Сигнальная музыка

120

Музыка прикладного назначения, с глубокой древности применяющаяся в вооружённых силах и в гражданском быту. Включает военные, охотничьи, пионерские и спортивные сигналы для трубы (горна) и барабанные бои, фанфарные приветственные и оповещающие сигналы парламентёров, герольдов, глашатаев, С. М. Народных празднеств и междунар. Официального церемониала. На ранней стадии развития вооруж. Сил С. М. Становится одним из важных средств, регламентирующих подготовку, боевые действия и быт войск. Рус. Летописи и иллюстрирующие их миниатюры свидетельствуют о существовании сигнальных инструментов в Др. Руси начиная с 10 в. Широкое распространение в ту пору получили рога, прямые трубы, бубны (барабаны) и накры (литавры). Эти инструменты имелись в каждом более или менее крупном отряде войск и использовались как боевые сигнальные инструменты.

Они служили надёжным средством оповещения, связи и управления войсками во время боевых действий. Сигнал к началу боя или штурма крепости обычно подавался громким звучанием всех воен. Сигнальных инструментов. Подобным же образом объявлялся отбой, сбор воинов после битвы, приказ изменить направление движения. Во время боя, особенно в 17-18 вв., применялся барабанный бой. Сигнальные инструменты нашли применение и в муз. Оформлении таких воинских ритуалов, как заря, развод караулов, встреча послов, захоронение убитых воинов. В 17 в. Сигнальные инструменты были значительно усовершенствованы. Трубы стали делать в несколько оборотов, барабаны приобрели цилиндрич. Форму и, в отличие от прежних, стали снабжаться не одной, а двумя мембранами, литавры стали изготовлять из меди или серебра и разукрашивать.

С 18 в. В войсках появился пехотный рожок. После образования рус. Регулярной армии и введения первых воинских уставов сигнальная музыка становится одной из войсковых служб. По мере развития вооруж. Сил начали складываться и воен. Сигналы, отражавшие специфику ведения боевых действий и службы каждого рода войск. Это определило и характер использования сигнальных инструментов. Так, трубы, обладавшие сильным звучанием и наибольшим диапазоном натуральных звуков, нашли применение в кавалерии и артиллерии, где все действия в учении и бою осуществлялись с помощью звуковой сигнализации, рожки - в пехоте и во флоте, флейты и барабаны - в пехоте, литавры - в кавалерии. С. М. Сохранила своё значение и тогда, когда достигла значит.

Развития военная музыка, появились штатные военные оркестры, приданные воинским частям и соединениям. Нек-рые сигнальные инструменты (трубы, рожки) приобрели значение реликвий и приравнивались к высшим боевым наградам воинских частей. Первое такое награждение состоялось в 1737, когда один из батальонов лейб-гвардии Измайловского полка, отличившегося в боях при взятии крепости Очаков, был награждён серебряной сигнальной трубой. С тех пор за особые боевые заслуги полки рус. Армии стали награждаться серебряными и георгиевскими серебряными трубами и рожками. Эти инструменты хранились наравне с полковыми знамёнами и штандартами, а сигналы на них подавались лишь в особо торжественных случаях.После Великой Окт.

Социалистич. Революции С. М. Продолжала широко применяться как в армии, так и в гражданском быту. В связи с коренным изменением способов и средств ведения боевых действий нек-рые воен. Сигналы утратили своё значение в армии (напр., кавалерийские и артиллерийские). Однако в целом сигналы в армии и во флоте остаются одним из средств оповещения и управления войсками, способствуют точному выполнению распорядка дня, достижению слаженности и чёткости действий подразделений в бою, на марше, манёврах, стрельбищах, в учебной практике. Исполнение С. М. На трубах, фанфарах и барабанах при проведении воинских ритуалов придаёт им особую торжественность и праздничность. В сухопутных войсках Сов. Армии используются труба в строе C, фанфара в строе Es и ротный барабан, во флоте - горн в строе В.

С. М. Нашла применение в обиходе пионерских организаций, где она исполняется на торжественных линейках, сборах, в походах и пр., а также при проведении спортивных мероприятий (Олимпийские игры, спартакиады, чемпионаты, соревнования, художеств. Выступления), в художеств. И учебных кинофильмах. К области С. М. Относятся и пастушеские, почтовые, ж.-д. Сигналы. Интонации С. М. Лежат в основе мн. Героических и пасторальных муз. Тем. Особенно важную роль она сыграла при формировании жанра строевого воен. Марша.См. Также Барабан, Горн, Заря, Труба, Пехотный рожок, Рог охотничий, Рожок почтовый, Фанфара.Литература. Одоевский В. Ф., Опыт о музыкальном языке, или телеграфе..., СПБ, 1833. Altenburg J. E., Versuch einer Anleitung zur heroisch-musikalischen Trompeter- und Pauker-Kunst, Halle, 1795.X.

M. Хаханян..

Значения в других словарях
Сигети Й.

(Szigeti) Йожеф (Жозеф) (5 IX 1892, Будапешт - 20 II 1973, Люцерн, Швейцария) - венг. Скрипач. Начал брать уроки игры на скрипке у своего дяди Берната С., продолжил занятия под рук. Е. Хубая в Академии музыки в Будапеште, к-рую окончил в 1905. Дебютировал в Берлине в том же году, затем выступал во Франкфурте-на-Майне в цирке-варьете (под псевдонимом Сулаги). С 1906 свыше 50 лет концертировал, сначала в Великобритании, затем в странах всех континентов. В 1917-24 руководил классом скр. Мастерства ..

Сигмейстер Э.

Зигмайстер (Siegmeister) Эли (р. 15 I 1909, Нью-Йорк) - амер. Композитор и фольклорист. Учился композиции у С. Бингема и У. Риггера в Колумбийском ун-те в Нью-Йорке (1924-27) и у Н. Буланже в Париже (1927-31), дирижированию - у А.Штёсселя в Джульярдской школе в Нью-Йорке (1935-38). В 1939 организовал и возглавил любительский вок.-инструм. Ансамбль "Исполнители американских баллад", с к-рым выступал как дирижёр (в США, 1942-1944). Преподавал в ун-те Миннесоты (1948), дирижировал симф. Оркестрами ..

Сигнатуры

(от лат. Signum - знак) - знаки муз. Нотации, применяемые гл. Обр. В генерал-басе для обозначения созвучий. См. Генерал-бас.. ..

Сидельников Н. Н.

Николай Николаевич (р. 5 VI 1930, Калинин) - сов. Композитор. Учился по классу композиции у Е. О. Месснера (1950-57) в Моск. Консерватории и в аспирантуре под рук. Ю. А. Шапорина (1957-61), одноврем. Был ассистентом в классах композиции у А. И. Хачатуряна и Ю. А. Шапорина. С 1962 преподаёт в Моск. Консерватории (с 1973 доцент). Характерные черты творчества С., проявившиеся уже в его ранних соч., - тяготение к крупным формам, живописная образность, связанная б. Ч. С яркой рус. Нац. Тематикой, про..

Дополнительный поиск Сигнальная музыка Сигнальная музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сигнальная музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сигнальная музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 17 символа