Риман К. В. Ю. Х.

94

(Riemann) Карл Вильгельм Юлиус Xуго (18 VII 1849, Гросмельра, близ г. Зондерсхаузен - 10 VII 1919, Лейпциг) - нем. Музыковед. Род в семье композитора-любителя. Занимался музыкой под рук. Г. P. Франкенбергера, А. Бартеля, Т. Ратценбергера и др. Изучал право, историю и философию в ун-тах Берлина и Тюбингена (1868-70). В 1871 поступил в Лейпцигскую консерваторию, где учился по классам фп. И композиции у К. Г. Рейнеке, гармонии - у С. Ядассона. В 1873 в Геттингене защитил диссертацию "Ьber das musikalische Hцren" (издана под назв. "Musikalische Logik...", Lpz., 1874). До 1878 был дирижером и педагогом в Билефельде, затем приват-доцентом в Лейпцигском ун-те. Преподавал в Бромберге (1880), в Гамбургской консерватории (1881-90, класс фп.

И теоретич. Предметы), в консерватории Висбадена (1890-95). В 1895 вернулся в Лейпциг. Работал в ун-те (с 1901 профессор), с 1905 - в новом Ин-те музыкознания (Collegium musicum, с 1911 профессор). С 1914 директор гос. Исследовательского Ин-та муз. Науки. Почетный член академии "Санта-Чечилия" в Риме (1887), Корол академии во Флоренции (1894).Деятельность Р. Необычайно широка по масштабам и тематике. Как историк и теоретик он охватил все области музыковедения, проявив стремление к универсальной систематизации. Теоретич. Воззрения Р. Сложились преим. На основе утверждения закономерностей классич. Иск-ва (прежде всего венских классиков). В центре интересов Р. - проблемы структуры муз. Произв., поставленные в связь с др. Сторонами муз.

Иск-ва. В области гармонии как теоретич. Дисциплины Р. Являлся основоположником т. Н. Функционального направления. Он высоко ценил гармонич. Концепции Ж. Ф. Рамо, использовал в исследованиях данные акустики и муз. Психологии. В сфере полифонии Р. Пересмотрел антиисторич. Положения традиц. Школы И. Фукса и пытался подчинить учение о полифонии закономерностям гармонич. Мышления. Рассматривая проблемы метра и ритма, Р. Выдвинул в качестве основного принцип ямбического строения элементов муз. Формы (как мелких, так и крупных). Осн. Формообразующими элементами музыки он считал гармонию и ритм, а осн. Носителями выразительности - мелодию, динамику и агогику. Р. Разработал методологию муз. Анализа, основанную на понимании произв. Как стройной организации структурных элементов, начиная от мотива и вплоть до формы целой части, даже цикла частей.

Уязвимым в методе анализа Р. Было то, что он исходил из стиля одной только венской классической школы. Помимо того, он недооценивал значения хореических образований, что приводило его к разл. Рода натяжкам. Это проявилось в многочисл. Работах Р., посв. Анализу муз. Произв. (напр., фуг И. С. Баха или фп. Сонат Л. Бетховена). Спец. Работы Р. Посвятил вопросам муз. Инструментария, оркестра, партитуры, а также исполнительства (особенно на фп.), истории нотописания, муз. Теории, муз. Эстетики, в к-рой он брал за основу значительность содержания, идеи произв. И совершенство воплощающей его формы. Теоретич. Мышление Р. Совмещало в себе догматич. Черты (систематизация правил, рекомендации), глубоко науч. Поиск и смелые творч. Идеи, приведшие к ряду открытий.

В области музыковедения труды Р. Основаны большей частью на новых фактах, особенно в истории муз. Теории, нотописания и муз. Стиля 17-18 вв. Ряд проблем Р. Раскрыл по-новому, в частности проблему формирования венской классич. Школы, исследовав творчество композиторов мангеймской школы, и опубликовав множество их симф. Произв. Историю музыки Р. Представлял преим. Как историю жанров, форм, способов изложения, муз. Стилей. Основополагающий труд Р. В этой области - "Руководство по истории музыки" ("Handbuch der Musikgeschichte", Bd 1-2, 1904-13). Разработал ряд принципов периодизации, но в их применении бывал непоследовательным и смешивал разные критерии. Спец. Работу Р. Посвятил истории муз.-теоретич. Мысли. Многие его труды используются как пособия (особенно "Катехизисы").

Целая группа их может быть отнесена к категории справочников, среди к-рых мировую известность приобрел "Музыкальный словарь" ("Musiklexikon", В., 1882), на базе к-рого вышло в свет 12 изданий (переиздавался, уточнялся и дополнялся с участием видных музыковедов (12. Aufl., Bd 1-5, 1959-75, hrsg, von W. Gurlitt, H. H. Eggebrecht, C. Dahlhaus). Ряд изданий словаря Р. Переведён на разные яз. (рус. Пер., ред. И доп. Ю. Энгеля, 1901). Автор муз. Произведений.Сочинения. Die objektive Existenz der Untertцne in der Schallwelle, В., 1875. Musikalische Syntaxis, Lpz., 1877, переизд., Niederwalluf-Wiesbaden, 1971. Studien zur Geschichte der Notenschrift, Lpz., 1878, переизд., Hildesheim, 1970. Skizze einer neuen Methode der Harmonielehre, Lpz., 1880, 1929.

Neue Schule der Melodik, Hamb., 1883. Elementar-Musiklehre, Hamb., 1883. Musikalische Dynamik und Agogik, Hamb., 1884. Systematische Modulationslehre als Grundlage der musikalischen Formenlehre, Hamb., 1887 (рус. Пер. - Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах, М.-Лейпциг, 1898). Opern-Handbuch, (TI 1-3), Lpz., 1887-1893. Wie hцren wir Musik. Drei Vortrдge, Lpz., 1888, 1923. Katechismus des Klavierspiels, Lpz., 1888 (рус. Пер. - Катехизис фортепианной игры, M., 1892, 4929), Lehrbuch des einfachen, doppelten und imitierenden Kontrapunkts, Lpz., 1888,4-6 1921, Katechismus der Musikgeschichte, Tl 1-2, Lpz., 1888, 1914 (рус. Пер. - Катехизис истории музыки, ч. 1-2, М., 1895-96), Katechismus der Musikinstrumente, Lpz., 1888, 4908, Katechismus der Orgel, Lpz., 1888, 1901.

Allgemeine Musiklehre (Katechismus der Musik), Lpz., 1888, 1908. Anleitung zum GeneralbaЯ-Spielen, Lpz., 1889, 1922, Katechismus der Akustik, Lpz., 1891 (рус. Пер. - Акустика с точки зрения музыкальной науки, М., 1898). Vereinfachte Harmonielehre, L.-N. Y., 1893 (рус. Пер. - Упрощенная гармония, или Учение о тональных функциях аккордов, М.-Лейпциг, 1896, то же, 1901), Geschichte der Musiktheorie im IX.-XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898, Hildesheim, 1961, Die Elemente der musikalischen Дsthetik, B.-Stuttg., (1900). Geschichte der Musik seit Beethoven (1800-1900), В.-Stuttg., 1901. Grosse Kompositionslehre, Bd 1-3, B.-Stuttg., 1902-13, Anleitung zum Partiturspiel, Lpz., 1902, 1924. Katechismus der Orchestrierung, Lpz., 1902, 1921.

System der musikalischen Rhythmik und Metrick, Lpz., 1903, переизд., Niederwalluf-Wiesbaden, 1971. Handbuch der Musikgeschichte, Bd 1-2, Lpz., 1904-13, 4919-22, переизд., N. Y., 1972, Das Problem des harmonischen Dualismus, Lpz., 1905. Normal-Klavierschule fьr Anfдnger, Lpz., 1906. Kleines Handbuch der Musikgeschichte, Lpz. 1908, 1952. GrundriЯ der Musikwissenschaft, Lpz., 1908, 1928. Die byzantinische Notenschrift im 10. Bis 15. Jahrhundert, Lpz., 1909. Дsthetische und formal-technische Analyse mit historischen Notizen, Tl 1-3, В., 1918-19 и др.Литература. Рыжкин И., Мазель Л., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 1, М., 1934. История европейского искусствознания. Вторая пол. XIX в. - начало XX в, кн. 1-2, M., 1969.

Riemann-Festschrlft. Gesammelte Studien. Hugo Riemann zum sechzigsten Geburtstage ьberreicht von Freunden und Schьlern, (hrsg. Von С. Mennicke), Lpz., 1909 (с перечнем работ). Сrabner H., Die Funktionstheorie H. Riemanns und ihre Bedeutung fьr die praktische Analyse, Mьnch 1923. Gurlitt W., Aus den Briefen M. Regers an H. Riemann, в кн. Jahrbuch der Musikbibliothek Peters, XVIII, 1936. Его же, Hugo Riemann, Mainz, 1951. Denecke H. L., Die Kompositionlehre Hugo Riemanns, Kiel, 1937 (Diss.). Wolff H. С., Hugo Riemann der Begrьnder der systematischen Musikbetrachtung, в кн. Festschrift M. Schneider, Lpz., 1955. Federhofer H., Die Funktionstheorie H. Riemanns und die Schichtenlehre H. Schenkers, в кн. Bericht ьber den Internationalen musikwissenschaftlichen Kongress Wien, 1956, Graz-Kцln, 1958.

Reinecke H. R., H. Riemanns Beobachtungen von "Divisionstцnen" und die neueren Anschauungen zur Tonhцhenwahrnehmung, в кн. H. Albrecht in memoriam, Kassel (u. A.), 1962. Sievers G., Die Grundlagen H. Riemanns bei M. Reger, Wiesbaden, 1967. Dahlhaus С., Untersuchungen ьber die Entstehung der harmonischen Tonahtдt, Kassel (u. A.), 1968. Imig R., Systeme der Funktionsbezeichnung in den Harmonielehren seit H. Riemann, Dusseldorf, 1970, MickelsenW. C., H. Riemann's histoiry of harmonic theory..., Bd 1-2, Bloomington, 1971 (Diss.), Оrf W., Die unverцffentliche Riemann-Festschrift 1919, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1973, Jahrg. 15, H. 4.T. H. Соловьева.

Значения в других словарях
Рикка С. А.

Сиркка Андреевна (р. 4 VII 1912, Ханкок, штат Мичиган, США) - сов. Певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. Арт. РСФСР (1957). Дочь финского эмигранта, редактора рабочей газеты, и американки. Впервые выступила на сцене рабочего клуба в Детройте. В 1932 переехала с семьёй в СССР. В 1946-48 училась в Ленингр. Консерватории (на курсах усовершенствования у Е. А. Бронской), выступает с 1936, с 1939 солистка ансамбля песни и пляски "Кантеле", в 1952-65 - Карел. Филармонии. Р. Обладает чистым и звучн..

Рим

(Roma) - столица Италии, один из древнейших культурных центров Европы. 2,8 млн. Жит., с пригородами 3,6 млн. (1973). Истоки муз. Культуры восходят к Др. Риму (см. Древнеримская музыка). В обществ., гос. Жизни Римской империи музыке отводилась существ. Роль. В 4 в., с провозглашением христианства гос. Религией, Р. Стал одним из центров развития литургич. Пения. В кон. 6 в. При папе Григории I была осуществлена реформа церк. Пения (мелодич. Стиль и форма григорианского пения окончательно сложились..

Римская опера

(Teatro dell'Opera). Открыта в 1880 в Риме. До 1928 наз. Т-р "Костанци" (по имени импресарио Д. Костанци), затем "Королевский оперный театр", с 1946 - совр. Назв. (здание построено в 1880, арх. А. Сфондрини). С первых лет существования Р. О. Стала одним из лучших оперных т-ров Италии. Здесь ставились "Семирамида" Россини (1880), "Отелло" (1887) и "Фальстаф" (1893) Верди, "Манон" Массне (1894). Состоялись первые пост. Опер "Сельская честь" (1890), "Друг Фриц" (1891), "Ирис" (1898), "Маски" (1901)..

Римская премия

Большая Римская премия (франц. Grand Prix de Rome), - нац. Гос. Премия во Франции. Учреждена в 1803. Присуждается Академией иск-в ежегодно (по конкурсу) музыкантам - студентам, оканчивающим курс композиции Парижской консерватории, а также выпускникам др. Художеств. Уч. Заведений (по итогам спец. Конкурсов) - молодым литераторам, живописцам, графикам, архитекторам. На соискание Р. П. Композиторы представляют одноактную оперу (ранее представляли кантату). Авторы либретто также премируются. Лауреат..

Дополнительный поиск Риман К. В. Ю. Х. Риман К. В. Ю. Х.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Риман К. В. Ю. Х." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Риман К. В. Ю. Х., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 17 символа