"Русские сезоны"

87

За границей - гастрольные выступления рус. Оперы и балета, организованные рус. Театр. Деятелем С. П. Дягилевым. "Р. С." поддерживались кругами рус. Художеств. Интеллигенции. Проводились летом, после окончания зимнего театр. Сезона. В гастрольные труппы входили мн. Артисты Мариинского и Большого т-ров, Оперного т-ра С. И. Зимина. Выступления проходили в Париже в т-рах "Гранд-Опера" (1908, 1910, 1914), "Шатле" (1909, 1911, 1912), "Т-ре Елисейских полей" (1913), в Лондоне в т-рах "Ковент-Гарден" (1912), "Друри-Лейн" (1913, 1914). Начало "Р. С." положили выставка рус. Живописи и скульптуры и концерт из произв. Рус. Композиторов, к-рые состоялись по инициативе Дягилева в 1906 в Париже и привлекли огромное внимание публики. В 1907 в Париже в "Гранд-Опера" прошла серия Историч.

Рус. Концертов ("Пять концертов рус. Музыки"). Для их проведения был создан комитет, куда вошли P. M. Блуменфельд, А. К. Глазунов, А. Никиш, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, выступавшие также в концертах в качестве дирижёров. Солистами были пианист И. Гофман, певцы - Ф. И. Шаляпин, Ф. В. Литвин, Е. И. Збруева, В. И. Касторский, Д. А. Смирнов и др. Программу концертов составили произв. М. И. Глинки (увертюра и 1-е д. Из оперы "Руслан и Людмила", "Камаринская"), Римского-Корсакова (симф. Картина из оперы "Ночь перед Рождеством", вступление к 1-му д. И 2 песни Леля из "Снегурочки", "Ночь на горе Триглаве" из оперы "Млада", сюита из "Сказки о царе Салтане", картина подводного царства из "Садко"), П. И. Чайковского (2-я и 4-я симфонии, фрагменты из "Чародейки"), А.

П. Бородина (отрывки из "Князя Игоря"), М. П. Мусоргского ("Трепак", "Песня о блохе", фрагменты из "Бориса Годунова" и "Хованщины"), С. И. Танеева (симфония c-moll), А. К. Лядова (8 рус. Нар. Песен), а также произв. А. Н. Скрябина, Рахманинова, М. А. Балакирева, С. М. Ляпунова и Ц. А. Кюи. К концертам были изданы спец. Программы, где давались сведения о композиторах (помещались их портреты работы известных художников). Знакомство с рус. Музыкой в таком объёме было подлинным откровением для парижан. Наибольший успех имели произв. Римского-Корсакова, Бородина и Мусоргского, соч. Последнего исполнял Шаляпин. Это определило программу показа рус. Иск-ва в следующем, 1908 году - была пост. Целиком опера "Борис Годунов" с Шаляпиным в главной роли. Дягилеву, особенно тщательно готовившему этот сезон (он хотел представить Европе подлинную Русь 16 - нач.

17 вв.), удалось достать для оформления спектаклей подлинные рус. Вышивки, рус. Бисер, костюмы той эпохи (все костюмы и декорации впоследствии были переданы в дар "Гранд-Опера"). В 1913-14 в Париже и Лондоне была снова показана опера "Борис Годунов" (с участием Шаляпина) и впервые - "Хованщина" (в редакции Римского-Корсакова). В 1914 в Лондоне исполнялись "Князь Игорь" и опера-балет "Соловей" Стравинского.В мае 1909 произошло крупное событие в истории совр. Хореографич. Т-ра - показ рус. Балета в Париже. Программа этого сезона включала балеты - "Павильон Армиды" H. H. Черепнина, "Клеопатра" ("Египетские ночи") на музыку А. С. Аренского, дополненную отрывками из соч. Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова и Глазунова, дивертисмент "Пир" на музыку из произв.

Рус. Композиторов, "Сильфиды" ("Шопениана"), "Половецкие пляски" из оперы Бородина "Князь Игорь". Одна из программ была посв. Опере. Исполнялись "Псковитянка" Римского-Корсакова и 1-е акты из опер "Руслан и Людмила", "Князь Игорь", "Юдифь". Балетные спектакли шли в постановке М. М. Фокина и В. Ф. Нижинского и в оформлении крупных рус. Художников. Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, А. Я. Головина, Н. К. Рериха. В них принимали участие лучшие русские танцовщики и танцовщицы, в т. Ч. Е. В. Гельцер, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский.Начиная с 1910 каждый очередной "сезон" постоянной балетной труппы Дягилева обязательно включал специально подготовленную премьеру. Первоначально это были балеты рус. Композиторов и прежде всего И. Ф. Стравинского ("Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная").

Постепенно круг музыкантов, работавших для "Р. С.", расширился за счёт заруб. Композиторов. Особенно длительным и плодотворным было сотрудничество рус. Труппы с франц. Композиторами. В 1911-13 были показаны балеты "Голубой бог" Гана, "Трагедия Саломеи" Шмитта, "Дафнис и Хлоя" Равеля, "Игры" Дебюсси и "Прелюдия к послеполудню фавна" на музыку Дебюсси. Гастроли рус. Балета явились той животворной силой, к-рая вызвала обновление нац. Балетного иск-ва мн. Европ. Стран.С 1913 "Р. С." стали менее периодичными, труппа пополнялась иностр. Танцовщиками и постепенно теряла нац. Рус. Характер, позднее совсем оторвалась от родины и превратилась в интернациональное предприятие "Русский балет С. П. Дягилева". "Р. С." с триумфальным успехом продемонстрировали богатство рус.

Музыки, исключительно высокий уровень нац. Исполнит. Культуры, декорационно-постановочного мастерства и сыграли большую роль в популяризации рус. Муз. Иск-ва за границей.Литература. Луначарский A., Русские спектакли в Париже, "Театр и искусство", 1913, 9 июня. Его же, Русский и американец в большом парижском сезоне, там же, 1914, 8 июня. Его же, Русские спектакли в Париже, "Современник", 1914, кн. 13-15. Его же, Новинки дягилевского сезона, "Вечерняя Москва", 1927, 28 июня. См. Также в кн. Луначaрский А. В., В мире музыки. Статьи и речи, М., 1958, 1971. Соколова Н., Мир искусства, М.-Л., 1934, с. 210-16. Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, ч. 1 - Хореографы (Л., 1971). Lieven P., The birth of Ballets-Russes, Boston-N.

Y., 1936. Grigoriev S. L., The Diaghilev ballet. 1909-1929, (L., 1953), 1960. См. Также лит. При ст. Дягилев С. П.Р. Г. Косачёва.

Значения в других словарях
"Рудольфинум"

(Rudolfinum) - здание в Праге, объединявшее консерваторию, конц. Зал (с органом) и музей художеств. Промышленности. Построено в 1874-1881 по проекту арх. Й. Зитека (завершено в сотрудничестве с Й. Шульцем. Работы в интерьерах закончены в 1885). Консерватория помещалась в нём с 1884. В 1918 конц. Зал был переоборудован для заседаний парламента (до 1930). Ныне "Р." - Дом работников иск-в.. ..

"Русская музыкальная газета"

Рус. Муз. Журнал. Издавался в Петербурге в 1894-1918. Выходил в 1894-98 ежемесячно, в 1899-1918 - еженедельно (в 1913-16 с приложением "Библиографический листок"). Издатель-редактор - H. P. Финдейзен. В работе редакции журнала активное участие принимали А. В. Оссовский и Е. М. Петровский, сотрудничали мн. Видные муз. Деятели. Одно из лучших рус. Дореволюц. Муз. Изданий, журн. "Р. М. Г." отстаивал реалистич. Традиции муз. Иск-ва, публиковал на своих страницах статьи по вопросам истории и теории м..

"Русские симфонические концерты"

("Общедоступные русские симфонические концерты") - концерты, организованные М. П. Беляевым и проводившиеся в Петербурге (Петрограде) с 1885 до сер. 1918 с целью пропаганды творчества рус. Композиторов. "Р. С. К." предшествовал концерт рус. Музыки (названный "Репетиция сочинений А. К. Глазунова"), к-рый состоялся 27 марта 1884 в зале Петропавловского уч-ща под упр. Г. О. Дютша. Концерт, прошедший 23 нояб. 1885 в зале Дворянского собрания (в программе соч. А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского..

"Русский музыкальный вестник"

Муз. Журнал. Издавался в 1880-82 в Петербурге. Выходил еженедельно с нотным приложением. Издатели-редакторы - А. А. Астафьев и В. Н. Мандельштам, позднее A. А. Астафьев и Л. А. Ильинская. Публиковались статьи по разл. Вопросам рус. Муз. Иск-ва, эстетики, инструментоведению, биографич. Заметки о музыкантах, нотография, хроника текущей рус. И заруб. Муз. Жизни. В журнале сотрудничали. К. Э. Вебер, П. П. Веймарн, С. А. Гедеонов, М. О. Петухов и др. Продолжением "Р. М. В." был журнал "Русский музыка..

Дополнительный поиск "Русские сезоны" "Русские сезоны"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Русские сезоны"" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Русские сезоны", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 16 символа