Символизм

96

(франц. Symbolisme, от греч. Sumbolon - знак, символ) - литературно-художеств. И философско-эстетич. Направление, зародившееся во Франции в творчестве поэтов С. Малларме, А. Рембо, П. Верлена, Ж. Мореаса. Как творч. Содружество франц. Литераторов С. Существовал с сер. 80-х гг. До смерти Малларме (1898), однако после распада группировки воздействие его философско-эстетич. Принципов продолжалось как во Франции, так и за её пределами. В Бельгии (М. Метерлинк, Ж. Роденбах, Э. Верхарн), Австрии и Германии (Г. Гофмансталь, Р. Рильке, Г. Гауптман, С. Георге), Польше (С. Пшибышевский), Англии (О. Уайльд), Норвегии (произв. Г. Ибсена последнего периода, К. Гамсун), России и др. Странах. Основы эстетики С. Были разработаны в кон. 60-х - 70-х гг. 19 в. Термин "С." был введён и обоснован Ж.

Мореасом в его "Манифесте символизма" (газ. "Фигаро", 18 IX 1866).Философия С., характеризующаяся отрицательным отношением к материализму и позитивизму, сложилась под воздействием платонизма и в особенности идеалистич. Концепций А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше в Германии, Вл. Соловьёва в России. Большое влияние на развитие эстетич. Принципов С. Оказали идеи нем. И франц. Романтизма, а также англ. Прерафаэлитов (направление в иск-ве и лит-ре, возникшее в 40-х гг. 19 в.). В основе гносеологии С. - понятие "сверхчувственной интуиции", к-рая отождествляется с мистическим проникновением в тайны "идеального" мира, скрытые под покровом реальной действительности. Проникновение в идеальный, "запредельный" мир посредством интуиции художника является, по мнению символистов, высшей формой познания, противопоставляемой ими науч.

Рационалистическому методу познания (А. Белый, "О смысле познания", П., 1922).Рус. С. Появившийся в нач.90-х гг. 19 в. (к "старшим" символистам относятся Н. M. Минский, Д. С. Мережковский, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб, З. Н. Гиппиус. К "младшим", выступившим в 1900-х гг., - А. А. Блок, А. Белый, Л. Л. Эллис, Ю. Балтрушайтис, Вяч. И. Иванов), воспринял от западноевропейского ведущие эстетич. Установки. Однако, оформившись в самостоят. Течение, в "школу творчества" и "лабораторию исканий" (А. Белый), приобрёл специфич. Черты. Они неразрывно связаны с обстановкой глубоких обществ. Потрясений и напряжённых исканий во всех областях идеологии и иск-ва. Черты С. Проявились также в области театра - гл. Обр. В деятельности режиссёров П. Фора и О. Люнье-По (Франция), А.

Аппиа (Швейцария), Г. Крэга (Англия), P. P. Комиссаржевского и В. Э. Мейерхольда (Россия). В изобразит. Иск-ве С. Получил значительно менее яркое выражение, чем в лит-ре и театре, и не сложился в оформленное направление. Элементы С. Заметны в творчестве Пюви де Шаванна, М. Дени, О. Родена (Франция), А. Бёклина и X. Годлера (Швейцария), в России - в живописи В. Э. Борисова-Мусатова, М. А. Врубеля, художников группы "Голубая роза" - П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, А. А. Арапова, литов. Художника М. Чюрлёниса.Признавая вслед за романтиками высшей формой иск-ва музыку, открывающую иррациональным путём сокровенную сущность мира, тайну, Идею, символисты стремились приблизить выразит. Средства лит-ры и живописи к музыкальным (звуковые стихи К. Бальмонта, "симфонии" А.

Белого, "живопись-музыка" М. Чюрлёниса). В самой же музыке черты С. Проявились лишь опосредованно, в первую очередь в произв., навеянных образами символистской лит-ры. Утончённой лирики, хрупкой, бесплотной, истаивающей. Настроений сумеречных, полных неясных предчувствий, тревожных ожиданий, мистических прозрений ("Пеллеас и Мелизанда", нек-рые прелюдии К. Дебюсси). Однако художеств. Средства воплощения этих образов не были специфическими, как в лит-ре, а ограничивались в основном арсеналом муз.-выразит. Средств импрессионизма.Наиболее яркий и единственный в своём роде пример отражения черт С. В муз. Иск-ве - творчество А. Н. Скрябина, что связано с исключит. Ролью философско-концепционного начала в его музыке. Филос. Воззрения Скрябина имеют много точек соприкосновения с эстетич.

Установками С. (поиски мирового и космического единства. Взгляд на творчество как на культово-обрядовый акт. Идея орфеизма и пророческого служения художника, граничащая с мессианством). Близки, нередко тождественны образы-символы поэзии Блока, Сологуба и программных комментариев музыки Скрябина (авторских или санкционированных автором). "Далёкая звезда", "Дерзающий дух", "Прометей", "Божественная игра" и др. В нек-рых особенностях формообразования зрелых произв. Скрябина можно видеть параллели с отд. Приёмами стихосложения символистской поэзии (см. У Н. Котлера, 1940). При непосредственном восприятии музыки Скрябина (вне знакомства с программно-филос. Комментариями) близость творчеству символистов, прежде всего русских, "младшего поколения", ощущается в общей эмоциональной настроенности, напряжённом "стремлении жить удесятерённой жизнью" (Блок), тончайшей градации оттенков переживаний.

Родство музыки Скрябина и поэзии С. Проявляется также в тех аспектах (психологических, образных, языковых), в к-рых они продолжают принципы романтич. Иск-ва.Литература. Баулер A., Символизм и его значение во французской литературе, "Научное слово", 1905, кн. 2, 3. Белый A., Символизм, М., 1910. Соловьев Вл., Русские символисты, Собр. Соч., т. 7, СПБ, 1912. Иванов Вяч., Скрябин и дух революции (речь на собрании Московского скрябинского общества 24 X 1917), в его кн. Родное и вселенское, М., 1917. Шлёцер Б. Ф., Записка о "Предварительном действии", в кн. Русские пропилеи, т. 6, М., 1919. Альшванг A., О философской системе Скрябина, в сб. Александр Николаевич Скрябин. К 25-летию со дня смерти, М.-Л., 1940, с. 145-87. Вольтер Н., Символика "Прометея", там же, с.

116-44. Котлер Н., Стилевые особенности творчества Скрябина на основе анализа его IV сонаты, там же, с. 104-15. Маркус Ст., Об особенностях и источниках философии и эстетики Скрябина, там же, с. 188-210. Балашов Н. И., Символизм. Малларме, Рембо, Верлен, в кн. История французской литературы, т. 3, М.-Л., 1959. Долгополов Л., Поэзия русского символизма, в кн. История русской поэзии, т. 2, Л., 1969. Михайловский Б. В., Из истории русского символизма, в его кн. Избранные статьи о литературе и искусстве, М., 1969. Michaud G., La doctrine symboliste, P., 1947. Lethиve J., Impressionistes et symbolistes devant la presse, P., 1959.С. Г. Лялина.

Значения в других словарях
Силья А.

(Silja) Анья (р. 17 IV 1940, Берлин) - нем. Певица (сопрано) (ФРГ). Училась у отца - Э. Ван Рийна. В 10 лет дала первый концерт в Берлине, в 1955 дебютировала в Гос. Т-ре в Брауншвейге. Пела в Штутгарте, Франкфурте-на-Майне, на фестивалях в Экс-ан-Провансе (1959), Байрёйте (1960), на Голландском фестивале (1968). Среди лучших партий - Леонора ("Фиделио"), Рената ("Огненный ангел" Прокофьева). Исполняла партии в онерах Р. Вагнера, Р. Штрауса, А. Берга, А. Шёнберга, В. А. Моцарта.. ..

Симандль Ф.

(Simandl) Франтишек (1 VIII 1840, Блатна, Чехия - 13 XII 1912, Вена) - чеш. Контрабасист, педагог и композитор. Учился у Й. Грабье (контрабас) в Пражской консерватории (1855-61). Позднее работал в Вене. Был первым контрабасистом Венского придв. Оркестра. С 1869 профессор по классу контрабаса Венской консерватории. Был известен как выдающийся солист-контрабасист, гастролировавший во мн. Городах Европы, в т. Ч. В Петербурге (1909). Написал инструктивные работы - "Новейший метод игры на контрабасе"..

Симеонов К. А.

Константин Арсеньевич (р. 7(20) VI 1910, с. Кознаково, ныне Калининской обл.) - сов. Дирижёр. Нар. Арт. СССР (1962). В 1918-28 учился в классах при Ленинградской академической капелле им. М. И. Глинки и пел в ней под рук. М. Г. Климова. В 1928-31 дирижёр капеллы. В 1936 окончил Ленингр. Консерваторию у И. А. Мусина. Занимался также у А. В. Гаука и С. В. Ельцина. В 1936-41 работал в Петрозаводске, возглавлял Симф. Оркестр БССР. В 1946 получил 1-ю пр. На Всесоюзном смотре молодых дирижёров (Ленинг..

Симеонова Н. Д.

Недялка Димитрова (2 XII 1901, Хасково - 14 III 1959, Париж) - болг. Скрипачка и педагог. Засл. Арт. НРБ (1950). Получила домашнее начальное муз. Образование (дочь музыканта). С 8 лет выступала в разл. Городах Европы и в США. Совершенствовалась у Г. Хавемана в Дрездене (1914-20), затем у Л. Ауэра в Нью-Йорке (1921-23). Много гастролировала в разных странах. В 1946-59 профессор по классу скрипки Гос. Муз. Академии (с 1954 - Болг. Гос. Консерватория) в Софии, выступала с сольными концертами. Испол..

Дополнительный поиск Символизм Символизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Символизм" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Символизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа