Псалмы

129

(от греч. Palmos - хвалебная песнь, первонач. - бряцание по струнам, пение под аккомпанемент струн. Инструмента) - гимны, евр. Религ. Поэзии. П. Появились в период от Моисея (13 в. До н.э.) до первого собирателя священных книг Ездры (5 в. До н.э.). Они составляют библейскую книгу Псалтирь. С П. Псалтири не следует смешивать т.н. Псалмы и песни Соломона, представляющие собой раннехрист. Гимнографию. Нумерация вошедших в Псалтирь П. Различна в др.-евр. (т.н. Масоретском) тексте Библии и в др.-греч. Переводе т.н. Септуагинты (к-рому следуют православная и католич. Традиции). Ниже номера указываются по Септуагинте.Как правило, каждый из П. Содержит в начале указание на авторскую принадлежность (иногда и на повод, послуживший к его сочинению), а также на общее содержание, способ исполнения и муз.

Модель для него, напр. "Начальнику хора. Не погуби (модель). Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру" (П. 56) или "Начальнику хора. На шошан (муз. Инструмент). Учение сынов Кореевых (авторы). Песнь любви (содержание)" (П. 44). Иногда указывается время исполнения, напр. "Псалом Давида. Песнь при обновлении дома" (П. 29).П. Имели строфич. Строение. В нек-рых П. Строфы разделяет рефрен, напр. В П. 41-42 рефреном служит стих, начинающийся словами "Что унываешь ты, душа моя...?". В П. 118 строфы выделены акростихом евр. Алфавита, так что первые 8 стихов начинаются с буквы Alep, вторые 8 - с буквы Bкt и т.д. В некоторых П. Поэтич. Структура создаётся за счёт анафоры, т.е. Повторения слов или фразы в начале стихов (напр., П. 117, стихи 6-9), или же епифоры, т.е.

Повторения фразы в конце последующих стихов (П. 117, стихи 10-12).Евр. Поэзии не были свойственны ни метрическое, ни силлабич. Стихосложение, не применялись в ней и рифмы. Поэт уравновешивал течение стиха, пользуясь разл. Приёмами лит. Параллелизма (дистихон).По содержанию выделяют П. Хвалебные, покаянные, дидактические и мессианские. Язык П. Богат фигуральными выражениями. Здесь встречаются повествование и аллегория, зарисовки персонажей и описания переживаний, зооморфные изображения действий и поступков людей и антропоморфные описания стихий, сил природы и космич. Явлений. В П. Находят отражение география Палестины и история её народов, их быт, религиозные и государственные законы, жестокие войны.Уже в начале н.э. П. Были восприняты христ.

Церковью и вскоре стали важной составной частью богослужений и домашних молитв. Под воздействием евр. Религ. Традиции сложился и тип их исполнения - в виде вок. Псалмодии, предвосхищающей осн. Черты псалмодии григорианского пения, первоначально без участия инструментов. Распространение получило исполнение П. В унисон поочерёдно двумя хорами (см. Антифон) и респонсорное, когда певец пел стихи П., а народ отвечал на них пением рефрена (см. Респонсорий). При подобном исполнении особенно подчёркивался параллелизм в поэтич. Текстах - противостоящие друг другу строки пелись разными хорами и разделялись цезурой. Наряду с целыми П. Исполнялись и отдельные наиболее выразительные их стихи. Так возникли самостоят, краткие песнопения - антифон, градуал, трактус, аллилуарий и др.

В 9 в. На тексты П. Были созданы степенны визант. Гимнографа Феодора Студита. С 15 в. П. Стали исполняться многоголосно. Первоначально применялось полифонич. Сложение punctum contra punctum, способствовавшее ясному восприятию текста и торжественности звучания целого. Ранние итал. Многогол. П. Характеризуются простым гомофонным фобурдонным (см. Фобурдон) складом. Псалмодич. Cantus firmus в итал. Соч. Помещался в сопрано. После 1500 в Италии появляются двух-хорные и многохорные фобурдонные композиции. Для поддержки голосов начинают привлекаться инструменты. Во Франции фобурдонный склад не получил распространения. В германских странах, где он возник независимо от Италии, cantus firmus помещался в теноре. В протестантской церк. Музыке фобурдонный склад не применялся.

Постепенно композиторы отказываются от строго выдержанного cantus firmus, а затем и от применения канонич. Мелодии вообще. Поэтич. Тексты П. Получают свободное полифонич. Воплощение, на музыку кладутся не только отрывки П., но и целые П. Первыми образцами этого рода были псалмодич. Мотеты Жоскена Депре, оказавшие большое влияние на композиторов последующего времени. Важными вехами в муз. Воплощении текстов П. Были П. Франц. Комп. К. Гудимеля, польского - М. Гомулки, нидерландского - Клеменса-не-Папы. Высший пункт развития жанра псалмодич. Мотета связан с творчеством О. Лассо. В псалмодич. Мотетах 16 и 17 вв. Находит применение т.н. Концертирующий стиль. На рубеже 17-18 вв. Возникает псалмодич. Кантата для солиста или ансамбля солистов (Дж. Б. Перголези, А.

Вивальди, Г. Ф. Гендель и др.). Псалмодич. Мотет широко применялся в нем. Евангелич. Музыке (Г. Шюц, И. С. Бах). В англиканской церкви музыкальные воплощения П. Получили форму т.н. Энсзема, составляющего промежуточное звено между псалмодич. Мотетом и кантатой.На Украине и в России в 17 в. Распространение получила т.н. Псальма - родственная канту бытовая 3-гол. Песня на стихотворно обработанные тексты П. Они же лежат в основе мн. Партесных концертов, хор. Концертов Д. С. Бортнянского и др. Рус. Композиторов.В 19 в. Музыку на тексты П. Для голоса или хора с сопровождением создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Г. Маршнер, Ф. Лахнер и др. Более свободные, не связанные с церк. Службой соч. На тексты П. Писали Ф. Шуберт, И. Брамс, Ф. Лист, А. Брукнер. В 20 в. К П. Обращались М. Регер, И.

Ф. Стравинский ("Симфония псалмов"), А. Шёнберг и др. Композиторы.Литература. Смирнов A., Псалмы Соломона с приложением од Соломона, вып. 3, Казань, 1896. Серман И. З., "Псалтырь, рифмованная" Симеона Полоцкого и русская поэзия XVII века, "Труды отдела древнерусской литературы", т. 18, М.-Л., 1962. Розов Н., Древнерусский миниатюрист за чтением Псалтири, "Труды отдела древнерусской литературы", т. 22, М.-Л., 1966. Rendel H.,Mingana A., The odes and psalms of Solomon, v. 1-2, Manch., 1916-20. Mоwinскеl S., Psalmenstudien, Bd 1-4, Kristiania, 1921-24. Avenary H., Formal structure of psalmes and canticles In early Jewish and Chrictian chant, "Musica divina", 1953, v. 7. Engelbrecht Chr., Die Psalmvertonung in 20. Jahrhundert.B сб.

Gestalt und Glaube. Festschrift O. Sцhngen, Witten, 1960. Kraus H. J., Die Psalmen, Bd 1-2, Neukirchen, 1960, 1962. Finscher L., Zur Cantusfirmus-Behandlung in der Psalm-Motette der Josquinzeit, в сб. H. Albrecht in memoriam, Kassel (а. О.), 1962. Ellis P., The men and the message of the old testament, N. Y., (1963). Вirkner G., Psaume hйbraпque et sйquence latine, "Journal of the International Folk Music Council", 1964, v. 16.H. Д. Успенский..

Значения в других словарях
Прянишников И. П.

Ипполит Петрович (14 (26) VIII 1847, Керчь - 11 XI 1921, Петроград, по уточнённым данным) - рус. Певец (баритон), режиссёр, педагог, муз.-обществ. Деятель. По окончании морского Кадетского корпуса (1867) служил во флоте, одноврем. Брал уроки пения у частных педагогов. В 1873-75 учился в Петерб. Консерватории у Д. Кореи, затем совершенствовался в Италии у С. Ронкони. Дебютировал в Милане (1876, в опере "Мария ди Роган" Доницетти), пел в разл. Итал. Т-рах. В 1878-86 солист Мариинского (дебютировал..

Псалмодия

(греч. Palmodia - псалмопение) - термин, к-рый в визант. Письменности 5-6 вв. Обозначал правила пения монахами Псалтири. Ранние муз. Записи П. Не сохранились. В лит-ре П. Как пение сосредоточенное, не допускающее выражения эмоций, противопоставляется пению в "мирских" церквах. Э. Вернер определяет П. Как вид монодии, в основе к-рой лежит строгая координация синтаксич. И муз. Акцентов. Протяжённость, движение и фразировку силлабич. Мелодии, её цезуры и каденции определяет синтаксич. Конструкция в..

Псалтериум

(греч. Paltnrion, от pallo - бряцаю по струнам) - многострунный (10 и более струн) щипковый муз. Инструмент с плоским трапециевидным, прямоугольным или треугольным корпусом. Звук извлекался с помощью пальца или плектра. Инструменты типа П. Известны с глубокой древности. Киннор (еврейский), канун (арабский), сантур (персидский). В Европу П. Проник в кон. 11-12 вв. Самое раннее известное изображение П. Относится к 1184. Разновидностью П. Являются шлемовидные гусли. К 14 в. Возникла новая разновидн..

Псалтирь

(от греч. Paltnrioy - струнный инструмент. Др.-евр. Тегилим - хваления) - собрание гимнов евр. Религ. Поэзии 13-5 вв. До н.э. Состоит из 150 псалмов.П. Широко цитировалась в др.-рус. Письменности, её ранее других книг стали украшать иллюстрациями, по П. Учили грамоте и пению, по ней гадали (П. Гадательная), она была предметом толкований (П. Толковая). Известны лит. И муз. Переложения всей П. В России - "Псалтырь рифмотворная" Симеона Полоцкого, положенная на музыку В. П. Титовым (после 1682), "П..

Дополнительный поиск Псалмы Псалмы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Псалмы" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Псалмы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа