Серенада

178

(франц. Serenade, от итал. Serenata, от sera - вечер. Нем. Serenade, Stдndchen). 1) Песня, представляющая собой обращение к возлюбленной. Истоком такой С. Является вечерняя песня трубадуров (serena). Вок. С. Была широко распространена в быту юж. Романских народов. Она предназначалась для исполнения в вечернее или ночное время под окном возлюбленной. Певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне, мандолине или гитаре. Со временем подобного рода вок. С. Вошла в оперу (серенада Дон Жуана из одноим. Оперы Моцарта, серенада графа из оперы "Севильский цирюльник" Россини и др.), вместе со своей разновидностью - песней в честь возлюбленной, прославляющей её достоинства,- стала жанром камерной вок. Музыки. Широко известны шубертовские "Вечерняя серенада" ("Stдndchen") на текст Л.

Рельштаба (его "Утренняя серенада" во многом представляет тип "утренней песни" - см. Альборада), С. На текст Ф. Грильпарцера (для соло контральто, жен. Хора и фп.). Серенады имеются и среди песен Ф. Шуберта, не носящих этого названия (напр., песня "К Сильвии" - "An Sylvia"). В последующее время С. Для голоса и фп. Создавали Р. Шуман, И. Брамс, Э. Григ, М. И. Глинка ("Я здесь, Инезилья", "Ночной Зефир", "О дева чудная моя"), А. С. Даргомыжский ("Ночной зефир"), П. И. Чайковский ("Серенада Дон Жуана") и др. Композиторы.2) Сольная инстр. Пьеса, воспроизводящая характерные черты вок. Серенады. Образцами С. Могут служить No 36 из "Песен без слов" для фп. Мендельсона-Бартольди, С. Из "Думок" для фп. Трио Дворжака, С. Для скрипки и фп. Аренского. Изредка особенности вок.

С. Имитируются и в ансамблевой музыке. Яркий пример - С. Andante cantabile из струн. Квартета Й. Гайдна (Hob. III, No 17), где выделяются соло и аккомпанемент, воссоздающий звучание типичных для сопровождения старинной С. Инструментов - мандолины, лютни, гитары.3) Циклич. Ансамблевое инстр. Произв., родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну. Первоначально С. Создавались в честь к.-л. Особы и предназначались для исполнения на открытом воздухе. В инстр. Составе главенствующее положение занимали дух. Инструменты. С. Часто начинались и заканчивались маршами, как бы изображавшими приход и уход музыкантов. Примерно к 1770 С. Утратила прикладное значение. Характерные черты С. - большее, чем в симфонии, количество частей (обычно 7-8), соединение в цикле частей, типичных для симфонии, с частями, типичными для сюиты.

Как правило, в С. Присутствует менуэт, нередко 2-3 менуэта. По стилю С. Ближе к сюите, чем к симфонии. Инстр. Состав может быть как камерным (особенно в сюитах для дух. Инструментов), так и оркестровым (используется преимущественно струн. Оркестр).В числе авторов инстр. Циклич. С. - М. Гайдн, Л. И В. А. Моцарт (наиболее известные С. - "Хаффнеровская серенада" - "Haffner-Serenade", K.-V. 250, и "Маленькая ночная музыка" - "Eine kleine Nachtmusik", K.-V. 525), Л. Бетховен (op. 8 - для скрипки, альта и виолончели, ор. 25 - для флейты, скрипки и альта), И. Брамс (ор. 11 - для большого оркестра и ор. 16 - для малого), А. Дворжак (ор. 22 - для струн. Оркестра, ор. 44 - для дух. Инструментов, виолончели и контрабаса), X. Вольф ("Итальянская серенада" для малого оркестра), Я.

Сибелиус (ор. 69 - 2 С. Для скрипки и оркестра), П. И. Чайковский (ор. 48 - для струн. Оркестра), А. К. Глазунов (ор. 7 и 11 - для симф. Оркестра) и др.4) Сочинение для пения с инстр., б. Ч. Орк. Сопровождением, создававшееся в 17-18 вв. В странах Зап. Европы в честь к.-л. Придв. Торжеств (свадьбы, дня рождения или именин коронованной особы) и исполнявшееся в костюмах и со скромным декорационным оформлением. В таких С. Обычно привлекались аллегорич. Тексты. Как правило, помимо обозначения жанра, они носят и определ. Названия, отвечающие содержанию текста. Эти С. Сближаются, с одной стороны, с писавшимися в честь подобных же событий операми (типа оперы "Золотое яблоко" - "Il pomo d'oro" Чести), с другой - с торжеств. Кантатами. В числе подобных С.

- "Ацис и Галатея" ("Acis und Galathea") Генделя (3 редакции), "Свадьба Геракла и Эбы" ("Le nozze d'Ercole e d'Ebe") Глюка. На Западе театрализованная С. Обозначается исключительно итальянским термином serenate, который прежде применялся и к С. Других родов.Литература. Hoffman H., Ьber die Mozartschen Serenaden und Divertimenti, в кн. Mozart-Jahrbuch, Jahrg. 3, Mьnch., 1929. Hausswald G., Mozarts Serenaden, Lpz., 1951. Hess R., Serenade, Cassation, Notturno und Divertimento bei M. Haydn, Mainz, 1963 (Diss.). Hausswald G., (Введение к изд.). W. A. Mozart, Neue Ausgabe sдmtlicher Werke, Serie 4, Werkgruppe 12, Bd 2-3, Kassel-Bassel - L. - N. Y., 1961-62..

Значения в других словарях
Серебрянский А. П.

(Сребрянский) Андрей Порфирьевич (1809 или 1810, с. Козловка Богучарского уезда Воронежской губ. - 3 (15) VIII 1838, там же) - рус. Поэт. Автор статьи "Мысли о музыке", высоко оценённой В. Г. Белинским. Несмотря на общую идеалистич. Концепцию, статья содержит ряд прогрессивных положений. С. Принадлежит текст популярной песни демократического студенчества "Быстры, как волны, дни нашей жизни", им написаны также два стихотворения. "Арфа" и "Музыка или эхо в октавах на русские октавы".Сочинения. Мыс..

Середа Н. Н.

Николай Николаевич (4 (16) V 1890, с. Новые Санжары Полтавской губ. - 16 II 1948, Ленинград) - сов. Певец (лирич. Тенор). Нар. Арт. РСФСР (1947). В 1922-25 занимался в Моск. Консерватории по классу пения у Г. П. Гандольфи, в 1928 совершенствовался в Германии. В 1926-33 солист Харьковского, в 1933-35 - Свердловского т-ров оперы и балета, с 1935 - Ленингр. Т-ра оперы и балета. В своём творчестве претворял лучшие традиции рус. Вок.-исполнит. Школы. Лёгкий, светлый голос тёплого тембра, ровно и своб..

Сериальность

Сериализм (франц. Musique serielle, нем. Serielle Musik - сериальная, или серийная, музыка) - одна из разновидностей серийной техники, при к-рой применяются серии разл. Параметров, напр. Серии высот и ритма или высот, ритма, динамики, артикуляции, агогики и темпа. Следует отличать С. От полисерийности (где применяются две или более серий одного, обычно высотного, параметра) и от серийности (что означает использование серийной техники в широком смысле, а также техники только высотной серии). Прим..

Серийная музыка

Музыка, сочинённая с помощью серийной техники. Принцип С. М. Не предуказывает к.-л. Конкретной гармонич. Системы. Она избирается композитором для данного соч. Вместе с серией. Композитор обращается к серийной технике тогда, когда для воплощения его замысла мажорно-минорная система оказывается непригодной. Однако встречается и С. М., вполне определённо окрашенная с точки зрения мажора и минора, хотя бы и в обновлённой и свободной их структуре (Скрипичный концерт А. Берга, g-moll - B-dur. 1-я част..

Дополнительный поиск Серенада Серенада

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Серенада" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Серенада, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 8 символа