Псалмодия
(греч. Palmodia - псалмопение) - термин, к-рый в визант. Письменности 5-6 вв. Обозначал правила пения монахами Псалтири. Ранние муз. Записи П. Не сохранились. В лит-ре П. Как пение сосредоточенное, не допускающее выражения эмоций, противопоставляется пению в "мирских" церквах. Э. Вернер определяет П. Как вид монодии, в основе к-рой лежит строгая координация синтаксич. И муз. Акцентов. Протяжённость, движение и фразировку силлабич. Мелодии, её цезуры и каденции определяет синтаксич. Конструкция всего текста, а не отд. Слова. Сопоставляя раннехрист. Формы богослужения с синагогальными, А. З. Идельсон, а также Э. Вернер пришли к выводу о происхождении визант.п. От еврейской. Муз. Записи визант.п. Относятся к 13 в. Поступенное движение голоса в этих записях часто сменяется скачками в объёме до октавы включительно.
На отд. Словах даны краткие мотивы, хотя конструкция напева в целом остаётся подчинённой стихосложению текста. Это - поздняя модификация P.Важное место П. Занимает в григорианском пении. Типическим как для византийской, так и для григорианской П. Являются мерное и плавное восхождение в начале напева (initium), речитация на одном звуке в середине (tenor), нередко прерываемая своего рода "кульминацией" на ещё более высоких звуках, и плавное же нисхождение в конце (finalis). Существовало три рода П., имевшие давнее происхождение, - респонсориальная П. (при к-рой сольное исполнение стихов псалма чередуется с хор. Исполнением, своего рода "рефреном"), антифонная (попеременное пение двух хоров) и исполнение только сольное (в ранние периоды) или только хоровое (позднее).Моск.
Церк. Уставы характеризуют П. Как пение "кротким и тихим гласом, косно (медленно) и во услышание всем", т.е. Как спокойное, без особых усилий, пение в медиуме голоса. Такую П. Представляют отд. Участки Псалтири, распетой в 16 в. Новгородским мастером пения Маркелом Безбородым. П. Встречается в раннем рус. Осмогласии (погласицы, самогласны, подобны). Рус. П. Родственна византийской по методу изложения напева, основанному на координации синтаксич. И муз. Акцентов и на связи стихосложения с муз. Фразировкой.Литература. Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941, с. 386-402. Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971. Его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971. Wagner Р., Einfьhrung in die gregorianischen Melodien, Tl 1-3, Lpz., 1895, 1911-21.
Idelsohn A., Jewish music in its historical development, N. Y., 1929, то же, 1944. Wellesz E., A history oi Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961. Werner E., The sacred bridge, L.-N. Y., 1959. Strunk О., The Byzantine office at Hagia Sophia, в кн. Dumbarton Oaks Papers, numers nine and ten, Camb. (Mass.), 1956.H. Д. Успенский..
Дополнительный поиск Псалмодия
На нашем сайте Вы найдете значение "Псалмодия" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Псалмодия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 9 символа