка на Полтавскую победу. Сост., публикация, исследование и комментарии В. Протопопова, М., 1973 (Памятники русского музыкального искусства, вып. 2) и др.Литература. Annales Cnopin, Warsz., 1965, No 6, p. 245-56. Мюллер Т., Выдающееся исследование, "CM", 1968, No 3. Ливанова Т., Первоклассный музыкант, неутомимый учёный, там же, 1968, No 7..

Значения в других словарях
Противодвижение

(лат. Motus contrarius, нем. Gegenbewegung) - в полифонич. Музыке то же, что обращение (см. Обращение темы). Иногда термин "П." (равно как итал. Riverso, rivoltato) не вполне точно применяется для обозначения ракоходного движения.. ..

Противосложение

(нем. Gegenstimme, Gegensatz, Kontrasubjekt - противоположность. Последний термин может также обозначать вторую тему фуги). 1) Контрапункт к первому ответу в фуге и др. Имитационных формах, звучащий по окончании темы в том же голосе. В последовании темы и П. Различаются два осн. Случая. А) П. Является непосредственным продолжением темы, следующим за ней без ясно ощутимой остановки, цезуры, вне зависимости от того, можно ли точно установить момент завершения темы (напр., в фуге C-dur из т. 1 "Хор..

Протопопов С. В.

Сергей Владимирович (21 III (2 IV) 1893, Москва - 14 XII 1954, там же) - сов. Музыковед, композитор, дирижёр и педагог. Учился в МГУ (медицинский ф-т). Окончил Киевскую консерваторию по классу композиции у Б. Л. Яворского (1921). Работал в киевском Высшем муз.-драм. Ин-те им. Н. В. Лысенко и в оперной студии Большого т-ра как хор. Дирижёр. Преподавал в средних уч. Заведениях, в 1938-43 - в Моск. Консерватории (с 1941 доцент). Сторонник теории ладового ритма. В муз. Соч. (3 фп. Сонаты, камерная в..

Профета Л.

(Profeta) Лауренциу (p. 12 I 1925, Бухарест) - рум. Композитор. В 1945-49 учился в Бухарестской консерватории у Й. Киреску и П. Константинеску (муз.-теоретич. Предметы), А. Мендельсона (композиция и полифония). Совершенствовался в Моск. Консерватории (1954-56) у В. И. Месснера (композиция), Е. К. Голубева (полифония) и В. О. Беркова (гармония). В 1948-52 вице-директор Рум. Радиовещания, в 1952-60 возглавлял муз. Дирекцию Мин-ва культуры СРР, с 1960 секретарь Рум. Нац. Комитета Междунар. Муз. Сов..

Дополнительный поиск Протопопов В. В. Протопопов В. В.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Протопопов В. В." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Протопопов В. В., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 16 символа