Сказители

93

Исполнители былин, эпических баллад и ранних историч. Песен. Слово "С." имеет нар. Происхождение, образовано от глагола "сказывать". Оно указывает на своеобразную манеру исполнения произв. Перечисленных фольклорных жанров. На севере России исполнителей эпоса называли также "сказатели", "старинщики". С. Были обычно крестьяне (как мужчины, так и женщины). В фольклористику термин "С." вошёл в сер. 19 в. Благодаря работам П. Н. Рыбникова и А. Ф. Гильфердинга. С. В период расцвета рус. Эпоса (10-16 вв.) были как непрофессионалы, так и профессионалы - певцы в дружинах, при княжеских дворах, скоморохи и др. С 60-х гг. 19 в., когда эпос стал систематически записываться, С.-профессионалы уже не встречались.С. Пользовались одним, максимум 2-3 традиц.

Напевами речитативного характера и применяли их независимо от содержания текста произведения. Личность С. Проявлялась в индивидуальном подборе средств поэтич. Выразительности словесного текста, в варьировании напева, эпизодов, в установлении последовательности эпизодов и, наконец, в самом репертуаре С. В зависимости от степени проявления индивидуального начала в творчестве С. Фольклористы (вслед за сов. Фольклористом А. М. Астаховой) различают. С.-передатчиков, стремящихся к предельно точному воспроизведению усвоенного (И. Т. Рябинин, Б. Суриков - 2-я пол. 19 в.). С., создающих свои редакции и версии (Т. Г. Рябинин - сер. 19 в., Н. С. Богданова, А. М. Пашкова - кон. 19 - нач. 20 вв.). С.-импровизаторов, к-рые каждый раз по-новому излагают сюжет (В.

П. Щеголёнок - кон. 19 в., М. С. Крюкова - 20 в.). Под влиянием наиболее талантливых С. Возникали локальные школы (онежская, беломорская, печорская, мезенская и др.), а вслед за ними - более обширные местные традиции. Среди выдающихся С. Рус. Севера - Т. Г. Рябинин, А. М. Крюкова, Г. Л. Крюков, М. Д. Кривополенова, А. П. Сорокин, H. С. Богданова, Г. А. Якушов, Ф. А. Конашков. Для популяризации творчества С. С 80-х гг. 19 в. Организовывались их публич. Выступления в крупнейших городах России и Зап. Европы.Первые собиратели и исследователи нар. Эпоса застали лишь последнюю стадию его активного бытования (сер. 19 в.) - в основном на сев. Окраинах России и в меньшей степени в Сибири. К этому времени на юге России в казачьей среде былины трансформировались в былинные песни, исполнявшиеся хором на песенные напевы.С.

Иногда наз. Исполнителей эпоса др. Народов СССР - казах, жирши, туркм. Бахши, якут, олонхосутов и др.Литература. Рыбников П. Н., Заметка собирателя, в сб. Песни, собранные П. Н. Рыбниковым, ч. 3 - Народные былины, старины, побывальщины и песни, Петрозаводск, 1864, т. 1, М., 1909. Гильфердинг A., Олонецкая губерния и ее народные рапсоды, в сб. Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871, СПБ, 1873. Ляцкий Е., Сказитель И. Т. Рябинин и его былины, "Этнографическое обозрение", 1894, кн. 23, No 4, с. 105-35. Миллер Вс. Ф., Очерки русской народной словесности, т. 1, М., 1897. Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899-1901 гг., т. 1, М., 1904, с. 333-91 (с нотным приложением). Ончуков Н., Печорские былины, СПБ, 1904, с.

I-XXXIII. Сперанский М., Русская устная словесность, т. 2 - Былины. Исторические песни, под ред. И с примеч. М. Сперанского, М., 1919, с. VII-XX. Соколов Б., Сказители, М., 1924. Соколов Ю. М., Русский фольклор, М., 1938, с. 232-46. Астахова A., Былинное творчество северных крестьян, в сб. Былины Севера, т. 1, М.-Л., 1938, с. 7-105. Её же, Русский былинный эпос на Севере, Петрозаводск, 1948. Ухов П. Д., Былины, в сб. Русское народное поэтическое творчество, M., 1956, с. 350-56.И. Я. Лесенчук.

Значения в других словарях
Сицки Л.

(Sitsky) Ларри (р. 10 IX 1934, Тяньцзинь, Китай) - австрал. Композитор и пианист. В 1958 окончил Гос. Консерваторию Нового Юж. Уэльса в Сиднее, в 1959-61 занимался в Сан-Францисской консерватории по классу фп. У Э. Петри. Композицию изучал самостоятельно. Преподавал игру на фп. В Квинслендской гос. Консерватории (1961-65), читал также лекции по совр. Музыке в ун-те Квинсленда, профессор по классу фп. Высшей муз. Школы в Канберре (с 1966). Гастролировал за рубежом (посетил СССР в 1978). Автор ряд..

Сичинский Д. В.

Денис Владимирович (2 X 1865, с. Клювинцы, ныне Гусятинского р-на Тернопольской обл. - 26 V 1909, г. Станислав, ныне Ивано-Франковск) - укр. Композитор и муз. Деятель. Муз. Образование получил в Тернополе, где обучался муз. Теории и игре на фп. У В. Вшелячинского (1886-87). В 1889-92 учился во Львовской консерватории у Вшелячинского и К. Микули (ученика Ф. Шопена). В 1891 участвовал в создании певч. Об-ва "Боян" во Львове, в 1893 организовал об-во "Боян" в Коломые, в 1895-96 дирижёр такого об-ва..

Скалкотас Н.

(Skalkottas) Николаос (21 III 1904, Халкис, Эвбея - 20 IX 1949, Афины) - греч. Композитор и скрипач. В 1920 окончил Афинскую консерваторию. В 1921 занимался в Высшей муз. Школе в Берлине у В. Хесса (скрипка), в 1925-27 - у Ф. Ярнаха (композиция). В 1927-31 совершенствовался под рук. А. Шёнберга, к-рый оказал решающее воздействие на формирование его муз. Стиля. С 1933 жил в Афинах. С. - один из основателей новой греч. Муз. Школы. В своих произв. Последовательно применял додекафонный метод.Сочинен..

Скалторп П. Д.

(Sculthorpe) Питер Джошуа (р. 29 IV 1929, Лонсестон, Тасмания) - австрал. Композитор. Изучал музыковедение в Мельбурнском ун-те (1947-1950), композицию - у Э. Рабры и Э. Веллеса (1958-1960) в Уодемском колледже в Оксфорде (Великобритания). С 1961 работает гл. Обр. В Австралии. С 1963 преподаёт композицию в Сиднейском ун-те. В 1966 совершенствовался по композиции в Йельском ун-те (США). Изучал нац. Австрал. Муз. Культуру (в сочинениях нач. 60-х гг. Использовал элементы традиц. Музыки австрал. Або..

Дополнительный поиск Сказители Сказители

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сказители" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сказители, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа