Слонимский Н. Л.

86

(Slonimsky) Николай Леонидович (р. 15 (27) IV 1894, Петербург) - амер. Музыковед, лексикограф, композитор, дирижёр и пианист. В 1908-1916 учился в Петерб. Консерватории у И. А. Венгеровой (фп.), В. П. Калафати (гармония) и М. О. Штейнберга (инструментовка). С 1920 концертировал как пианист-солист и аккомпаниатор в странах Европы. С 1923 живёт в США, с 1964 - в Лос-Анджелесе. Выступал как дирижёр в США и др. Странах (нек-рые совр. Произв. Впервые исполнены под его управлением, в т.ч. Сочинения Ч. Айвса, музыку к-рого он активно пропагандировал), руководил основанным им камерным оркестром в Бостоне (1927-34). Преподавал в муз. Школах, колледжах и ун-тах, в т.ч. В Калифорнийском ун-те (1964-1967). Редактор муз. Энциклопедии О. Томпсона (4-8-е изд.), биографич.

Словаря музыкантов Т. Бейкера (дополненное 5-е изд. 1958 и приложения 1965 и 1971, 6-е дополненное изд. 1979), писал статьи для мн. Словарей и энциклопедий, составил своеобразный "Лексикон музыкальных инвектив..." (собрание негативных высказываний музыкантов о творчестве композиторов со времён Л. Бетховена). Капитальный труд С. - "Музыка с 1900" (хронология муз. Событий 20 в.). Нововведения С. В технике композиции и муз. Терминологии (напр., пандиатоника - равноправное применение 7 звуков диатонич. Гаммы в мелодич., контрапунктич. И гармонич. Комбинациях) обоснованы в его трактате "Тезаурус звукорядов и мелодических фигураций", а также в словаре муз. Терминов 20 в. (вошёл в 4-е изд. "Музыки с 1900"). Автор муз. Сочинений гл. Обр. Малых форм (б.

Ч. Объединены в сюиты или циклы пьес). Среди них - произв. На рус. Темы (в т.ч. 4 рус. Мелодии для кларнета и фп., 1937). Издал (с собств. Переводами текстов на англ. Яз.) сб. "50 русских романсов от Глинки до Шостаковича" ("50 Russian art songs from Glinka to Shostakovich", v. 1-3, 1949-51). В 1962 и в 1979 приезжал в СССР.Сочинения. Балет Принц отправляется на охоту (Prince goes a-hunting, 1925, Рочестер, шт. Нью-Йорк). Для орк. - Увертюра на древнегреческую тему (1933). Вариации на браз. Тему Мой воздушный шарик (My toy balloon, для орк. И 100 одновременно лопающихся на sforzando игрушечных воздушных шаров, 1942, первонач. Для фп., 1941). Инстр. Дуэты, в т.ч. Сюита для влч. И фп. (1950). Пьесы для фп., в т.ч. Этюды в чёрном и белом (Studies in black and white, 1928).

50 мини-этюдов (50 Minitudes, 1973). Циклы романсов для голоса с фп., в т.ч. На тексты из объявлений и с надгробных памятников. Бесконечный канон (по Мёбиусу. Для сопрано и тенора, фп. Ad libitum, 1965). Маленькая сюита для ансамбля дух. И ударных инструментов (аранжировка 8 из 11 фп. Этюдов в черном и белом).Литературные сочинения. Music since 1900, N. Y., 1937, 1971. Music of Latin America, N. Y., 1945, 1972. Thesaurus of scales and melodic patterns, N. Y., 1947. The road to music, N. Y., 1947, 1960. A thing or two about music, N. Y., 1948. Lexicon of musical invective. Critical assults on composers since Beethoven's time, N. Y., 1953.Литература. Шнеерсон Г., Панорама музыки XX века, "СМ", 1973, No 1. Ewen D., American composers today, N.

Y., 1949. Composers of Americas, v. 15, Wash., 1969 (с нотографией).Б. С. Штейнпресс..

Значения в других словарях
Сложные такты

Такты, делящиеся на два или неск. Одинаковых простых тактов, напр.Простые такты здесь выступают в качестве долей высшего порядка, в отличие от простых тактовых долей. На основе 2-, 3-, 4-дольности высшего порядка складываются такты из 4, 6, 9, 12 простых долей. Они содержат два рода метрически опорных долей - сильную долю и относительно сильную, напр.С. Т. - один из основополагающих тактовых типов европ. Проф. Музыки. Возник уже при формировании тактовой системы (нач. 17 в... ..

Сложный контрапункт

Полифонич. Сочетание мелодически развитых голосов (разных или при имитации подобных), к-рое рассчитано на контрапунктически видоизменённое повторение, воспроизведение с изменением соотношения этих голосов (в отличие от простого контрапункта - нем. Einfacher Kontrapunkt - полифонич. Соединения голосов, употребляемого только в одной, данной их комбинации). За рубежом термин "С. К." не применяется. В нем. Музыковедческой лит-ре используется родственное ему понятие mehrfacher Kontrapunkt, обозначающ..

Слонимский С. М.

Сергей Михайлович (р. 12 VIII 1932, Ленинград) - сов. Композитор и пианист. Кандидат искусствоведения (1963). Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1978). В 1955 окончил Ленингр. Консерваторию по классу композиции у О. А. Евлахова, по фп. - у В. В. Нильсена, в 1958 там же аспирантуру. С того же года преподаватель консерватории по классу композиции (с 1976 профессор). Музыка С. Отмечена разнообразием жанров, тяготением к новым выразит. Средствам, своеобразным преломлением рус. Муз. Фольклора.Сочинения. Оперы ..

Слонимский Ю. И.

Юрий Иосифович (13 (26) III 1902, Петербург - 23 IV 1978, Ленинград) - сов. Балетовед, драматург-сценарист. Чл. КПСС с 1944. В 1918 учился в Школе рус. Драмы в Петрограде, с 1918 брал частные уроки у воспитанников Петерб. Театр. Балетного уч-ща А. Н. Сакселина, В. И. Вайнонена и Г. М. Баланчивадзе (Баланчина). В 1924 окончил юридич. Ф-т Петрогр. Ун-та. С 1920 начал выступать с докладами о балете. В 1922-24 и 1932-61 науч. Сотрудник Ленингр. Ин-та истории иск-в (ныне Ленингр. Ин-т т-ра, музыки и ..

Дополнительный поиск Слонимский Н. Л. Слонимский Н. Л.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Слонимский Н. Л." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Слонимский Н. Л., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 16 символа