Псалмодия

213

(греч. Palmodia - псалмопение) - термин, к-рый в визант. Письменности 5-6 вв. Обозначал правила пения монахами Псалтири. Ранние муз. Записи П. Не сохранились. В лит-ре П. Как пение сосредоточенное, не допускающее выражения эмоций, противопоставляется пению в "мирских" церквах. Э. Вернер определяет П. Как вид монодии, в основе к-рой лежит строгая координация синтаксич. И муз. Акцентов. Протяжённость, движение и фразировку силлабич. Мелодии, её цезуры и каденции определяет синтаксич. Конструкция всего текста, а не отд. Слова. Сопоставляя раннехрист. Формы богослужения с синагогальными, А. З. Идельсон, а также Э. Вернер пришли к выводу о происхождении визант.п. От еврейской. Муз. Записи визант.п. Относятся к 13 в. Поступенное движение голоса в этих записях часто сменяется скачками в объёме до октавы включительно.

На отд. Словах даны краткие мотивы, хотя конструкция напева в целом остаётся подчинённой стихосложению текста. Это - поздняя модификация P.Важное место П. Занимает в григорианском пении. Типическим как для византийской, так и для григорианской П. Являются мерное и плавное восхождение в начале напева (initium), речитация на одном звуке в середине (tenor), нередко прерываемая своего рода "кульминацией" на ещё более высоких звуках, и плавное же нисхождение в конце (finalis). Существовало три рода П., имевшие давнее происхождение, - респонсориальная П. (при к-рой сольное исполнение стихов псалма чередуется с хор. Исполнением, своего рода "рефреном"), антифонная (попеременное пение двух хоров) и исполнение только сольное (в ранние периоды) или только хоровое (позднее).Моск.

Церк. Уставы характеризуют П. Как пение "кротким и тихим гласом, косно (медленно) и во услышание всем", т.е. Как спокойное, без особых усилий, пение в медиуме голоса. Такую П. Представляют отд. Участки Псалтири, распетой в 16 в. Новгородским мастером пения Маркелом Безбородым. П. Встречается в раннем рус. Осмогласии (погласицы, самогласны, подобны). Рус. П. Родственна византийской по методу изложения напева, основанному на координации синтаксич. И муз. Акцентов и на связи стихосложения с муз. Фразировкой.Литература. Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941, с. 386-402. Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971. Его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971. Wagner Р., Einfьhrung in die gregorianischen Melodien, Tl 1-3, Lpz., 1895, 1911-21.

Idelsohn A., Jewish music in its historical development, N. Y., 1929, то же, 1944. Wellesz E., A history oi Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961. Werner E., The sacred bridge, L.-N. Y., 1959. Strunk О., The Byzantine office at Hagia Sophia, в кн. Dumbarton Oaks Papers, numers nine and ten, Camb. (Mass.), 1956.H. Д. Успенский..

Значения в других словарях
Прюньер А.

(Pruniиres) Анри (24 V 1886, Париж - 11 IV 1942, Нантер) - франц. Музыковед, издатель, муз.-обществ. Деятель. Изучал историю музыки под рук. Р. Роллана в Сорбонне (1906-07), в 1909-14 доцент Высшей школы социальных наук в Париже. В 1908-11 сотрудничал во франц. И итал. Муз. Журналах. В 1920-39 гл. Ред. Возобновлённого им журн. "Revue musicale", в к-ром публиковал статьи о старинной и совр. Музыке. Под его рук. Журнал стал одним из крупнейших органов франц. Муз. Периодич. Печати, завоевав междуна..

Прянишников И. П.

Ипполит Петрович (14 (26) VIII 1847, Керчь - 11 XI 1921, Петроград, по уточнённым данным) - рус. Певец (баритон), режиссёр, педагог, муз.-обществ. Деятель. По окончании морского Кадетского корпуса (1867) служил во флоте, одноврем. Брал уроки пения у частных педагогов. В 1873-75 учился в Петерб. Консерватории у Д. Кореи, затем совершенствовался в Италии у С. Ронкони. Дебютировал в Милане (1876, в опере "Мария ди Роган" Доницетти), пел в разл. Итал. Т-рах. В 1878-86 солист Мариинского (дебютировал..

Псалмы

(от греч. Palmos - хвалебная песнь, первонач. - бряцание по струнам, пение под аккомпанемент струн. Инструмента) - гимны, евр. Религ. Поэзии. П. Появились в период от Моисея (13 в. До н.э.) до первого собирателя священных книг Ездры (5 в. До н.э.). Они составляют библейскую книгу Псалтирь. С П. Псалтири не следует смешивать т.н. Псалмы и песни Соломона, представляющие собой раннехрист. Гимнографию. Нумерация вошедших в Псалтирь П. Различна в др.-евр. (т.н. Масоретском) тексте Библии и в др.-греч..

Псалтериум

(греч. Paltnrion, от pallo - бряцаю по струнам) - многострунный (10 и более струн) щипковый муз. Инструмент с плоским трапециевидным, прямоугольным или треугольным корпусом. Звук извлекался с помощью пальца или плектра. Инструменты типа П. Известны с глубокой древности. Киннор (еврейский), канун (арабский), сантур (персидский). В Европу П. Проник в кон. 11-12 вв. Самое раннее известное изображение П. Относится к 1184. Разновидностью П. Являются шлемовидные гусли. К 14 в. Возникла новая разновидн..

Дополнительный поиск Псалмодия Псалмодия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Псалмодия" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Псалмодия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 9 символа