Сложный контрапункт

92

Полифонич. Сочетание мелодически развитых голосов (разных или при имитации подобных), к-рое рассчитано на контрапунктически видоизменённое повторение, воспроизведение с изменением соотношения этих голосов (в отличие от простого контрапункта - нем. Einfacher Kontrapunkt - полифонич. Соединения голосов, употребляемого только в одной, данной их комбинации). За рубежом термин "С. К." не применяется. В нем. Музыковедческой лит-ре используется родственное ему понятие mehrfacher Kontrapunkt, обозначающее только тройной и четверной вертикально-подвижной контрапункт. В С. К. Различаются первоначальное (данное, исходное) соединение мелодич. Голосов и одно или несколько производных соединений - полифонич. Вариантов первоначального.

В зависимости от характера изменений существуют, согласно учению С. И. Танеева, три главных вида С. К. Подвижной контрапункт (подразделяемый на вертикально-подвижной, горизонтально- подвижной и вдвойне-подвижной), обратимый контрапункт (подразделяемый на полный и неполный обратимый) и контрапункт, допускающий удвоения (одна из разновидностей подвижного контрапункта). Все указанные виды С. К. Нередко комбинируются. Напр., в фуге Credo (No 12) из мессы h-moll И. С. Баха два вступления ответа (в тактах 4 и 6) образуют первоначальное соединение - стретту с расстоянием вступления 2 такта (воспроизведено в тактах 12-17), в тактах 17-21 звучит производное соединение во вдвойне-подвижном контрапункте (расстояние вступления 11/2 такта с вертикальным смещением ниж.

Голоса первоначального соединения вверх на дуодециму, верхнего - вниз на терцию), в тактах 24-29 образуется производное соединение от соединения в тактах 17-21 в вертикально-подвижном контрапункте (Iv = - 7 - двойной контрапункт октавы. Воспроизведено на другой высоте в тактах 29-33), от такта 33 следует стретта в 4 голосах с увеличением темы в басу. Верх. Пара голосов представляет соединение, производное от первоначальной стретты во вдвойне-подвижном контрапункте (расстояние вступления 1/4 такта. Воспроизведено на другой высоте в тактах 38-41) с удвоением верх. Голоса секстой снизу (в примере опущены полифонич. Голоса, не входящие в указанные выше соединения, а также сопровождающий 8-й голос). Нотный пример см.

Кол. 94.В фп. Квинтете g-moll op. 30 С. И. Танеева функцию первоначального выполняет соединение темы главной партии с её обращённым вариантом в начале репризы 1-й части (2-й такт после цифры 72);Контрапунктические комбинации в Credo (No 12) из мессы h-moll И. С. Баха.производное в виде канона (цифра 78) образуется в результате горизонтального смещения и одновременно проведения верхнего голоса в увеличении. В начале коды (3-й такт после цифры 100) производное во вдвойне-подвижном контрапункте (расстояние вступления 1 такт, нижний голос передвинут на дециму, верхний - на квинтдециму вниз). Контрапунктич. Варьирование завершается в коде финала, где звучит модулирующая канонич. Секвенция (цифра 219), представляющая производное соединение во вдвойне-подвижном контрапункте (расстояние вступления 2 такта, оба голоса - в прямом движении).

Далее (4-й такт после цифры 220) производное соединение - канон с вертикальным и горизонтальным передвижением и одновременно с четырёхкратным увеличением в басу (в примере опущены сопровождающие и удваивающие голоса):Контрапунктические комбинации в фортепианном квинтете g-moll op. 30 С. И. Танеева.Заключит. Канон в обращении из фуги b-moll из 2-го тома "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха представляет собой пример неполного обратимого контрапункта с удвоениями. Пятый номер из "Музыкального приношения" Баха - бесконечный канон в обращении, сопровождающий данный голос, где первоначальное соединение образуется верх. Голосом и пропостой (Р), производное в неполном обратимом горизонтально-подвижном контрапункте - тем же голосом й риспостой (RСложный контрапункт):С.

К. - область, наиболее очевидно связанная с рациональной стороной творч. Процесса композитора, что во многом определяет соответствующую образность муз. Речи. С. К. - основа формообразования в полифонии, одно из важнейших средств полифонич. Развития и варьирования. Его возможности были осознаны и разработаны мастерами строгого стиля. В последующие периоды развития муз. Иск-ва и в совр. Музыке С. К. Многообразно используется в полифонич. И гомофонных формах.Нотный пример из варианта вступления к "Подвижному контрапункту строгого письма" Танеева.Гармонич. Свобода совр. Музыки позволяет композиторам применять самые сложные в технич. Отношении разновидности С. К. И их комбинации. Так, напр., в No 23 из "Полифонической тетради" Щедрина первоначальное соединение обеих тем двойной фуги (такты 1-5) даёт множество (см.

Такты 9, 14, 19 и 22, 30, 35., 40, 45) неповторяющихся производных соединений в вертикально-, горизонтально- и вдвойне-подвижном контрапункте (с удвоениями).Указанные три вида С. К. С. И. Танеев считал основными, но не единственно возможными. Опубликованный фрагмент из варианта вступления к книге "Подвижной контрапункт строгого письма" свидетельствует о том, что Танеев включал в область С. К. Также тот его вид, где производное соединение образуется в результате применения ракоходного движения (см. Кол. 95, внизу).В своих трудах С. И. Танеев не рассматривал ни обратимый (хотя это входило в планы его науч. Исследований), ни ракоходный контрапункты (как, по-видимому, не имевший большого практич. Значения в то время). Теория полифонии, учитывая особенности совр.

Композиторской практики, расширяет понятие С. К. И рассматривает как самостоятельные его виды ракоходный контрапункт, а также допускающий в производном соединении увеличение или уменьшение к.-л. Из мелодич. Голосов первоначального. Напр., в рондообразном финале 3-й симфонии Караева начальный рефрен написан в форме 3-гол. Инвенции, где вступающие голоса (ритмически подобные теме) слагаются вместе с противосложениями из звуков додекафонной серии. 2-е проведение рефрена (цифра 4) представляет собой производное соединение в ракоходном контрапункте. Во 2-м эпизоде, написанном в форме фуги, репризная стретта (16 тактов до цифры 10) складывается из проведений темы в прямом и ракоходном движениях. В начале репризы 1-й части симфонии (цифра 16) звучит 3-гол.

Бесконечный канон, где верх. Голос - тема-серия в прямом, средний - в ракоходном, нижний - в обращённом ракоходном движениях (см. Кол. 96, внизу).Контрапункт, допускающий увеличение или уменьшение одного либо неск. Голосов, теоретически исследован мало.H. A. Римский-Корсаков. "Сказание о невидимом граде Китеже...", действие 3-е, 2-я картина.Многочисл. Примеры из классич. И совр. Музыки показывают, что сочетания с увеличением или уменьшением зачастую возникают без предварительного расчёта, непреднамеренно (см. Приведённый выше пример из Credo Баха. "Разряды" - 2-я часть "Маленькой камерной музыки No 1" Л. Грабовского - складываются из проведений додекафонной темы, к к-рой добавляются её варианты в 2-15-кратном уменьшении).

Однако в некоторых сочинениях получение производных комбинаций подобного рода, очевидно, входило в первоначальный замысел композитора, что доказывает их принципиальную принадлежность к области С. К. Таковы стретты с темой в увеличении в фуге dis-moll из 1-го тома "Хорошо темперированного клавира" Баха. В 1-й части 8-й симфонии Глазунова на первоначальном соединении (цифра 30) основано производное (цифра 31) в неполном обратимом контрапункте с увеличением одного из голосов. Сложные комбинации с увеличением темы образуют производные соединения в фп. Квинтете g-moll Танеева (цифры 78 и 220. См. Пример в кол. 94).В. Toрмис. "Почему ждут Яана" (No 4 из хорового цикла "Песни Яанова дня").Совр. Теория полифонии вносит коррективы и в трактовку контрапункта, допускающего удвоения, поскольку гармонич.

Нормы музыки 20 в. Но ограничивают применение дублировок к.-л. Определ. Интервалами или аккордами. Напр., во 2-й картине 3-го д. Оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова (цифра 210) имитация лейтмотива татар излагается параллельными ум. Септаккордами (см. Пример а). В песне "Почему ждут Яана" (No 4 из хор. Цикла В. Тормиса "Песни Яанова дня") голоса движутся параллельными квинтами ("вертикально- подвижная гармония", по определению С. С. Григорьева. См. Пример b), в No 7 того же цикла удвоения имеют кластерную природу (см. Пример с);В. Toрмис. "Песня Яанова дня" (No 7 из хорового цикла "Песни Яанова дня").в "Ночи" из "Скифской сюиты" Прокофьева голоса в построении типа бесконечного канона дублируются аккордами разной структуры (см.

Пример d, кол. 99).С. С. Прокофьев. "Скифская сюита", 3-я часть ("Ночь").Таблица всех теоретически возможных комбинаций видов С. К. Приведена в книге К. Южак "Некоторые особенности строения фуги И. С. Баха".Литература. Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, Лейпциг, 1909, М., 1959. Танеев С. И., Из научно-педагогического наследия, М., 1967. Богатырев С. С., Обратимый контрапункт, М., 1960. Корчинский Е., К вопросу о теории канонической имитации, Л., 1960. Григорьев С. С., О мелодике Римского-Корсакова, М., 1961. Южак К., Некоторые особенности строения фуги И. С. Баха, М., 1965. Пустыльник И. Я., Подвижной контрапункт и свободное письмо, Л., 1967. См. Также лит. При статьях Подвижной контрапункт, Обратимый контрапункт, Ракоходное движение.В.

П. Фраёнов..

Значения в других словарях
Сложная трёхчастная форма

См. Трёхчастная форма.. ..

Сложные такты

Такты, делящиеся на два или неск. Одинаковых простых тактов, напр.Простые такты здесь выступают в качестве долей высшего порядка, в отличие от простых тактовых долей. На основе 2-, 3-, 4-дольности высшего порядка складываются такты из 4, 6, 9, 12 простых долей. Они содержат два рода метрически опорных долей - сильную долю и относительно сильную, напр.С. Т. - один из основополагающих тактовых типов европ. Проф. Музыки. Возник уже при формировании тактовой системы (нач. 17 в... ..

Слонимский Н. Л.

(Slonimsky) Николай Леонидович (р. 15 (27) IV 1894, Петербург) - амер. Музыковед, лексикограф, композитор, дирижёр и пианист. В 1908-1916 учился в Петерб. Консерватории у И. А. Венгеровой (фп.), В. П. Калафати (гармония) и М. О. Штейнберга (инструментовка). С 1920 концертировал как пианист-солист и аккомпаниатор в странах Европы. С 1923 живёт в США, с 1964 - в Лос-Анджелесе. Выступал как дирижёр в США и др. Странах (нек-рые совр. Произв. Впервые исполнены под его управлением, в т.ч. Сочинения Ч...

Слонимский С. М.

Сергей Михайлович (р. 12 VIII 1932, Ленинград) - сов. Композитор и пианист. Кандидат искусствоведения (1963). Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1978). В 1955 окончил Ленингр. Консерваторию по классу композиции у О. А. Евлахова, по фп. - у В. В. Нильсена, в 1958 там же аспирантуру. С того же года преподаватель консерватории по классу композиции (с 1976 профессор). Музыка С. Отмечена разнообразием жанров, тяготением к новым выразит. Средствам, своеобразным преломлением рус. Муз. Фольклора.Сочинения. Оперы ..

Дополнительный поиск Сложный контрапункт Сложный контрапункт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сложный контрапункт" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сложный контрапункт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 19 символа