Ревуцкий Л. Н.

137

Лев Николаевич (8 (20) II 1889, с. Иржавец, ныне Черниговской обл. - 30 III 1977, Киев) - сов. Композитор, педагог, муз.-обществ, деятель. Нар. Арт. СССР (1944). Академик АН УССР (1957). Герой Социалистич. Труда (1969). Деп. Верх. Совета УССР 2-5-го созывов. В 1916 окончил Киевскую консерваторию по классу композиции у Р. М. Глиэра и юридич. Ф-т Киевского ун-та. С 1924 началась многолетняя плодотворная педагогич. Деятельность Р. В 1924-41 и с 1944 преподавал теорию композиции в Киевской консерватории (до 1934 - Муз.-драм, ин-т им. Н. В. Лысенко), с 1935 профессор. В 1941-44 зав. Кафедрой композиции, теории и истории музыки Ташкентской консерватории. Среди учеников - И. И. Акбаров, В. Б. Гомоляка, Н. В. Дремлюга, Г. Л. Жуковский, В. Д. Кирейко, Г. И. Майборода, П. И. Майборода, А.

Г. Свечников, А. Д. Филиппенко. С 1932 чл. Правления CK УССР, с 1944 пред. CK УССР, с 1948 чл. Правления CK СССР.Композиторский стиль Р. Сформировался на основе глубокого постижения нац. Фольклора (его первые муз. Впечатления связаны с укр. Нар. Песнями, к-рые он слышал в родном селе) и претворения традиций совр. Ему проф. Музыки (значит. Воздействие на композитора оказали Н. В. Лысенко и Р. М. Глиэр). Для произв. Р. Характерны светлая оптимистич. Настроенность, сочетание целомудренного лиризма и эпической широты. Его соч. Свойственны уравновешенность интеллектуального и эмоционального начал, полное выявление заложенных в теме выразит. Возможностей. Мелодии его произв. Близки укр. Нар. Песням, они диатоничны и характеризуются закруглённостью очертаний.

Ясный, плавный мелодизм сочетается у Р. С напряжённой сложной гармонией. Для гармонич. Языка Р. Характерны обилие многозвучных аккордов, частые секвенции, многочисленные альтерации (идущие, с одной стороны, от ладовой природы укр. Думы, с другой - от гармонич. Стиля европ. Музыки кон. 19 - нач. 20 вв.). Инстр. Фактура его произв. Тщательно отделана (нередко он по неск. Раз возвращался к своим соч.).Творчество Р. Составляет важный этап в развитии укр. Муз. Культуры. 2-я симфония и фп. Концерт - первые значит. Произв. Данных жанров в укр. Сов. Музыке (2-я симфония осн. На укр. Нар. Мелодиях. Её мужеств. Оптимистич. Образы отражают сов. Действительность). Выдающийся вклад внёс Р. В развитие жанра обработки нар. Песни, создав более 120 обработок, в числе к-рых циклы "Сонечко" ("Солнышко"), "Галицькi nicнi", историч.

И казацкие песни, а также отдельные обработки - "Чуєєш, брате мiй" ("Слышишь, брат мой"), "Ти кропивонько", "Рекрутська", "Дiд iде" ("Дед идёт") и др. Фп. Произв. Р. Отмечены изяществом фактуры. В фп. "Песне" художественно обобщены особенности укр. Нар. Песни - лирич. И эпич., а также такого своеобразного жанра, как дума. Творч. Наследие Р. Сравнительно невелико. Высокие художеств. Достоинства его произв. Обеспечили им выдающееся место не только в укр. Музыке, но и в сов. Муз. Иск-ве в целом.Сочинения. Для солистов, хора и орк. - кантата-поэма Хустина (на слова стихотворения "У недiлю не гуляла" Т. Г. Шевченко. С фп. В 1923, с орк. В 1944). Ода песне (сл. M. P. Рыльского, 1956). Для орк. - 2 симфонии (1920, 2-я ред. 1957. 1927, 2-я ред. 1940, Гос. Пр. СССР, 1941. 3-я ред.

1970). Концерт F-dur для фп. С орк. (1934, 2-я ред. 1963. Гос. Пр. УССР им. Т. Г. Шевченко, 1966). Для фп. - соната h-moll и ряд пьес. Св. 120 обр. Нар. Песен, в т.ч. Циклы - Галицькi nicнi (1928), Козацькi nicнi (20-e гг.), Сонечко (1-е изд. 1926). 2 хора на сл. Т. Г. Шевченко - Ой, чого ти почорнiло, У перетику ходила. Песни и хоры на слова сов. Поэтов. Песни для детей. Ред. Оперы Н. В. Лысенко "Тарас Бульба" (1937. Последняя ред. 1955).Литература. Автобиографическая заметка, "СМ", 1940, No 7. Киселёв Г., Л. Н. Ревуцкий. К 60-летию со дня рождения, там же, 1949, No 4. Его же, Л. Ревуцкий, в сб. Из истории русско-украинских музыкальных связей, М., 1956, с. 392- 415. Шеффер Т., Л. М. Ревуцький. Нарис про життя i творчiсть, Кипв, 1958. Её же, Л. Н. Ревуцкий. Народный артист СССР, Кипв, 1960.

Её же, Л. Ревуцький, KИпB, 1973. Бялик М., Л. Н. Ревуцкий. Очерк жизни и творчества, М., 1963. Его же, Л. Ревуцький, Кипв, 1973. К 75-летию Л. Ревуцкого, "СМ", 1964, No 2. Горюхiна Н., Симфонiзм Л. М. Ревуцького, Кипв, 1965. Клин В., Л. Ревуцький - композитор-niaнicт, Кипв, 1972.Т. В. Шеффер.

Значения в других словарях
Революционная песня

Нар. Песня, преим. Хоровая, выражающая идеи борьбы трудящихся масс за освобождение от классового и нац. Гнёта. Сложилась как новейший жанр фольклора в передовых европ. Странах в эпоху бурж. Революций кон. 18 и сер. 19 вв. Обрела классич. Формы художеств. Выражения и получила всенародное распространение в эпоху пролет. Революций кон. 19 - 1-й пол. 20 вв. Историч. Типы Р. П. Складывались на протяжении столетий в освободит. Движении крестьян и ремесленников 15-18 вв. Это и чеш. Гуситские гимны, и н..

Ревуцкий Д. Н.

Дмитрий Николаевич (24 III (5 IV) 1881, с Иржавец, ныне Черниговской обл. - 29 XII 1941, Киев) - сов. Музыковед, фольклорист, литературовед. Брат Л. Н. Ревуцкого. В 1906 окончил историко-филологич. Ф-т Киевского ун-та. Муз. Образование получил под рук. Н. В. Лысенко. В 1907-18 преподавал в гимназиях в Таллине и Киеве. В 1918-23 - в киевском Муз.-драм. Ин-те им. Н. В. Лысенко. В 1923-34 сотрудник этнографич. Комиссии АН УССР, с 1938 ст. Науч. Сотрудник Ин-та фольклора АН УССР.Р. - один из основоп..

Ревуэльтас С.

(Revueltas) Сильвестре (31 XII 1899, Сантьяго-Папаскьяро - 5 X 1940, Мехико) - мекс. Композитор, скрипач и дирижёр. В 1913-16 учился в Нац. Консерватории Мехико по классу скрипки у X. Рокабруны, композиции - у Р. X. Тельо, в 1918-20 - в Муз. Колледже Чикаго у Саметини (скрипка) и Ф. Боровского (композиция). В 1922-24 там же совершенствовался как скрипач у П. Коханьского и О. Шевчика. В 1928-35 был 2-м дирижёром Симф. Оркестра Мехико (позже - Нац. Симф. Оркестр), пропагандируя совм. С К. Чавесом ..

Ревю

(франц. Revue, букв. - обозрение) - театр, представление из ряда небольших относительно самостоятельных драм. Сцен со вставными эстр. Песнями, танцами, цирковыми номерами. Р. Соединяет в себе элементы оперетты, балета, театров кабаре и варьете. Как правило, общий сюжет в Р. Отсутствовал, все эпизоды связывали единый состав исполнителей и некая общая идея. Музыка в Р. Занимала подчинённое положение, однако отд. Муз. Номера из Р., гл. Обр. Эстр. Песни и танцы, порой приобретали популярность и испо..

Дополнительный поиск Ревуцкий Л. Н. Ревуцкий Л. Н.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ревуцкий Л. Н." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ревуцкий Л. Н., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 14 символа