Свердловский театр оперы и балета

86

(Свердловский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета им. А. В. Луначарского) - один из старейших рус. Муз. Т-ров, центр муз. Культуры Урала. Оперные антрепризы в Свердловске существовали с 1879, с 1907 - ежегодные. В 1912 построено театр. Здание (арх. В. Н. Семёнов. Зрит. Зал на 1200 мест). В 1912-14 т-р находился в ведении гор. Театр. Дирекции (пред. П. Ф. Давыдов), содержавшей труппу на обществ. Средства (дирижёр С. Барбини, режиссёр А. Я. Альтшулер). С 1915 т-р снова передан частной антрепризе. В репертуаре были оперы рус. И зап.-европ. Композиторов, в т.ч. "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Чародейка", "Майская ночь", "Демон", "Кармен", "Аида". "Андре Шенье" Джордано, "Девушка с Запада" Пуччини.После Окт.

Революции 1917 была сформирована первая сов. Оперная труппа, т-р открылся в 1919 оперой "Фауст". С 1924 стал именоваться Гос. Оперным т-ром им. А. В. Луначарского, в 1931 получил совр. Назв., с 1966 - звание академического. В 1922 пост. Первый балетный спектакль - "Коппелия". С 1924 т-р включает в репертуар произв. Сов. Композиторов. Оперы - "Трильби" Юрасовского (1924), "Орлиный бунт" Пащенко (1926), "Прорыв" Потоцкого (1929), "Декабристы" Золотарёва (1930), "Северный ветер" Книппера (1930), "Тихий Дон" (1936) и "Поднятая целина" (1937) Дзержинского, "Броненосец "Потёмкин"" Чишко (1938), "Емельян Пугачёв" Коваля (1943), "Семья Тараса" (1951), "В бурю" (1952), "Богдан Хмельницкий" Даньке-вича (1954), "Тропою грома" Магиденко (1959).

Балеты - "Красный мак" (1928), "Бахчисарайский фонтан" (1938), "Гаянэ" (1943), "Доктор Айболит" Морозова (1948), "Пламя Парижа" (1950). "Берег счастья" Спадавеккиа (1953), "Левша" Б. А. Александрова (1954). Среди пост. Классич. Репертуара. Оперы - "Мазепа" (1922), "Золотой петушок" (1923), "Хованщина" (1924), "Лоэнгрин" (1925), "Садко", "Снегурочка" (обе в 1926), "Валькирия" (1927). "Нерон" Рубинштейна (1927), "Турандот" Пуччини (1928), "Аида", "Борис Годунов" (обе в 1928), "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1935), "Самсон и Далила", "Евгений Онегин" (обе в 1937), "Иван Сусанин" (1939), "Опричник" (1940), "Руслан и Людмила" (1942), "Отелло" (1945. Гос. Пр. СССР, 1946), "Богема" (1949), "Ромео и Джульетта" (1950). "Симон Бокканегра" Верди (1955, впервые на рус.

Сцене), "Орлеанская дева" (1957). Балеты - "Лебединое озеро" (1931), "Спящая красавица" (1937), "Жизель" (1945), "Раймонда" (1949), "Корсар" (1956). Т-р постоянно обращается к произв. Уральских композиторов. Пост. Ораторию "Поэма об Урале" Фролова (1932), оперы - "Овод" (1929), "Орлёна" (1934, 3-я ред. 1973) и "Гроза" (1943, 2-я ред. 1957) Трамбицкого, "Охоня" Белоглазова (1956), "Половодье" (1962) и "Мальчиш-Кибальчиш" (1969) Кацман, "Товарищ Андрей" Гибалина (1967). Балеты - "Каменный цветок" (1944, 3-я ред. 1975) и "Бесприданница" (1958) Фридлендера и др.К нач. 30-х гг. Труппа т-ра окончательно стабилизируется. Развитию т-ра во многом способствовали певцы - Д. С. Аграновский, Я. X. Вутирас, Ф. С. Мухтарова, Д. Т. Спришевская, А. Н.

Ульянов, В. Г. Ухов. В разное время в т-ре выступали. Певцы - Д. Г. Бадридзе, М. И. Донец, А. А. Иванов, Ю. С. Кипоренко-Даман-ский, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, О. А. Петрусенко, Г. С. Пирогов, Н. Н. Середа, а также И. К. Архипова, А. А. Большаков, Ю. А. Гуляев, Б. Т. Штоколов. Солисты балета - H. P. Млодзинская, В. А. Преображенский. Муз. Руководство т-ром осуществляли дирижёры - В. В. Бердяев, Л. М. Брагинский, А. А. Людмилин, А. Э. Маргулян, А. В. Павлов-Арбенин, А. М. Пазовский, И. П. Палиев, И. О. Палицын, В. И. Пирадов, Н. А. Шкаровский, А. Д. Шморгонер, Л. П. Штейнберг. Работали режиссёры - Л. В. Баратов, H. H. Боголюбов, И. И. Келлер, B. А. Лосский, С. Д. Масловская. Балетмейстеры - П. К. Иоркин, В. А. Кононович, M. P. Моисеев, C. Н. Сергеев. Художники - A. B. Дубровин, А. И. Константиновский, А. А. Кузьмин, В. А. Людмилин, Б. А. Матрунин.В 60-70-е гг. Т-р уделяет много внимания произв.

Сов. Композиторов, осуществляются также новые пост. Классич. Репертуара. Значительно повышается художеств. Уровень спектаклей. Среди пост. Этих лет. Оперы - "Руслан и Людмила" (1960). "Орлиное племя" Бабаева (1961), "Бравый солдат Швейк" (1962) и "Юкки" (1969) Спадавеккиа, "Заза" Леонкавалло (1962), "Обручение в монастыре" (1963). "Джоконда" Понкьелли (1963), "Укрощение строптивой" (1964), "Хованщина" (1964, в ред. Д. Д. Шостаковича), "Богема" (1965). "Анна Снегина" Холминова, "Дон Жуан" (обе в 1967). "Ромео, Джульетта и тьма" (1967), "Русская женщина" (1970), "Зори здесь тихие" (1975) Молчанова, "Дон Карлос" (1968), "Псковитянка" (1971), "Паяцы", "Даиси" (обе в 1972). "Арабелла" Р. Штрауса (1974, впервые в СССР), "Князь Игорь" (1976).

Балеты - "Янко-музыкант" Юровского (1961), "Пер Гюнт" на музыку Грига (1962), "Жизель", "Дон Кихот" (оба в 1963). "Конёк-Горбунок" Щедрина (1964), "Барышня и хулиган" (1964) и "Ленинградская симфония" (1968) на музыку Шостаковича, "Спартак" (1966). "Антоний и Клеопатра" Лазарева (1970), "Легенда о любви" Меликова (1971), "Сонеты" на музыку Б. Бриттена (1973), "Собор Парижской богоматери" на музыку Пуньи, Глиэра и Василенко (1973), "Коппелия" (1974). "Слуга двух господ" Чулаки (1976).В труппе т-ра (1977). Певцы - нар. Арт. РСФСР B. М. Нестягина, засл. Арт. РСФСР О. А. Агафонов, М. Г. Васильева, H. H. Голышев, Л. А. Громыко, Г. М. Зелюк, Л. Т. Коновалова, Л. Э. Краснопольская, А. С. Шабунио, артисты Т. И. Бобровицкая, А. Р. Бондарец, В. В. Ефимов, А. П. Жилкин, C.

В. Зализняк, Н. Т. Иванова, А. И. Кириченко, Н. С. Моисеенко, В. М. Огновенко, Н. М. Паздникова, В. Ю. Писарев, О. С. Плетенко, Э. С. Сафонова, А. В. Северянина и др. Солисты балета - засл. Арт. РСФСР Е. Р. Гускина, засл. Арт. Чуваш. АССР А. Ф. Фёдоров. Педагоги-репетиторы - нар. Арт. СССР Н. И. Меновщикова, засл. Арт. РСФСР К. Г. Черменская. Артисты балета - Л. А. Воробьёва, А. А. Григорьев, Е. Н. Давыдова, Н. А. Ильченко, М. П. Окатова, Н. В. Остапенко, Ю. И. Супрунов и др. Гл. Дирижёр - засл. Деят. Иск-в РСФСР и Тат. АССР К. К. Тихонов, дирижёр - засл. Арт. Казах. ССР Е. В. Манаев, гл. Режиссёр - нар. Арт. РСФСР М. Л. Минский, гл. Балетмейстер - М. Н. Лазарева, гл. Хормейстер - Н. Г. Попович, гл. Художник - нар. Худ. РСФСР Н. В. Ситников. Т-р гастролирует во мн. Городах Сов. Союза. В 1962 награждён орденом Трудового Красного Знамени.Литература. Боголюбов H. H., Полвека на оперной сцене, М., 1957.

Его же, Шестьдесят лет в оперном театре. Воспоминания режиссёра, (М.), 1967, с. 272-79. Mайбурова Е. В., Музыкальная жизнь Екатеринбурга, в кн. Из музыкального прошлого. Сб. Очерков, ред.-сост. Б. С. Штейнпресс, в. 1, М., 1960. Хлёсткина M. H., Двадцать два сезона Свердловской оперы (1919-1941), там же, в. 2, М., 1965. Лемшев С., Путь к искусству, М., 1968, с. 78-87. Келлер И., Минувшее проходит предо мною..., "Урал", 1972, No 4. Свердловский академический начинался так..., там же, 1972, No 10. Вутирас Я. X., О друзьях-товарищах, там же, 1973, No 4, 1974, No 10.M. H. Хлёсткина..

Значения в других словарях
Свенсен Ю. С.

Свендсен (Svendsen) Юхан (Йохан) Северин (30 IX 1840, Осло - 14 VI 1911, Копенгаген) - норв. Композитор и дирижёр. Начальное муз. Образование получил под рук. Отца - дирижёра воен. Оркестра. Играл на скрипке, флейте, кларнете. Сочинял музыку с детских лет. С 12 лет играл на кларнете в. Воен. Оркестре, затем на скрипке в театр. Оркестре в Осло. Одноврем. Брал уроки теории музыки и композиции у К. Арнольда. В 1862 концертировал как скрипач в Швеции, Дании, Германии. В 1864-67 учился в Лейпцигской ..

Свердловск

(до 1924 - Екатеринбург) - центр Свердловской обл. РСФСР, один из крупнейших промышленных и культурных городов Сов. Союза. 1187 тыс. Жит. (на 1 янв. 1977). Муз. Жизнь С. На протяжении более столетия со дня основания города (1723) сводилась к нар., церк. И школьному пению, бытовому музицированию в домах меломанов из среды промышленников, чиновников и Интеллигенции. Нек-рые крупные заводчики имели небольшие крепостные театр. Труппы, оркестры, хоры. Существовали и "казённые" заводские оркестры. В 1..

Светланов Е. Ф.

Евгений Фёдорович (р. 6 IX 1928) - сов. Дирижёр, композитор и пианист. Нар. Арт. СССР (1968). В 1951 окончил. Муз.-педагогич. Ин-т им. Гнесиных по классу композиции у M. P. Гнесина, фп. - у М. А. Гурвич. В 1955 - Моск. Консерваторию по классу композиции у Ю. А. Шапорина, дирижирования - у А. В. Гаука. Ещё студентом стал дирижёром-ассистентом Большого симф. Оркестра Всесоюзного радио и телевидения (1954). С 1955 дирижёр, в 1963-65 гл. Дирижёр Большого т-ра, где поставил. Оперы - "Царская невеста"..

Светомузыка

Цветомузыка (англ. - colour music, нем. - Farblichtmusik, франц. - musique des couleur), - термин, применяемый для обозначения разл. Рода художеств. И науч.-технич. Экспериментов в области синтеза музыки и света. Идея "видения" музыки претерпела значит. Развитие, связанное с эволюцией науки об иск-ве. Если самые ранние теории С. Исходят из признания внечеловеческой заданности законов трансформации музыки в свет, понимаемой как некий физич. Процесс, то в последующих концепциях начинает учитыватьс..

Дополнительный поиск Свердловский театр оперы и балета Свердловский театр оперы и балета

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Свердловский театр оперы и балета" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Свердловский театр оперы и балета, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 33 символа