Симфоническая музыка

157

Музыка, предназначенная для исполнения симф. Оркестром. Наиболее значительная и богатая область инстр. Музыки, охватывающая и крупные многочастные произв., насыщенные сложным идейно-эмоциональным содержанием, и мелкие муз. Пьесы. Симф. Оркестр, соединяющий в себе разнообразные инструменты, предоставляет творцу музыки богатейшую палитру звуковых красок, выразит. Средств, технич. Возможностей для воплощения художеств. Замыслов.Исполнение муз. Произв. Большими инстр. Ансамблями и оркестрами практиковалось и в античности, и в средневековье, но лишь на исходе эпохи Возрождения инстр. Музыка стала равноправной с вокальной. Постепенно вырабатывался независимый от хор. Многоголосия специфически инструментальный (ансамблево-оркестровый) стиль.

Музыка для оркестра развивалась в постоянном взаимодействии с др. Видами муз. Иск-ва - с музыкой камерной, органной, хоровой, оперной. Характерные жанры 17 - 1-й пол. 18 вв. Танц. Сюита, концерт - ансамблево-оркестровый (см. Concerto grosso), позднее сольный (см. Концерт), увертюра (симфония) оперного образца (сначала как вступление к опере, балету, затем и самостоятельная). Разновидности сюиты 18 в. Дивертисмент, серенада, ноктюрн, кассация. Мощный подъём С. М. Связан с выдвижением на передний план симфонии, развитием её как циклич. Сонатной формы и совершенствованием классич. Типа симф. Оркестра. В этом отношении большую роль сыграли мангеймская школа и особенно венская классическая школа. В творчестве венских классиков произошло окончат.

Размежевание между С. М. И музыкой камерно-ансамблевой, сложились классич. Тины симфонии (четырёхчастный цикл), концерта (трёхчастный цикл), увертюры (одночастное соч. В сонатной форме). В 19 в. Расширились возможности симф. Оркестра. Увеличился его состав, были усовершенствованы старые инструменты, введены новые. В связи с усложнением орк. Партитур возросла роль дирижёра (см. Дирижирование). В симфонию и др. Виды С. М. Нередко стали вводить хор и сольные вок. Голоса. С др. Стороны, усилилось симф. Начало в вок.-орк. Сочинениях (кантате, оратории), опере и балете. Большое значение приобрела симф. Программная музыка. Конц. Увертюра на определ. Сюжет, симфония, снабжённая лит. Программой, симфоническая поэма и родственные ей жанры (симфоническая картина, симфоническая фантазия и т.п.), сюита программного типа, часто составленная из номеров театральной (в т.ч.

Балетной, оперной) музыки, но нередко и самостоятельная. К жанрам С. М. Относятся также симфониетта, симф. Вариации, фантазия (также увертюра) на нар. Темы, рапсодия, легенда, каприччо, скерцо, попурри, марш, разл. Танцы (в т.ч. В виде цикла - симф. Танцы), разл. Рода миниатюры и т.п. В конц. Симф. Репертуар входят также отд. Орк. Фрагменты из опер, балетов, драм, пьес, кинофильмов.С. М. 19 в. Воплотила огромный мир идей и эмоций. В ней нашли выражение темы широкого обществ. Звучания, глубочайшие переживания, картины природы, быт и фантастика, нац. Характеры, образы пространственных иск-в, поэзии, фольклора. С. М. 20 в., развив многие элементы музыки прошлого, внесла новое в содержание и структуру произв., отразила принципы разл. Эстетич. Течений (импрессионизм, экспрессионизм и др.).

Лучшие образцы С. М. 20 в.- классика новейшего времени. Классич. Симф. Оркестр сохранил в музыке 20 в. Значение нормы, но широкое применение получили и др. Орк. Комплексы - расширенные до сверхоркестра, уменьшенные до камерного коллектива, промежуточные неполные составы. Оркестр обогатился новыми тембрами (в частности, электроинструментов), выдвинулась как самостоят. Ансамбль в оркестре группа удар. Инструментов. На равных правах с инструментами в партитуры симф. Произв. Стали включаться певческие сольные и хор. Голоса. Композиционные приёмы С. М. Преломились в джазе (т.н. Симф. Джаз). Вновь культивируются нек-рые жанры старинной музыки, напр. Концерт для оркестра. Новые импульсы С. М. Дали муз. Культуры неевропейских народов.В 19-20 вв. В странах Европы и Америки выдвинулся ряд нац.

Школ С. М., к-рые получили мировое значение. Высокими достижениями отмечена рус. Классич. И сов. С. М., занимающая видное место в мировой муз. Культуре. Сов. С. М. Охватывает творч. Деятельность композиторов всех союзных и авт. Республик. Во многих сов. Республиках только после 1917 появились мастера С. М. В разл. Жанрах сов. С. М. Нашли отражение образы и идеи современности, процессы революц. Преобразования общества. Рост симфонизма сказался в развитии оперы и балета, привёл к расцвету вок.-симф. Жанров, к симфонизации музыки для дух. Оркестра и оркестра нар. Муз. Инструментов. Богатейший фольклор СССР дал творч. Импульсы С. М. И обусловил появление новых её разновидностей (напр., симф. Мугама). Благотворно воздействие нац. Традиций и на С. М. Др. Стран.Литература.

Глебов Игорь (Асафьев Б. В.), Русская симфоническая музыка за 10 лет, "Музыка и революция", 1927, No 11. Советская симфоническая музыка. Сб. Ст., М., 1955. Соллертинский И., Исторические типы симфонической драматургии, в его кн. Музыкально-исторические этюды, Л., 1956. Ступель A., Беседа о симфонической музыке, Л., 1961. Poпова Т., Симфоническая музыка, М., 1963. Для слушателей симфонических концертов. Краткий путеводитель, М.-Л., 1965, Л., 1967. Конен В., Театр и симфония..., М., 1968, 1975. Бобровский В., Симфоническая музыка, в кн. Музыка XX века, ч. 1, кн. 1, М., 1976. Kretzschmar H., Fьhrer durch den Concertsaal, Abt. 1 - Symphonie und Suite, Lpz., 1887, Bd 1-2, Lpz., 1932. Vatielli P., Primizie del sinfonismo, "RMI", 1943, v.

47, p. 117-140. Ulrich H., Symphonic music, N. Y., 1952. Konzertbuch. Orchestermusik, hrsg. Von K. Schцnewolf, Tl 1-2, В., 1959 - 60, Lpz., 1965.В. С. Штейнпресс..

Значения в других словарях
Симфонизм

Обобщающее понятие, производное от термина "симфония" (см. Симфония), но не отождествляющееся с ним. В самом широком смысле С. - это художеств. Принцип философски-обобщённого диалектич. Отражения жизни в муз. Иск-ве. С. Как эстетич. Принцип характеризуется сосредоточенностью на кардинальных проблемах человеческого бытия в его разл. Аспектах (общественно-историч., эмоционально-психологич. И др.). В этом смысле С. Связан с идейно-содержательной стороной музыки. Одновременно понятие "С." включает в..

Симфоническая картина

Род симфонического, б. Ч. Одночастного программного произведения (см. Программная музыка). С. К. Близка к симфонической поэме. В отличие от последней, С. К. Обычно не связана с к.-л. Сюжетом и отражает объекты и явления действительности, не претерпевающие существ. Изменений, напр. Пейзажи, жанровые сцены, батальные картины. В подобного рода С. К. Большое значение приобретают средства муз. Изобразительности (см. Звукопись). К области С. К. Принадлежат и портретные зарисовки, раскрывающие характер..

Симфоническая поэма

(нем. Symphonische Dichtung, франц. Poиme symphonique, англ. Symphonic poem, итал. Poema sinfonica) - одночастное программное симф. Произведение. Жанр С. П. Полностью сложился в творчестве Ф. Листа. От него исходит и само назв. "С. П.". Впервые Лист дал его в 1854 своей написанной ещё в 1849 увертюре "Тассо", после чего стал наз. С. П. Все свои одночастные программные симф. Сочинения. Назв. "С. П." указывает на связь в подобного рода произв. Музыки и поэзии - как в смысле претворения сюжета того..

Симфоническая фантазия

(нем. Symphonische Fantasie, франц. Fantasie symphonique, англ. Symphonic fantasia) - род симф. Одночастного программного произведения (см. Программная музыка), орк. Разновидность фантазии. Может рассматриваться и как разновидность жанра симфонической поэмы. Отличается характерной для фантазии свободой построения, не исключающей, однако, близости к сонатной форме. Нередки в С. Ф. Фантастич. Элементы. Образцы С. Ф. В заруб. Музыке немногочисленны. Р. Шуман первоначально назвал С. Ф. Свою 4-ю симф..

Дополнительный поиск Симфоническая музыка Симфоническая музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Симфоническая музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Симфоническая музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 20 символа